Мадина Хасмагомедовна Шахбиева, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. ИНИОН РАН. Занимается исследованием художественной культуры России первой половины XIX века.
Работая в федеральных и региональных архивах России, Мадина Шахбиева выявила большое количество документов, связанных с исследуемыми ею периодом и личностями: П. З. Захаровым, А. П. и П. Н. Ермоловыми и др. Расшифрован и подготовлен к печати уникальный материал — дневники П. Н. Ермолова, в которых отражена повседневная жизнь Москвы первой половины XIX века. О своих находках докладывает в Обществе изучения русской усадьбы, в Государственном музее А. С. Пушкина (ГМП, Москва), а также на конференциях соответствующей тематики.
Основу любого исторического поиска составляет отработанная веками методология. Поиск на иных началах, как правило, не приводит к результату либо заставляет «одержимого» соискателя находить удовлетворение в неверных интерпретациях источников и событий. Ни в теорию, ни в практику науки такие результаты не вносят ничего, кроме путаницы, затрудняющей дальнейший поиск. И что еще тревожнее, такие утверждения распространяются в сетях с завидной скоростью.
Так случилось и с биографией Петра Захаровича Захарова, известного русского художника чеченского происхождения. Первым его биографом в середине 1960-х годов стал человек без специальной подготовки, работник Управления лесной и деревообрабатывающей промышленности Чечено-Ингушетии Н. Ш. Шабаньянц. Не зная методологии и не владея достаточно соответствующим инструментарием, автор внедрил в биографию художника ряд ошибочных утверждений, не смог составить полноценную биохронику его жизни и творчества.
Пётр Захарович Захаров (1816–1846), академик портретной живописи Императорской академии художеств (ИАХ), родился на Кавказе. После истребления чеченского села Дади-Юрт в 1819 году был подобран русскими солдатами и воспитан П. Н. Ермоловым в Москве. В раннем возрасте обнаружил способность к рисованию. С 1833 по 1836 год — посторонний ученик ИАХ. В 27 лет получил звание академика за портрет генерала А. П. Ермолова. В 30 лет скончался в Москве, как сообщается, от удара. П. З. Захаров дважды портретировал М. Ю. Лермонтова, что дало основание некоторым исследователям считать его прототипом Мцыри. В поэме много деталей, перекликающихся с судьбой П. З. Захарова. Известно, что первоначально эпиграфом к поэме были слова: «Родина бывает только одна». Сторонниками этой версии были академик Ю. С. Степанов, докт. ист. наук Н. М. Молева и др.
Результатом его методологических ошибок стали легенды, связанные с жизнью и творчеством П. З. Захарова, в том числе не подтвержденная документально история о Захаре Недоносове, якобы воспитателе художника. Ошибки эти аккуратно переходят от одного автора к другому. Нисколько не умаляя достоинств поиска и находок Н. Ш. Шабаньянца, следует, однако, отметить необходимость «инвентаризации» результатов его исследования. Последующими исследователями также не были установлены дата смерти художника и место его захоронения.
Отсутствие во всех справочно-энциклопедических изданиях даты смерти известного в свое время художника представляется фактом довольно странным. П. З. Захаров, который портретировал особ царской семьи, известных писателей и военных своего времени, умерший не в одиночестве, а в кругу семейства купца П. И. Постникова, на дочери которого был женат, вдруг оказался без даты смерти.
Первое сообщение о кончине художника мы находим в докладе конференц-секретаря ИАХ В. И. Григоровича, читанном им в годичном собрании в ИАХ в сентябре 1846 года. Другой источник1 сообщает, что умер он вскоре после жены, которая скончалась 13 июня 1846 года2 и была похоронена на Ваганьковском кладбище. Таким образом, четко определились временные границы, в которых предполагалось вести поиск: П. З. Захаров умер между 13 июня и 1 сентября, — а также предполагаемое место захоронения: там же, где и жена.
Обращение к рекомендованным методологией источникам не дало результата. Колоссальный труд В. И. Саитова [1] не содержит каких-либо сведений о Захаровых. В периодической печати за 1846 год искомых некрологов за этот промежуток времени не оказалось3. Затрудняло поиск отсутствие в церковных метрических книгах записи о смерти художника. Оставалось только одно: идти и «прочесывать» участки Ваганьковского кладбища. Однако от этой мысли пришлось отказаться в первый же день, так как старый некрополь здесь не отделен от современных захоронений. Все последующие захоронения производятся как на новых участках, так и поверх старых.
Это навело на мысль: не захоронены ли поверх Захаровых их родственники, умершие позже? Теперь предстояло выявить почивших позже и ныне здравствующих родственников жены П. З. Захарова. При внимательном просмотре группового портрета семьи Постниковых, писанного П. З. Захаровым, а точнее, списка портретированных, приложенного к нему, мое внимание привлекли некоторые фамилии: Постниковы, Вольф и др. На этот раз я отправилась на кладбище в поисках захоронений лиц с этими фамилиями. В результате могила художника была обнаружена на одном из участков Ваганьковского кладбища, принадлежащем потомкам Постниковых.
Находка, несомненно, носит сенсационный характер. Во-первых, она позволяет внести коррективы во все справочно-энциклопедические издания, дающие биографию Захарова. Во-вторых, находка внесла коррективы в биографию художника. Так, стали известны некоторые печальные детали его последних дней жизни.
В-третьих, биография Захарова, если ее рассматривать с точки зрения социально-политического устройства России первой половины XIX века, еще раз показывает, что судьба художника николаевской России, не принадлежащего к высшим сословиям, трагична. Эту участь разделил и П. З. Захаров, умерший в 30 лет «от удара». Находка также интересна и с материальной точки зрения. Надгробный камень является интересным образцом могильной архитектуры первой половины XIX века. Наконец, находка вписывает интересную строку в историю Ваганьковского кладбища, где захоронены некоторые художники, в том числе и современник Захарова В. А. Тропинин. Не лишним будет вспомнить, что именно Захаров, по одной из версий, был прототипом героя поэмы Лермонтова «Мцыри».
В заключение хотелось бы отметить, что научные открытия невозможно делать, находясь неотрывно на рабочем месте, как того требует сегодня регламент. Только систематическое, а не разовое посещение архивов, библиотек и научных отделов музеев позволяет ученому углубиться в исследуемую тему, полноценно заниматься поиском и радовать общество своими находками.
Мадина Шахбиева
1. Саитов В. И. Московский некрополь. В 3 т. СПб., 1907–1908.
1 Указано в карандашных пометах к письмам П. З. Захарова, хранящихся в РГАДА.
2 О смерти жены свидетельствует запись от 1846 года в метрической книге «Церкви Покрова, что в Кудрине». В той же книге шестью месяцами ранее сделана запись о бракосочетании А. П. Постниковой с П. З. Захаровым.
3 Некролог Теряева был опубликован после доклада В. Г. Григоровича.
Великолепная статья!
«Смирись Кавказ — идет Ермолов».
Будет ли предпослан в издании «Дневников» разбор коллизий — в оценке и отношению к фигуре А.П. Ермолова поэтов А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого? Ключ к декабристам и гибели Грибоедова? Наследие Лермонтова?
Спасибо за комментарий.
Хочу обратить внимание, что речь идет о дневниках Петра Николаевича Ермолова, двоюродного брата известного генерала. Личность довольно интересная. Был близким другом А.С. Грибоедова.
Затронутые Вами вопросы интересны. В другой публикации, посвященной генералу А.П. Ермолову, я предполагаю дать все оценки его современников. И даже те, которые не получили широкой огласки.
С уважением, М.Шахбиева
За этой краткой статьей чувствуется огромная и тщательная авторская работа! Ждем новых публикаций!
Спасибо.
Документы действительно интересные и ранее не публиковались. Готовлю их к печати.
Маленькие крупицы упорного труда в носят значительный вклад в русскую культуру. Спасибо, Мадина.
Потрясающе! А где эта могила? Так понимаю, на «православной» части Ваганькова.
Добрый день!
ВЫ Руслана Шахбиева сестра?
Л.Чермоев,
Подобные вопросы обычно задают на сайте «Ищу тебя» или «Жди меня» или можно объявить в розыск, если хотите чем-то помочь Шахбиевой. Про ее проблемы кстати тоже писала настоящая газета. Тогда никого не интересовало, чья она сестра. Не стану продолжать, чтобы не засорять чудесную тему, которая Вам похоже не интересна.
Анна Михайловна
Находка места упокоения Петра Захарова-Чеченца очень большое событие для тех кому не безразлична подлинная история отечества. Спасибо Марине Шахбиевой за ее труд. Удачи тебе и многих лет!
Для сведения хочу сообщить о том, что первым исследователем жизни и творчества Петра Захарова-Чеченца был Ибриев Сайд-Эмин Сайдаевич (1926-2013), который в 1957-1958 годах нашел в архивах Москвы и Питера первоисточники и летом 1958 года опубликовал в газете «Ленинский путь» (г. Грозный) объемный очерк «Академик Захаров». На этот материал опирался Шабаньянц в своих первых работах и указывал на источник (в последующих своих работах по данной теме он «забывал» его указать).
С уважением, Мамед Ибриев