Уважаемая редакция!
Удивительное дело: я всегда полагал, что мы — воспитанные в советское время поколения — с молоком матери впитали идеалы служения Родине и патриотизма. Что мы всегда сперва думаем о Родине, а потом о себе. В отличие от всяких там миллениалов, для которых дом там, где больше платят. Да, конечно, не каждый из нас сможет выдержать вражеские пытки, но мы уж точно не станем продавать Родину по доброй воле, за длинный доллар, думал я.
Однако, похоже, я носил розовые очки: недавние дела об ученых-шпионах развеяли все мои иллюзии на этот счет. Все выявленные предатели и изменники вполне себе пенсионного возраста. Если взять самое нашумевшее дело последнего времени — о передаче секретов нашего гиперзвукового оружия ученым из ЦНИИмаш, то его фигуранту, Виктору Кудрявцеву, 74 года, а его бывшему начальнику, который уже сидит за госизмену, 76 лет. И ученый из Новочеркасска, Алексей Темирев, также недавно задержанный ФСБ за госизмену далеко не мальчик — ему 64 года.
Да и вообще, вспоминая более старые дела, я не могу припомнить задержания совсем молодых. В чем тут дело — сказать сложно. Может, молодежи просто мало, может, она еще к секретам не допущена, а может, шифруется лучше. Но факт остается фактом — в изменниках сплошь люди немолодые, а то и вовсе старики.
Впрочем, вернемся к делу о передаче наших секретов. Что там происходит в этом гнезде изменников, в ЦНИИмаш? Насколько я мог уловить из сообщений СМИ, в начале этого десятилетия ЦНИИмаш участвовал в программе FP7-SPACE, т. е. получал европейские гранты на космические исследования. Институт получил 84 тыс. евро, руководителем работ как раз и был Виктор Кудрявцев. В рамках гранта он контактировал с бельгийским институтом, которому и сливал секретную информацию.
Естественно, адвокаты Кудрявцева утверждают, что он ни с какими секретными материалами давным-давно не знакомился, а работы по гранту, конечно, не были секретными. А жена жалуется, что супруг страдает диабетом и в СИЗО его здоровье сильно ухудшилось. В общем, послушаешь это, и выходит, что наш коллега стал невинной жертвой чекистов-карьеристов.
Конечно, конечно, все эти песни про международное сотрудничество, открытую информацию мы слышим не в первый раз. Плавали, знаем! Что же касается здоровья, то о нем раньше нужно было думать, когда выходил на контакт с иностранными организациями.
Международное сотрудничество, иностранные гранты, вот они — бочка варенья и корзинка печенья для мальчишей-плохишей. Вся эта зараза пришла к нам в начале 1990-х годов, когда известный валютный спекулянт и антисоветчик Джордж Сорос под предлогом спасения российской науки раздал копеечные по западным меркам гранты, собрав взамен информацию о том, кто чем в России занимается. Так сказать, купил первородство за чечевичную похлебку. И с тех пор пошло-поехало.
Удивительно, но некоторые мои коллеги до сих пор настолько слепы, что продолжают быть благодарными Соросу: мол, благодаря этим грантам они в самое тяжелое время смогли выжить, остаться работать в российской науке. Мол, государство бросило нас на произвол судьбы, а американский филантроп кинул спасательный круг. Недостаточным финансированием со стороны государства оправдывают получение иностранных грантов и в дальнейшем. И еще дальше идут: мол, это нормально, мол, наука глобальна.
Удивляет меня такая логика, господа хорошие! Наука, может, и глобальна, но сало-то вы русское едите. А Родина — она, какая ни есть, остается Родиной, даже когда во главе государства стоит Ельцин, а у руля правительства — Гайдар. Неужели нельзя было несколько месяцев или даже пару лет потерпеть без зарплаты? Ну, впрочем, ФСБ вам всем судья, любители иностранных грантов, а на будущее выводы нужно делать.
И насчет иностранных грантов, и насчет международного сотрудничества, и, кстати сказать, насчет публикаций в зарубежных журналах. Увы, но нынешняя государственная политика в области науки подталкивает нас к тому, чтобы печататься за рубежами нашей Родины и на английском языке. Наши же собственные научные журналы обрекаются на маргинальное существование и забвение. В общем, все свои идеи мы подносим нашим геополитическим соперникам на блюдечке с голубой каемочкой, чтобы им даже на перевод усилий тратить не приходилось. Мне кажется, есть повод задуматься над правильностью такой политики.
Ваш Иван Экономов
это что за жанр? запах новый, но знакомый-знакомый
Сатира. Но люди, не знающие автора и его колонок, воспринимают всерьез
Честное слово, мысль о том, что это – сатира, возникла у меня на первом абзаце, а потом пропала аж до самого «потерпеть без зарплаты». Я уже даже начал продумывать гневный ответ. Эффектно.
https://blog.classic.newsru.com/article/16aug2018/marsh
.Л.К.
Убедительно прошу Господ читателей не считать прилагаемую ниже ссылку рекламой какого бы то ни было толка:
https://www.pravmir.ru/marsh-materey-prohodit-v-uragan-onlayn-s-nesanktsionirovannogo-shestviya-v-moskve/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
С уважением,
Л.К.
Мне понравилось – лёгкий, красивый текст. И еще — похоже, стоит поднимать пенсионный возраст дифференцировано. Например, для тех, кто блюдёт гостайну – скорее снижать, иначе им не поспеть за прыткими 70-летними разработчиками гостайновских изделий. :)
В тему из братьев Стругацких:
Раскопай своих подвалов
И шкафов перетряси,
Разных книжек и журналов
По возможности неси.
http://polit.ru/news/2018/08/16/hogweed/print/
Л.К.
Еще можно вспомнить про заговор мировой закулисы против российских ученых с помощью мусорных научных журналов, исключаемых периодически из Скопуса. Сначала специально откроют лазейку с журналами с требованиями по проще, туда наши ученые массово устремляются, потом эксперты мировой закулисы подсчитывают где наши больше публиковались, наконец исключают эти журналы и массово позорят тысячи попавших впросак наших ученых. Нет чтобы сразу объявить требования к публикациям и журналам по количеству статей в течение года, по географической дифференциации авторов, по длине текстов и т.д., на стадии загрузки номеров журналов в Скопус не позволять откровенных злоупотреблений.
В каждом куске сатиры есть кусок сатиры.
Можно смеяться сколько угодно, но да. Гранты на то и даются, чтобы получить информацию.
Как удивительно!
И если грант получает сотрудник предприятия, производящего что-то ценное или секретное, то он обязан не только сам знать, что можно говорить, а что нельзя, но и находиться под постоянным колпаком безопасности.
Не знаю, как себе это представляет автор, но такая ситуация во ВСЕХ цивилизованных странах.
Любой доклад человека из Ливермора проходит через экспорт контроль и на каждом его слайде стоит соответствующий гриф.
И если он отсебятину пороть начнёт, его тут же уволят или посадят.
Понятие «госизмена» в России изначально отдает сатирой. На тех, кто это понятие применяет. Так что автор мог бы так и не усердствовать.