С 28 сентября по 2 октября 2016 года в Новосибирске проходил третий научный фестиваль EUREKA!FEST. Около 5 тыс. человек приняли участие в более чем полусотне интереснейших событий: увлекательных лекциях, красочных презентациях, удивительных выставках, жарких дискуссиях, приятных и полезных экскурсиях, просмотре документальных фильмов. Естественно, при таком количестве событий многие из них проходили параллельно.
Автор статьи была вынуждена пропустить лекции в НГУ, трек «Умные технологии» там же, сайнс-слэм и лекции в центре города, множество экскурсий в научных институтах, так как в это время вела научно-популярные лекции в СУНЦ Новосибирского госуниверситета (более известном как ФМШ НГУ). Но на такую невозможность попасть на всё интересное вряд ли стоит сердиться, и если в прошлые годы многие высказывали недовольство тем, как часто две интересные лекции проходят одновременно, то в этом году новосибирцы, похоже, смирились с форматом. Поэтому самый частый вопрос, который задавали мне как организатору: «Почему в школе биологию (физику, химию, математику) так не преподают?»
Мероприятия фестиваля начались еще до его официального открытия. 25 сентября всем желающим предлагалось отправиться «назад во времени» и пройти тропой наших предков от дней сегодняшних до первичного океана (роль которого уже второй год на экологической прогулке выполняет Обское водохранилище).
Погода, несомненно, баловала новосибирцев в этом году. Вот и в последнее воскресенье сентября стояла удивительно теплая и солнечная погода. Конечно, большинство горожан в эти (предположительно последние) теплые выходные выехали на дачи и пикники. Но больше 300 жителей Академгородка и его гостей решили насладиться красотой осеннего леса в обществе специалистов — биологов. Организаторы предлагали всем желающим отправиться по пути эволюции на выбор: с млекопитающими, человеком, птицами и рептилиями, беспозвоночными или растениями.
Я отправилась «гулять за Дарвина» по тропе млекопитающих. Надо признать честно: группа, в которую я записалась, была одной из самых популярных. Регистрация сюда закончилась за неделю до прогулки. Что, пожалуй, неудивительно, так как экскурсоводами нашей группы выступали любимый многими поколениями студентов факультета естественных наук НГУ профессор Павел Михайлович Бородин, сотрудница Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН Анна Дружкова и младший научный сотрудник Института нефтегазовой геологии и геофизики Игорь Косенко.
Самым захватывающим было шагать со скоростью ни много ни мало сотни тысяч лет за шаг. Сдвинувшись лишь на ступню, мы уже миновали доместикацию (приручение) домашних животных: овец, коров, лошадей, свиней и даже первых наших домашних питомцев, собак. Анна — один из соавторов статьи в Science о расшифровке генома ДНК древнейших собак. Так что в вопросах доместикации она признанный специалист.
Как оказалось, даже с такими привычными и сравнительно недавно прирученными животными, как свиньи, не всё просто. Первые домашние свиньи появились около 8500 года до н. э. в Анатолии, а затем распространились по Ближнему и Среднему Востоку. Отдельный, независимый очаг доместикации кабана находился в Китае за 6 тыс. лет до н. э. Время приручения собак за последние годы значительно выросло. Не последнюю роль в этом сыграла находка сибирского ученого Оводова в Разбойничьей пещере на Алтае в 1970-х годах. Именно им были найдены самые древние кости домашней собаки в Сибири — 33 тыс. лет. Недавние исследования ДНК подтвердили: кости принадлежат не волку, а именно собаке. Еще старше кости собаки в Бельгии — 36 тыс. лет.
Сделав еще несколько шагов, мы попали на 5 млн лет назад. Бурые медведи отделились от белых. 9 млн лет назад по планете ходил общий предок ласковых домашних кисок и диких тигров. И они не так близки, как вам может показаться, — их гены отличаются так же, как наши и шимпанзе.
12 млн лет назад — лошади отделились от ослов. Мы бодро шагали по тропе истории Земли, перешагивая с золотыми листьями миллионы лет. «Игорь, что у нас в это время с погодой?» — «Хм… Да, в общем, совсем как сейчас — потепление, и континенты примерно на тех же местах… Только на месте Сахары — море».
50 млн лет назад — по планете бродят амфициониды (собакомедведи весом до 300 кг), от которых через 10 млн лет отделятся псовые и куньи, а 15– 20 млн лет назад — медведи и моржи.
60 млн лет назад. «Кто из ныне живущих млекопитающих — ближайший родственник китов?» — спросил нас Павел Михайлович, даже не скрывая веселых искорок в глазах. «Может, моржи?» — «Морская корова?» — «Корова, — подтверждает Бородин. — Но не морская, а речная — гиппопотам». Оказалось, что предок кита был парнокопытным.
65 млн лет назад произошло самое известное у молодежи вымирание, которое не пережили динозавры и еще 16% семейств морских животных (в том числе аммониты и белемниты) и 18% — сухопутных. Одной из наиболее вероятных причин великого вымирания могло стать падение астероида в районе полуострова Юкатан.
Окаменевшие раковины аммонитов мы рассматривали, уже соединившись с группой, пошедшей тропой человека. И успешно пробежали мимо пегасохищных (предков медведей, летучих мышей и лошадей), общего предка ежей и кротов, обитавшего на планете 80 млн лет назад. Сложные и неожиданные родственные связи разных групп животных и непредсказуемость эволюции могут стать предметом зависти именитого сценариста мыльных опер. Например, млекопитающие теряли цветное зрение, когда спрятались под землю. А затем обрели его вторично. Но эта потеря и уход под землю позволили нам благополучно пережить динозавров.
