Шагреневая кожа отечественной радиобиологии

Герой известного романа Оноре де Бальзака, став обладателем кусочка чудодейственного талисмана, мог осуществить любое желание, но каждый раз после этого кусочек шагреневой кожи и его жизненный срок сокращались, пока не истаяли совсем.

Что-то похожее происходит с оте­чественной радиобиологией. Было время, когда ее шагреневая кожа казалась необъятной, а все ее потребности выполнялись неукоснительно. Но начиная с 1990-х годов ситуация стала меняться, и сейчас от ее шагреневой кожи почти ничего не осталось. Радиобиология если и жива, то только по инерции. Притом осуществлялось это истаивание наипростейшим способом. Радиобиология — наука пре­имущественно экспериментальная, и ее лишили главного средства функционирования — облучательских гамма-установок, без которых полноценный эксперимент невозможен; есть рентгеновские установки, но они лишь подспорье (это почти как шахтеру вместо угольного комбайна предложить кайло). Что же произошло? Они износились? Нет, их просто демонтировали. Медикам и военным оставили, а всем прочим — нет.

Недавно с помощью Совета РАН по проблемам радиобиологии удалось провести анкетирование радиобиологических центров России (в том числе и других ведомств) на предмет потребности и наличия у них гамма-установок. Из примерно полутора десятков ответивших подавляющее большинство сказало «да» (необходимы) и «нет» (закрыты, демонтированы). А на вопрос «Почему?» ответили: Ростехнадзор сказал «не положено» или денег нет на содержание. При этом особенно впечатляющим оказался тот факт, что в первую очередь «лишенцами» оказались институты системы РАН (им особенно не положено), хотя и в других ведомствах картина далека от благополучия. На вопрос анкеты «Как же вы работаете?» ответы: «Возим облучать к более удачливым коллегам, в онкодиспансере, у физиков». Профессор А. И. Газиев из Пущинского центра в 2000-х годах костьми ложился, пытался создать Центр коллективного пользования (одна установка вместо прежних пяти), заручился поддержкой Отделения биологических наук, не преуспел и уехал в Калининград читать лекции.

Всё это не укладывается в голове. В стране, где был Чернобыль, где существует мощная атомная промышленность с опасностью аварий, продолжается освоение космоса с необходимостью лекарственной защиты от космической радиации, где тысячи людей проходят через диагностические и лечебные процедуры с использованием ионизирующей радиации, где распространена радиофобия, в такой стране не поддерживать развитие радиобиологии? Поневоле приходят в голову конспирологические объяснения. Если существуют какие-то соглашения с США об ограничении распространения гамма-излучателей в России (распространенная версия среди радиобиологов), надо от них (соглашений!) отказаться, время весьма подходящее. Если же это обычная косность, скопидомство, корыстная конкуренция других научных направлений, то надо вмешаться тем, кто видит дальше. Кто-то же должен отвечать в России за само существование радиобиологии!

По-видимому, пора обращаться за поддержкой к общественности. К примеру, орнитологи, пытаясь спасти от исчезновения стерхов, привлекли к этому проекту всеобщее внимание, даже президента. Почему бы нам, радиобиологам, не сделать то же самое, чтобы спасти от исчезновения в России науку ХХ века радиобиологию, такую актуальную и социально ответственную?! Ведь потом придется всё начинать с нуля: уйдут опытные кадры, а потребность в науке останется.

Л. М. Рождественский, 
докт. биол. наук по специальности радиобиология, член Бюро Совета РАН по проблемам радиобиологии

9 комментариев

  1. ::::Всё это не укладывается в голове.===== в голове много чего не укладывается…
    Но…
    Если посчитать за цель правящего и разворовывающего страну клана уничтожение РОССИЙСКОЙ науки, РАН -……вот тогда все становится на свои места….
    Увы нам — с РАН будет то же, что и промышленностью, СХ, ВС… и пр пр пр — все будет уничтожено…
    УВЫ НАМ!!!

  2. Действительно, гамма установок почти не осталось, состояние радиобиологии плачевное. Нужно сказать, что и рентгеновские установки у большинства «дышат на ладан». Мне кажется причина не в заговорах, а в длительном отсутствии побед на ниве радиобиологии… Топовых работ по радиобиологии в РФ сейчас выходит не более 10 в год… Самостоятельный рубликатор РФФИ «Радиобиология» также закрыли именно по этому…

  3. Правильно, Лев Михайлович! Очень своевременная заметка….

  4. Абсолютно согласен с Львом Михайловичем! Радиобиологию загнали в угол. Развал науки идёт с самых её низов. В некоторых школах в угоду подготовке к ЕГЭ в старших классах не изучают физику, а значит и не изучают основ ядерной физики. Студенты уже не знают, когда случилась крупнейшая техногенная катастрофа 20 века, про 1957 год они вообще впервые слышат, а 2011 — это локальная проблема Японии, не говоря уж о том, что работники рентгеновских кабинетов — это опасные и радиоактивные люди! Учёных изначально лишили доступа к радиоактивным веществам, сегодня крайне затруднительно моделировать лучевые поражения, вызванные инкорпорированным поступлением радиоактивных веществ. Установок для внешнего облучения, как справедливо подметил Лев Михайлович, так же практически не осталось! Я ветеринарный врач, преподаю ветеринарную радиобиологию и должен отметить, что оснащённость некогда великих радиобиологических кафедр сегодня настолько плачевна, что, кажется, хуже уже и быть не может.
    Облучательные установки действительно, как и указывает Лев Михайлович, в основном сконцентрированы у медиков и военных. При этом и от тех и от других я ни раз слышал, что радиобиология — это мёртвая наука, изучение которой, в принципе, уже не требуется, за исключением некоторых аспектов. Надеюсь, что это не мнение большинства!

    Эти слова меня ранят, как ножом по сердцу! Видно товарищи медики и военные забыли, что радиобиология — это не только человек, это человечество, что бремя ликвидации радиационных аварий в большей степени лягут на зооветеринарных специалистов, агрономов, лесников, агроэкологов. Именно сельскохозяйственный работники будут ответственны за выпуск доброкачественной в радиобиологическом отношении продукции, именно сельхоз работники будут заниматься вопросами прогнозирования и нормирования поступления радиоактивных веществ в продукцию животноводства и растениеводства. Медики и военные это первый рубеж защиты от действия ионизирующей радиации, однако не следует забывать про продовольственную безопасность и экологию. Следует помнить, что радиобиология это экспериментальная наука, что основным методом изучения лучевых поражений, поиска средств защиты, изучения вопросов токсикологии сегодня остаётся именно биологический метод, с использованием лабораторных животных.

    Американцы отказались продлевать договор о ракетах средней и малой дальности, это ли не тревожный звонок. Мы осваиваем космос, по всему миру строим новые энергоблоки на АЭС — это ли не повод развивать радиобиологию. Верните нам инструмент для нашего научного творчества, а мы в свою очередь взрастим новых учёных-радиобиологов, совершим научные прорывы, повысим безопасность нашей страны.

    P.S. Спасибо Вам большое, Лев Михайлович, что Вы нашли силы и смелость заявить об этом.
    Пока свободою горим,
    Пока сердца для чести живы!
    Мой друг, мы радиобиологии посвятим, прекрасные, учёные порывы!
    Товаришь — верь, взойдёт она!
    Звезда пленительного счастья!
    Наука вспрянет ото сна!
    И засверкает в нашей власти
    «Мирного» атома — душа!

  5. Беляев Игорь - тоже последний из "могикан":

    Слова произнесены во-время Гордо и Правильно!

  6. Не являясь радиобиологом, неоднократно пользовался облучением в своих исследованиях. Сейчас, как и профессионалы, также страдаю, не имея такой возможности. Целиком и полностью поддерживаю автора публикации!

  7. Реализация медико-биологических аспектов противорадиационной национальной безопасности воздействия на организм радиоактивных соединений практически парализована. В мае 2018 года (Дубна) акцентировано внимание научной общественности на необходимости внедрения в практику отечественного здравоохранения лекарственных форм пентацина и цинкацина (для индивидуальных ингаляций, перорального и накожного применения) и комплексонатов четвёртого «поколения».
    Если директивы национальной безопасности HSPD-18 и НSPD-21 (США) предусматривают в рамках государственной системы мер по ликвидации массовых радиационных поражений, аварий и терроризма закладку в госрезерв Ca- и Zn-DTPA — у нас этого не слышат! В лабораториях Калифорнии, Беркли, Ричланда и Портланда практически завершены исследования эффективности комплексонатов четвертого поколения — мультидентатных гидроксиперидонатов (сидерофоров), превосходящих эффективность пентацина.
    Нанотоксикология — (уран-плутониевые топлива в том числе) — кому планируется передать хоть какие-то деньги на «исследования»? Потравяться. «Лепесток» наночастицы не «держит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: