Уважаемая редакция!
Видел недавно такую рекламу на придорожном стенде: «Доверие ведет к согласию». На ней изображены два симпатичных индивидуума, которые жмут друг другу руки. Первый — кудрявый, второй — прилизанный, в очках и с папочкой. Народ и начальство, так сказать.
Очень правильная мысль! Действительно, когда люди доверяют друг другу, то им гораздо проще договориться о чем-то, преодолеть разногласия, прийти к взаимовыгодному решению. Наоборот, когда между людьми доверия нет, то их взаимоотношения становятся сложными, договоренности — зыбкими, все время витают подозрения, что противная сторона обманет.
К сожалению, так нередко происходит у нас при общении обывателей с начальством, да и между собой. С каких-то древних времен, времен татаро-монгольского ига, идет у нас традиция недоверия к чиновнику, начальнику, государеву человеку. За всяким его словом ищут второй и третий смысл, за всяким его действием видят попытку что-то для себя выгадать, положить в карман. В общем, живо еще у нас леденящее душу недоверие к начальству: наш человек твердо знает — обманут, как пить дать обманут!
Есть и оборотная сторона медали: начальство привыкло с недоверием относиться к подчиненным. Российский начальник знает, что народ наш очень себе на уме и горазд на выдумку, чтобы откреститься от любых начинаний начальства, ищет любую возможность что-нибудь спереть; в любой же общественной инициативе начальник видит крамолу, подкоп под своей авторитет.
И, дорогие коллеги, это вовсе не шуточное дело — такая атмосфера очень даже вредит развитию нашего общества и государства, торпедируя множество полезных инициатив. И даже если эти инициативы удается продавить, то идут они с шумом и скрипом, что мы можем видеть на примере реновации.
К чему я обо всем этом говорю, коллеги? К тому, что мы, ученые, люди с развитой способностью суждения, даром анализа и синтеза, должны стараться сломать эту психологическую стену недоверия, своим примером показать нашим более малограмотным согражданам, что атмосфера доверия приносит всем ощутимые дивиденды. Сейчас у нас для этого есть отличная возможность. Я имею в виду диалог власти и академиков относительно направления развития и трансформации всеми нами любимой Академии наук. В прошлом своем письме я рассказывал о встрече руководителя нашего государства с авторитетными академиками, на которой были достигнуты договоренности о внесении изменений в Закон о РАН. По итогам разговора в Думу уже внесен соответствующий законопроект.
Казалось бы, вот он — отличный пример диалога, взаимного доверия, ведущего к согласию. Но нет, не тут-то было! В некоторых кругах пошли разговоры, что, мол, предварительный отбор кандидатов в президенты РАН, ограничение их числа нарушает традиции академического самоуправления. Более 30 членов и профессоров РАН уже выразили протест против этого предложения.
Как так можно рассуждать, я просто не понимаю! Во-первых, дело не в числе кандидатов, а в их качестве. Академики, конечно, большие специалисты в научных вопросах, но далеко не все из них являются большими доками в управленческих, финансово-экономических вопросах. Многие академики, прямо скажем, дилетанты в этих вопросах. А в правительстве сидят серьезные специалисты по вопросам государственного управления, по вопросам осуществления общего и специального руководства, а уж тем более — по финансовой части.
Президент Академии — это же не просто главный ученый страны, это еще и руководитель крупного бюджетного учреждения с очень серьезными функциями и заметным бюджетом. Поэтому он должен быть достаточно зрелым специалистом по обсуждаемым вопросам. Так что стремление отбраковать малограмотных в этом отношении кандидатов совершенно естественно.
Другой вопрос, еще более ключевой, — доверие. Предлагаемая схема позволяет поставить во главе РАН человека, которому доверяют и академики, и руководство страны. Руководство страны должно доверять человеку, которого ставит во главе важнейшего экспертного центра, которому доверяет большие деньги. Что же касается ограничения числа кандидатов тремя, то тут все просто: это наша национальная традиция. Бог троицу любит, как говорится.
Ваш Иван Экономов