Читателям ТрВ-Наука не надо представлять Станислава Смирнова — профессора Санкт-Петербургского госуниверситета и Женевского университета, руководителя вновь созданной образовательной программы в СПбГУ «Бакалавриат „Математика“». Но мало кто знает, что среди призеров двух последних (2015 и 2016 годов) Всероссийских олимпиад школьников по математике наибольший улов абитуриентов достался именно СПбГУ — и это уже на второй год существования программы!
Удивляет и география России аж до Байкала, но почти исключая Москву. Даже завлеченные в первый год на презентацию «Белые ночи» выпускники, побывав в Питере, развернулись и — в столицу. И не на мехмат МГУ, не в Физтех, а в Высшую школу экономики.
Поток выпускников столичных матшкол в последние годы и даже десятилетия довольно стабилен — мехмат МГУ, МФТИ, ВШЭ, при этом поток математических мозгов во ВШЭ формируется в основном из выпускников 179-й школы и Колмогоровского интерната и практически исключает «Вторую школу».
Из выпуска Колмогоровского интерната заметная часть отправляется в Северную столицу, но их следы там теряются. Руководство любой сильной школы очень ревниво относится к смене ориентиров среди своих выпускников. Где-то подчас могли и вообще уволить ведущих преподавателей (да и самого директора) при «неправильной» ориентировке выпускников.
Так и возникла идея живой встречи питерских преподавателей с московскими школьниками. Встреча состоялась 18 апреля 2017 года в 179-й школе (входит в структуру МИРОС); приглашены были также учащиеся и учителя 2-й, 57-й, 7-й мат-школ (Департамента образования Москвы), Колмогоровского интерната (МГУ). Занесло и гостей — студентов ВШЭ, приехавших на учебу в Москву из Томска и Киева.
Новый бакалавриат СПбГУ представлял профессор Николай Вавилов. Николай Александрович хорошо известен нашим студентам — по серии видеокурсов в области алгебры, в том числе на английском языке. Трудно передать прозой яркую речь Н. А. Вавилова (на встрече присутствовала Наталия Демина, которая сделала видеозапись основных моментов [1]).
Что удалось узнать в ходе встречи?
Основная задача проекта — радикальное обновление содержания математического высшего образования. Сделать это в традиционных структурах практически невозможно — в силу разветвленной сложившейся за полвека кафедральной структуры с сотнями студентов на каждом курсе, со своими традициями и в условиях не всегда здоровой конкуренции. Команда — небольшой и сплоченный коллектив единомышленников, имеющих общий генезис — 239-я и 30-я школы Санкт-Петербурга, работа за рубежом. Возрастной состав — в основном 35–45 лет, то есть поколение, ослабленное в большинстве вузов (а порой и просто выбитое эпохой). В совет образовательной программы входят ведущие ученые, работающие в Петербурге и за рубежом. Главное направление — освоение широкого спектра языков и подходов современной математики.
Вторая основа — Theoretical Computer Science в ее мировом понимании (то есть как фундаментальный раздел науки, а не построение программного кода на языке или в системе программирования). Расчет делается на студентов, имеющих очень сильную школьную подготовку.
Известна важнейшая проблема сильных школьников в вузе — опережение сверстников «на входе» и незаметная деградация из-за «расслабленности». У Cмирнова студентов сразу бросают на задачи очень высокой сложности. Примеры таких задач и фрагменты лекций были представлены слушателям. Разумеется, они вызвали замешательство, ведь для других университетов это скорее уровень поступающих в аспирантуру.
Общая методика заимствована у Н. Н. Константинова — в начале семестра студент получает листочки с заданиями с указанием баллов за каждый пункт. На занятиях и учат решать такие задачи, разбирают необходимые теоретические моменты. Николай Николаевич Константинов, присутствовавший на встрече, честно признался, что лекции никогда не были для него самого приемлемой главной формой обучения (пока задумаешься над словами лектора, он уже «ускакал» куда-то далеко и время лекции потрачено впустую). Важная особенность подхода Станислава Смирнова и инициатива студентов первого набора — большинство лекций записываются на видео и доступны всем студентам.
Содержание традиционных с виду курсов — анализа и алгебры, геометрии, теоретической информатики — резко отличается и сложностью содержания, и языком изложения. На бакалавриате преподается курс «Культура математических рассуждений», что некоторым кажется преждевременным для первокурсников. Большое внимание уделяется английскому языку.