«Меня часто спрашивают, как, если эволюция вызвана случайными мутациями, а не мудрыми высшими силами, я могу объяснить, к примеру, появление человеческого глаза, — рассказал профессор Бородин. — Так вот, более несовершенный с инженерной точки зрения механизм даже представить себе сложно. Допустим, что вам надо создать фотоэлемент, который будет отправлять всю собранную информацию в центральный компьютер. Естественно, вы расположите фотоэлементы ближе к свету, а провода с другой стороны. В сетчатке глаза „фотоэлементы“ направлены от света, а их „провода“ — между „прибором“ и источником света… „Провод“ проложен по поверхности сетчатки к слепому пятну, через которое уходит к оптическому нерву… Весь секрет в том, что эволюция — это не мудрый высший разум. Она действует по принципу достаточности и необходимости».
250 млн лет назад жителям Земли пришлось столкнуться с очередным глобальным вымиранием. По словам Игоря, вымерло примерно 96% видов. В этот раз виновницей большинство ученых считает вулканическую активность в Сибири. Извержения продолжались несколько миллионов лет. Объем извергнутых расплавов составил больше 5 млн км3. Лава покрыла почти всю современную Западную Сибирь. Сухой и теплый климат во время извержений сменился похолоданием, которое сопровождалось появлением токсичных веществ в воде и воздухе, снижением фотосинтеза у растений.
Но профессор Бородин предложил смотреть на ужасы прежних эпох оптимистично: среди тех, кто их успешно пережил, оказались и наши предки. А это значит, они были умнее, хитрее, ловчее других. «И везучей», — подсказывает кто-то из толпы. «Ну нет. Везение тут ни при чем. Оно могло помочь выжить разово какому-то одному поколению, но когда речь идет о миллионах, миллиардах лет — это уже не везение», — уверил нас Павел Михайлович.
Мы шли огромной толпой по одной из центральных улиц городка — улице Ильича. Какая-то старушка стала пристально вглядываться в портреты Дарвина — один на красном фоне с надписью: «Учение Дарвина непобедимо, потому что верно» — и второй, где Дарвин сидит на ветвях генеалогического древа. Затем она плюнула вслед нашей процессии и начала торопливо креститься. Какой-то молодой человек, напротив, с большим интересом пристроился к нашему маршу.
«Против чего митингуете? Выборы же уже прошли?» — добавил он, вглядываясь всё в те же портреты.
А мы спешили на встречу с птицами и рептилиями. Но нас ждало не путешествие в небесных высях, а погружение в воду — к двоякодышащим и кистеперым рыбам. «Иногда считается, что мы произошли от самых успешных рыб — тех, кто вышел на сушу… — заметил Павел Михайлович. — Но тут надо понимать, что самые успешные так и остались в воде. Наши предки были вынуждены покинуть воду, потому что им надо было выживать. И помните, никакого стратегического плана по освоению земли у них не было. Им просто хотелось перелезть из одной лужи в другую».
Артем Лисачёв с нескрываемым удовольствием поделился информацией о жизни кистеперых и двоякодышащих рыб. А заодно историей о том, как в ходе эволюции отросток пищевода превратился в плавательный пузырь, а затем — в легкое.
Особый интерес у прекрасной половины вызвали рассуждения профессора Бородина о заслугах наших бабушек: они не только выжили сами, но и нашли себе «правильных дедушек» — половых партнеров с хорошими генами, позволившими выжить будущим потомкам. «А как же распознать мужчин с правильными генами?» — раздался робкий, но весьма оправданный вопрос.
«Как вы думаете, зачем павлину такой огромный хвост? Он много весит, с ним неудобно убегать от хищников… Красота — дело относительное, а жизнь он не упрощает, — ответил Павел Михайлович. — Просто без хвоста выжить может любой дурак. А самка смотрит на павлина с огромным хвостом и думает: если он смог выжить с этой неудобной штукой, наверное, его гены очень хороши. А дальше делайте выводы сами…»
Еще одним откровением для многих, запомнившимся участникам прогулки, стал рассказ Евгении Тимоновой о сексе. «Секс — это совсем не о том, о чем многие из вас думают.… Это даже не о размножении, — подчеркнула ведущая видеоблога „Всё как у зверей“. — Беспозвоночные животные до появления полового размножения вполне успешно существовали. Более того, бесполые организмы делятся гораздо быстрее. Но хромосомы партнера могут принести существенные бонусы в гонке на выживание. Как бы вы себя ни любили, при бесполом размножении вы создаете просто копии. А главная проблема клонов в том, что они одинаковы: что убивает одного, убивает всех. Так что без секса жить можно только в идеальных условиях. Секс позволяет нам приспособиться к меняющемуся миру».
Завершилась наша прогулка выходом к первичному бульону. «Я совсем запуталась! — топает ногой девчушка лет восьми на пляже. — Где мы теперь уже?!» «Примерно 4 млрд лет назад», — отвечает ей доктор биологических наук Дмитрий Жарков, приготовившись рассказать о современных теориях происхождения жизни. «Да не когда, а где! В океане, в вулкане или под землей?» — «Скорее в мелких теплых лужах. Которые лучше просвечивались радиацией, лучше нагревались, и процессы там шли активнее».
Завершилась прогулка чаепитием на берегу, кулуарными вопросами к экспертам и специальной постановкой театра «Сон торговца» по мотивам сказок и мифов маори о происхождении мира.
Участники прогулки уже начали с удовольствием планировать, по какой тропе они пойдут в следующем году. Да и организаторы обещают на проведенном фестивале и тропе не останавливаться.
Юлия Черная, научный журналист
Фото Дарины Мухановой