Ханс фон Аахен (Hans von Aachen, 1552–1615) считается представителем северного маньеризма. Он родился в Кельне, а из Аахена происходил его отец. В Кёльне Ханс фон Аахен получил основы художественного образования; видимо, там же он стал членом гильдии художников. В 1574 году фон Аахен отправился в Италию, 14 лет прожил в Венеции, работал в Риме, где сложился определенный кружок художников из Северной Европы, затем работал во Флоренции. В 1587 году фон Аахен вернулся в Германию, где составил себе имя как автор полотен на исторические и мифологические сюжеты, а также как опытный портретист.
Видимо, к сорока годам Ханс фон Аахен обрел общеевропейскую известность, потому что в 1592 году император Рудольф II, двор которого в Праге был одним из важнейших культурных и художественных центров той эпохи, «заочно» (in absentia) пожаловал фон Аахену звание императорского живописца.
Ханс фон Аахен переехал в Прагу спустя четыре года, и в дальнейшем его обязанности отнюдь не ограничивались работой с холстом и кистью. Как известно, император Рудольф II видел Прагу — и прежде всего свой двор — центром европейской художественной и научной жизни. Он приглашал в Прагу лучших мастеров, приобретал их работы и был готов тратить на это огромные суммы.
Ханс фон Аахен стал одним из императорских «экспертов», уполномоченных отбирать художественные ценности для императорских коллекций. Поэтому он много путешествовал, совмещая работу художника и эксперта с дипломатической деятельностью. После смерти Рудольфа II Ханс фон Аахен остался на службе у его наследника, императора Матиаса.
Как и многие его современники, фон Аахен работал в разных жанрах: это портрет, в том числе парадный (кстати, Аахену принадлежит один из лучших портретов Рудольфа II); картины на мифологические сюжеты; жанровые сцены.
Работы Ханса фон Аахена выделяются свободой трактовки «заданных» эпохой жанров. Строго говоря, тем он и замечателен: с одинаковым мастерством он пишет парадный портрет императора, обнаженную натуру, бытовую сцену, композицию на библейский сюжет.
Маньеризм, как мы видим, весьма условное понятие…