На старших курсах предполагается использование индивидуальных траекторий обучения, практика и стажировка в ведущих зарубежных вузах и научных центрах. Вся программа ведется в тесном сотрудничестве с лабораторией Чебышёва (СПбГУ), созданной в 2010-м году на мегагрант Станислава Смирнова. Из московских аналогов наиболее близко построено образование в Московском независимом университете (создан усилиями академика РАН Владимира Игоревича Арнольда).
Этот университет не имеет полноценной юридической формы, но его студенты в другом качестве студенты Высшей школы экономики (иногда образно говорят о существовании двух математических факультетов во ВШЭ). В кулуарах встречи школьники признали, что было бы замечательно организовать обмен преподавателями и студентами бакалавриата «Математика» и ВШЭ по аналогии с Болонской схемой или даже в ее рамках.
В этой связи первый вопрос из зала был очевиден: есть ли надежда, что мы, студенты, сможем осилить предъявляемый уровень требований? В ответ был приведен пример двоих «выживших» москвичей, один из которых — выпускник 179-й школы. Потери в целом есть, но «бескровные». Профессор Вавилов говорил, что учиться полезно как раз в более сильном окружении. Мобильность между разными научными школами еще никому не вредила. По сути, речь идет о мобилизационном подходе в обучении современной математике.
А для поступления параметры такие. Проходной балл ЕГЭ в 2015 году — 213, в 2016-м — 243. Победители и призеры олимпиад I, II, III уровней — вне конкурса. Набор — 45 человек.
В последующем планируется расширение до 60. Родителей, разумеется, интересуют свои вопросы. Здесь есть что сказать. Прежде всего, Смирнову удалось невероятное — вернуть преподавание в центр города. Все занятия проходят в колыбели российской науки — на Васильевском острове. Там же — часть общежитий. Победители олимпиад имеют две существенных привилегии — общежитие на острове и дополнительную стипендию ПАО «Газпромнефть» в 15 тыс. руб. На следующих курсах стипендия выделяется в зависимости от успеваемости.
Из бытовых вопросов стоит заметить, что аренда жилья в Питере — половина московских цен. На случай форс-мажорных обстоятельств поезда «Сапсан» доставляют москвичей и питерцев друг к другу в пределах четырех часов — чуть дольше, чем на подмосковную дачу.
Вопрос сегодня в том, какой вид честолюбия московских школьников возобладает: эниссофобия (непривычно оказаться не первыми парнями на деревне) или азарт преодоления самих себя в освоении зубодробительного материала. При этом вообще атрофия мобильности среди московских матшкольников — интересная тема для социальной психологии. Возможно, это еще и возрастные страхи отрыва от семьи.
В связи с этим естественно появляется потребность в дополнительной подготовке к обучению в программе для школьников не из физматшкол Питера с их особыми образовательными традициями и субкультурой. Для облегчения этой задачи есть доступные записи лекций первого курса.
Старшие и более опытные товарищи осторожно относятся к резким переменам жизненных планов своих школьников. Перед глазами у всех нас — примеры совершенно провальных реформ и новаций в науке и образовании. Встреча с Николаем Вавиловым убедила старших и опытных товарищей в главном необходимом условии успеха: мы имеем дело не с мошенниками от науки и образования, а с профессионалами, знающими и любящими свое дело [2].
Закончилась встреча на очень оптимистической ноте. Профессор Вавилов рассказал о недавнем визите в Северную столицу делегации Международного математического союза, которая рассматривала возможность проведения конгресса в 2022 году. В финал конкурса городов-претендентов вышли Париж и Санкт-Петербург, и результаты визита вселяют надежду: исполнительный комитет уже высказался в пользу города на Неве.
Автор благодарит руководство школы № 179 г. Москвы и лично С. Дориченко за возможность организации встречи.
Александр Денисенко, преподаватель, организатор олимпиад школьников
Фото Н. Деминой
1. youtube.com/watch?v=L3e-MGsH7XQ
2. Подробнее о программе см. chebyshev.spbu.ru/bachelor_program/;
видео и слайды www.chebyshev.spbu.ru/lects/
Извиняюсь за комментарий к собственной статье. Но новости таковы.
Новое направление компьютерных наук с математикой в Питерском университете создано, как и говорил профессор Вавилов.
Вот ссылка на приказ. Абитуриентам полезно знать.
https://spbu.ru/openuniversity/documents/o-sozdanii-fakulteta-matematiki-i-kompyuternyh-nauk-spbgu
Аналогичное решение по Сколкову пока не известно.
Ну да. И это было приведено как пример ректорского произвола (№ 3) в
https://trv-science.ru/2019/06/04/realnaya-nauka/
Но учит Смирнов прилично и на сегодня круче всех. Как там с компьютер сайенс будет увидим. А трения вещь обыденная.
вышло интервью со Станиславом Смирновым о новом факультете математики и компьютерных наук
https://olimpiada.ru/article/879
А вот еще статья:
Зачем Николаю Кропачеву третий факультет математики
http://gorod-812.ru/zachem-nikolayu-kropachevu-tretiy-fakultet-matematiki/?fbclid=IwAR0-RDWLomkIH0qiBYE4oqWeFl4VLbQCPOxnrTAZHdg4KnjJOPeKEMLN7mg
В принципе главная проблема этого факультета и всех похожих начинаний — то, что, как говорят, «узок круг этих людей и страшно далеки они от народа». Иными словами, если лаборатория Чебышева и её «производные», подобные нынешнему факультету, будет и дальше оставаться единственным учебным заведением в Питере и одним из 3-4 в России, где за преподавание математики и её изучение платят деньги, то существовать она будет ровно до тех пор, пока Смирнову (и начальству) это будет интересно — так как в сложившейся ситуации места для трудоустройства выпускников в России не найдется, общаться им в городе будет не с кем и они естественным путем будут разбегаться сразу после выпуска — среды, в которой они стали бы жить и работать не сложится, «цепной реакции» не начнется. Чтобы все заработало, надо бы сделать так, чтобы таких мест в том же Питере было штук 6 (включая те же многострадальные матмех с ФПМ-ПУ) — тогда, кстати, и ученые советы отнеслись бы к инициативе Смирнова гораздо благосклоннее.
Где-нибудь за границей и раньше в СССР типичным местом работы математика-теоретика была кафедра в университете или институте. Теперь у нас не так по двум причинам. Институтам профессиональные математики в качестве преподавателей не нужны — математику преподают свои выпускники по старым учебникам, никакой новой передовой математики там не нужно. Кроме того, выпускники матмеха и нового факультета не поедут работать ассистентами в какой-то провинциальный вуз за смешную зарплату. Профессиональных математиков для пополнения ПОМИ нужно человек пять в год, средой для них является всё мировое математическое сообщество. Матмеху же остаётся готовить прикладников, которые будут применять математику в бизнесе, компьютерных науках и инженерии.
Собственно именно об этом я и написал: смешная зарплата препятствует созданию математического сообщества и превращению нового матфака из диковинной игрушки для Смирнова/Кропачева во что-то более-менее устойчивое, да к тому же такое положение приводит к совершенно безобразным скандалам вроде упомянутого выше голосования ученого совета матмеха (и, насколько я знаю, это далеко не первый и не единственный такой эксцесс). Правда, я под средой имею в виду все же наличие некоей математической жизни/движухи в Ленинграде и окрестностях, чтобы было куда ездить на семинары и кого приглашать на них — до тех пор, пока нуль-транспортировку не изобрели это все же очень важная штука — мировое сообщество этого никак не заменит, извините.
На сей раз — согласен с утверждаемым.
Л.К.
Мы, кажется, ранее не обменивались мнениями? Но все-равно рад, что вы согласны на сей раз.
Для Питерского филиала Стекловки даже 5 человек в год вряд ли пристроить достойным образом.
Слышал от Алексея Сосинского (Независимый Университет при ВШЭ) оценку — человек 10 в год
умеющих доказывать теоремы наверное на всю Россию и даже шире. Власти объявили о создании 15 математических центров по стране. Пока никаких подробностей, но в Н-ском филиале Стекловки всё ещё проблемы с деньгами. Казалось бы, вот ниша для Смирновских выпускников.
Поедут ли они по этим глубинкам — вопрос ресурсов. Как и дрязги коллег со Смирновым — это не Смирновские много получают, а другим не платят как положено. Впрочем, у Смирнова, насколько известно, не готовят к преподаванию. Вообще кружок этих революционеров не просто узок — это пролонгация всего пары питерских известных школ (в одной и А.Фурсенко учился). Какая тут среда. Но такова стратегия — может и увидим результат уже через пару лет, когда бакалавры закончат магистратуру. А пока можно о приличном уровне подготовки судить уже по дипломным работам. Что касается третьего матфака Кропачева — а зачем ВМК МГУ в этом контексте — его задачи наполовину (численные методы) закончились с ликвидацией отечественного ОПК, однако живёт же!
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Л.К.
http://m.mathnet.ru/php/person.phtml?personid=17639&option_lang=rus
Л.К.
Ну, может дело в стратегии. Но пока не будут платить как положено не только смирновским, но и более-менее всем работающим преподавателям (у Смирнова, как вы пишете, к преподаванию не готовят, а это — весьма непростая работа, и довольно тяжелая, если не опускаться до пересказа учебников столетней давности) — будут дрязги и постепенная деградация всего, в то числе оазисов вроде смирновского факультета или вышечки. Что касается ВМК — его существование лично для меня такая же загадка, как и для вас. Не понимаю, что мешает Садовничьему создать на базе этого факультета полноценное отделение компьютерных наук и прикладной математики, чтобы ребята не «наукой» занимались (в кавычках потому, что там сейчас мало кто современными задачами озабочен, зато аж три кафедры теории управления разного рода) , а искали приложения в промышленности — по всему миру.
Могу предположить, что три кафедры теории управления на ВМК нужны примерно затем же, что и кафедра общей топологии и геометрии под руководством ректорского сына в дополнение к двум другим геометрическим кафедрам на ММФ.
Думаю, ваши гипотезы близки к истине. Правда, кафедра эта появилась не вчера, а еще во времена, когда Александров объявил, что алгебраическая топология — не совсем как бы топология. Её, говорят, хотели слить с двумя другими после смерти предыдущего завкафа, но это оказалось слишком сложно с административной точки зрения…
Правда, надо смотреть корень: почему на западе народ обычно всеми силами открещивается от административной нагрузки, а у нас — наоборот? Мое предположение — дело в существующей системе оплаты, когда административные усилия и чины ценятся на порядки больше, чем качественное выполнение возложенных обязанностей.
Ваши бы слова, уважаемый Sceptic Gztru, да Богу в уши (или министру).
Смирнов после мехмата-матмеха открывает конкуренцию именно ВМК.
Это само по себе уже полезно. Но вот загвоздка — нет убедительного и доступного разъяснения — а что такое эти самые компьютерные науки. Есть ли там место микроэлектронике для начала? Что к ним относится кроме теории алгоритмов, языков программирования, организации вычислительных комплексов и процессов? На ВМК при его создании задачи формулировались достаточно ясно — численные методы, дискретная математика, оптимальное управление и немного ещё разного. Плюс конечно организационно-личностные факторы, неизбежные в те времена. Но очень быстро исчез из программирования ВМК Святослав Сергеевич Лавров, потом дискретчики ушли на мехмат с Олегом Борисовичем Лупановым. Вычислительные системы и комплексы просели с отказом от архитектур БЭСМ в пользу ИБМ 360/370. Потом прошла потребность в большом объёме численных задач и так далее. В общем, проигрыш в холодной войне. Какое-то время ещё держались аксакалы, но пришла новая эпоха, которую точно назвал Владимир Дмитриевич Шадриков (тогда зам. министра) — это вторичное образование, при котором учителя транслируют чужие результаты неведомых им путей.
Была любопытная попытка старшего Гельфанда разобраться в том, что это за наука — информатика или как там это называют. Он просто попросил
для начала выписать на доске основные термины этой отрасли знаний. Ну и всё. Ну нету никакой компьютер сайенс в привычном научном понимании. И пока на ресурсах нового факультета мало информации — а чему будут учить, какова сверхзадача нового направления, что совершенно необходимо честолюбивой и амбициозной молодой научной поросли. Так что пока остаётся ждать…А ВМК пожелать динамики, а то ведь раздавят — не Смирновские, так другие новые. Это неизбежно.
Не возьмусь судить о том, что следует преподавать на ВМК и по специальности «компьютерные науки», но предмет этой науки вполне понятен. Если физика изучает материю, то информатика изучает информацию. Не только хранение и передачу информации (предмет теории информации), но и все способы преобразования информации. Так же как физику можно разделить на экспериментальную, теоретическую и математическую, так и информатику можно поделить на практическую (создание программ), теоретическую (создание алгоритмов) и математическую (разработка математических методов). Математические методы информатики — это оптимальное управление, методы оптимизации, теория информации, комбинаторика, криптография, теория алгоритмов (вычислимости), вычислительные методы в диффурах и т.п. То есть ничуть не менее разнообразные и содержательные области математики по сравнению с теми, что примыкают к математической физике.
А сколько таких специалистов могут потом найти себе дело? По факту большей частью считают чужие грОши да пишут код чужому хозяину. Какие методы…Но в перечисленных Вами сферах ВМК и новый факультет адекватны.Если конечно от ВМК оставить столько же ресурсов как на новом факультете Смирнова. И на нормальную зарплату и стипендии хватило бы.
Ну с этим никто не спорит Правда в Физтехе, например, насколько я знаю, математическая физика и экспериментальная/прикладная физика на разных факультетах находятся.
Читаю комментарии вТрВ. Думаю молодежь тошнит от наших разборок и едут от нас подальше от хрычей и брюзжания. Наверное правы.