Смена вектора

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовЧто бы там ни говорили иные экзальтированные персонажи в розовых очках, главное во всяком деле — это деньги: нет без денег ни военных кампаний, ни науки, ни культуры. И увы, стоит напомнить, что из-за неблагоприятной экономической обстановки и санкционных козней наших западных партнеров денег становится всё меньше, поэтому приходится выбирать, что важнее: борьба с терроризмом в Сирии или образование, отстаивание нашей принципиальной позиции по Крыму или наука.

Поэтому в правительстве в настоящее время идет особенно жесткий бюджетный торг, в котором каждое министерство старается отстоять свою позицию и доказать, что не следует зарезать бюджетные ассигнования именно ему. Результаты этого торга мы узнаем довольно скоро, а пока имеет смысл подумать о том, куда будут направлены те небольшие деньги, которые достанутся научно-образовательной сфере. Ведь и в правительстве, и в Думе на ключевые позиции в данной сфере вышли новые люди.

Начнем, конечно, с Министерства образования и науки, которое возглавляет теперь Ольга Юрьевна Васильева. Конечно, пока еще продолжается цацканье с так называемыми ведущими учеными, получающими огромные деньги по мегагрантам и считающими себя пупами земли, которым всё подай на блюдечке с голубой каемочкой. Но, думаю, эти игры с дорогостоящими как бы звездами потихоньку пойдут на спад: пора уже положить конец этому низкопоклонству перед Западом.

Во всяком случае, разговоры о своих рейтингах для ученых, которые начались при новом руководстве министерства, являются шагом в правильном направлении: хватит с нас этой ливановщины, выражавшейся, в том числе, в насаждении данных Web of Science и Scopus в качестве универсального мерила научной ценности!

Радуют и другие действия нового руководства министерства, например приостановление слияний вузов: зачем были нужны слияния химиков с радиоэлектронщиками, вряд ли скажет хоть один здравомыслящий человек. Наконец, если спуститься из научно-образовательных эмпиреев на школьную скамью, и тут мы увидим зачатки более здравого подхода. Ольга Юрьевна решительно отказалась говорить о каких-то там образовательных услугах, отвергнув либерально-экономический взгляд на образование: «Никакие услуги мы не предоставляем. Мы воспитываем и обучаем. Исходя из нравственного стержня, который у нас у всех есть, это особое служение и особая миссия». То, что это — твердая и осознанная позиция министерства, ясно и из предложения вернуть в школы уборку школьных помещений и работы на приусадебном участке для учеников, чтобы они росли не потребителями, а созидателями.

Очень это поддерживаю! Думаю, что с потребительством необходимо активно бороться и в среде научных сотрудников, возродив поездки на картошку и овощебазы. Ведь, с одной стороны, наше сельское хозяйство растет и нуждается в рабочих руках. С другой стороны, если отправлять всех сотрудников научных институтов на месяц в неоплачиваемый отпуск на сельхозработы, где они сами смогут заработать для себя деньги с пользой для общества, то государство только на этом сможет сэкономить около 10% научного бюджета.

Конечно, говоря о государственной политике, нужно помнить не только об исполнительном органе власти, но и об органе законодательном — Государственной Думе. И тут, прямо скажем, есть повод для радости: объединенный думский комитет по науке и образованию перейдет наконец под контроль правящей партии, и возглавит его, как говорят, человек с ярко выраженной патриотической позицией — член Общественной палаты Российской Федерации, президент образовательного холдинга «Наследник», президент фонда «Национальные ресурсы образования», председатель Российского общества «Знание», доктор педагогических наук Любовь Духанина.

Таким образом, в деятельности Министерства образования и науки и думского комитета наступит гармония, в отличие от прошлых времен, когда министерство и думский комитет нередко выступали в роли лебедя, щуки и рака. Иной, конечно, может сказать, что Духанина весьма далека от науки, но и тут наша любимая партия позаботилась о балансе, командировав ей в первые заместители проверенного бойца — Геннадия Онищенко. Верю, что Геннадий Григорьевич, победивший генетически модифицированные организмы, грузинское вино и прибалтийские шпроты, и в новой должности проявит себя как рьяный борец за практическую пользу для государства.

Ваш Иван Экономов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: