Консервировать нельзя…

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовКонечно, важнейшим событием недавнего времени является избрание президентом США Дональда Трампа. Наконец-то заокеанскую сверхдержаву возглавит не питомец русофобского гнезда вашингтонского обкома Обама, не злобный враг Клинтон, а прагматичный политик, с симпатией относящийся к России и к Владимиру Владимировичу Путину лично. Теперь между нашими странами наладится сотрудничество, а времена санкций и изоляции уйдут в прошлое!

Казалось бы, отгремели выборы — что в США, что в нашу Думу, что в нашу Академию, — отшумели выборные страсти, пора бы всем успокоиться и заняться своим делом. Депутатам — запрещать Интернет, добивать пятую колонну и готовиться к выборам президента России. Академикам — готовить доклады о научных достижениях, бороться с ФАНО за контроль над финансовыми потоками и готовиться к выборам президента Академии. И все заняты своим делом, всё спокойно.

Но благостности не складывается. Возникают какие-то непонятные пертурбации. Критика какая-то, нападки. Вот известный журналист, телеведущий, актер и общественный деятель Владимир Соловьёв, уверяя в своем совершеннейшем почтении к Академии и академикам, раскритиковал их в пух и прах. Средний возраст академиков, мол, совсем не как по времена Петра I, а сугубо пенсионный, самих членов РАН стало пруд пруди — в четыре раза выросло их количество на душу населения за 30 лет, да и выбирают туда невесть кого. Наконец, публикуются ученые из академических институтов гораздо меньше, чем их коллеги из зарубежных центров, и народнохозяйственной пользы от них мало.

В общем, система академических институтов — уйма зданий с коммуналкой, престарелые сотрудники — жутко неэффективна, считает Владимир Рудольфович. Нельзя сохранять всё это только ради того, чтобы система продолжала существовать, чтобы существовало ФАНО. И делает вывод: нельзя консервировать умершее — будет просто разлагаться и дурно пахнуть.

Гораздо лучше, говорит Соловьёв, за те же деньги содержать не 50, а 2 тысячи научных сотрудников, тогда они будут всем обеспечены и смогут по всем показателям составить конкуренцию гарвардам и максам планкам.

В академических институтах народ заволновался: опять начались нападки на Академию, опять заказуха, валят всё в одну кучу, чтобы под шумок отнять здания в престижных местах, а сотрудников разогнать.

А я хочу, коллеги, сказать вам простую вещь: в Москве выпал снег, зима на носу. Время темное, холодное и голодное. Время, когда не следует будить спящего медведя в его берлоге, дабы не случилось беды. И всё, что мы можем ожидать от наступающего холодного времени, — это дальнейшее сокращение финансирования наших организаций в будущем году.

И потому наша задача состоит не в том, чтобы высматривать какие-то опасности и нападки на Академию и академиков. Не нашего это ума дело: если решат наверху, то здания отнимут и всех выгонят без всяких проблем. Оставят только две тысячи ученых, которых передадут в специальный институт при моем родном МГУ, чтобы показывать их успешный труд находящемуся в Москве с визитом Трампу.

Наша задача в другом: найти хотя бы крохотный дополнительный источник финансирования, чтобы пережить тяжелые времена. А лучше, конечно, не крохотный. И выживать. Искать, к кому бы сильному примкнуть, под чье бы мощное крыло залезть. Есть светочи вроде Михаила Валентиновича, правильнее всего было бы идти под него: деньги он добывать умеет. Но все под него не попадут: тут конкуренция гибкости спин и языков предстоит жесткая, так что нужно спешить.

Ну а академикам, им тоже стоит подумать: с кем вы, мастера науки? Стоит не артачиться, а найти правильного кандидата в свои президенты. С Михаилом Валентиновичем уже ничего не выйдет, поздно, раньше нужно было думать. Но найти кого-нибудь потише, помягче и поскромнее нужно. Избрать, а затем двигаться дальше: создать теологическое отделение РАН, избрать академиком патриарха Кирилла — и всё будет нормально, никто тогда Академию не тронет.

Ваш Иван Экономов

2 комментария

  1. Жизнь в столицах — больших и малых дорогое удовольствие. А наука — это придумывание новых идей.
    До жути не эффективное занятие. Десятилетиями можно заниматься чем то — потом окажется, что вообще бредятина. Прежде чем вспоминать Петра — надо вспомнить чем же в то время занимались Академики. Сейчас бы 90% всего их состава отправили бы во фрики и объявили бы лжеучёными!
    Знание надо хранить и добывать. Для хранения как раз и предназначены все эти Академики, доценты и куча кажущими никому не нужными институты. Образование как раз и нужно для хранения и передачи следующему поколению ценных и верных знаний. И оно требует больших затрат и усилий.
    Добыча знаний — это совсем другое. В крайнем случае можно и украсть у кого то.
    Вот тут и возникает путаница. Многие считают, что хранение знаний — это есть её добыча. И опять начинают подымать знамя несчастного Максвелла — с криком, что все работы он на 1000 лет вперёд оплатил.
    Ну выучил человек теории какую то. К нему приходят и говорят — ты можешь придумать новую? Вот смотри старую осилил ведь. И через какой то промежуток времени он и сам верит, что он и его команда и старую теорию сами придумали. Приписывает себя к когорте учёных — благодаря которым и достигнут весь этот прогресс.
    И тут доцент оказывается в самой гуще событий. С одной стороны постоянная нехватка средств. Постоянное требование решать взаимно противоречивые задачи. Думать надо о 20 проблемах сразу. А тут ещё надо, что нибудь придумать.
    Идея до жути капризное создание. Можно ручку купить и тетрадку и она появиться, а можно миллиарды в трубу выкинуть вообще впустую.
    Отделите науку от образования. Основные финансы на хорошее образование.
    Если сейчас зайти в архив и удалить из базы данных 99,99% всех опубликованных там статей случайным образом. На развитие цивилизации, технологии и производства. Вообще никак не повлияет. Фактически столкнулись с перепроизводством. Нас уже завалили информационным шумом. Никто не занят решением проблем — все заняты их обсуждением.

  2. «…создать теологическое отделение РАН, избрать академиком патриарха Кирилла — и всё будет нормально, никто тогда Академию не тронет.»

    Приятно видеть, когда прогнозы Ивана Экономова начинают исполняться. Так держать!

    «Ученый совет Санкт-Петербургского государственного университета (СпбГУ) присвоил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу звание почетного доктора. Таким образом, у патриарха теперь 33 ученые звания и степени…»

    http://polit.ru/news/2016/11/29/kirill/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: