Голуби давно стали привычным элементом городских пейзажей. Они населяют города на всех континентах, кроме Антарктиды (впрочем, там и городов нет). Они живут в тропиках и за полярным кругом, в приморских городах и в пустынях. Их численность превышает 400 млн особей. Но, как часто бывает, привычное не означает известное.
Заполнить этот пробел в знаниях призвана небольшая книга «Наши сизокрылые соседи». Это своеобразная визитная карточка биологического вида Columba livia.
Автор книги — ведущий библиотекарь Научной библиотеки Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге Юлия Дунаева, и в центре внимания ожидаемо оказались вопросы биологии. Книга состоит из трех десятков коротеньких глав о происхождении голубей, об особенностях их расцветки, об их пищевом, возрастном, брачном поведении.
В ней выстроен вполне цельный рассказ о голубях.
Предком всех голубей была небольшая птица дикий голубь, живущая на скалах Средиземного моря. Люди приручали их и разводили ради мяса, затем голубей стали использовать для доставки корреспонденции. Необычная способность всегда возвращаться домой обеспечила голубям успех и процветание.
Голуби нередко сбегали от хозяев и начинали вести полудикий образ жизни. Причем гнездились рядом с человеческим жильем, где всегда можно раздобыть пищу — зерно, крошки, всевозможные отходы.
В конце концов они стали своеобразной тенью человека. Стоило появиться городу, как вскоре в нем оказывались голуби. Размножались они быстро, и города, куда попала хотя бы пара полудиких голубей, быстро заполнялись их стаями.
От диких предков голубям досталась любовь к скалам. Их лапы приспособлены к ровным поверхностям, а не к обхвату веток. Голуби до сих пор предпочитают сидеть на плитах, памятниках и бордюрах.
Впрочем, жизнь рядом с человеком внесла большие коррективы в биологию голубей, в том числе привела к их большому разнообразию.
Все дикие голуби имеют одну и ту же сизую окраску с двумя темными полосками на каждом крыле и однообразную пищевую программу: они каждый день вылетают на поиски пищи за несколько километров, а на ночь возвращаются на скалы.
Городские голуби сложнее. У них четыре типа окраски. Во-первых, особи с классическим сизым окрасом и полосками на крыльях. Во-вторых, особи со своеобразными темными цветовыми пятнами-чешуйками, они называются «чеканными». В-третьих, темные голуби-меланисты. В-четвертых, редкие аберрантные формы с явной примесью генов домашних голубей: белые, рыжие.
После чтения книги обычная стая голубей кажется не кучей одинаковых, чуть ли ни клонированных птиц, а множеством особей со своей историей и особенностями.
По способам питания городские голуби тоже делятся на несколько типов. Среди них есть летуны, помоечники и собиратели. Летуны, как и средиземноморские предки, совершают ежедневные миграции за пищей. Они летают из города на поля, фермы и элеваторы, а вечерами возвращаются на ночевку. Помоечники питаются рядом с гнездами, в основном на помойках. Собиратели занимают промежуточное место и «пасутся» на вокзальных площадях, у магазинов и в парках, где люди перекусывают и сорят крошками. Летуны самые здоровые. Помоечники самые неблагополучные: они мельче остальных, с грязными перьями, абберантной рыжей и пегой окраской. Собиратели находятся посередине.
Эволюция городских голубей, как следует из книги, продолжается. Голуби учатся сидеть на ветках и проводах, а недавно появились «голуби-совы», не спящие по ночам. В современном городе никогда не бывает полной темноты, поэтому голуби научились искать пищу и ночью. Возможно, в будущем они разделятся на дневных и ночных птиц.
В книге немало любопытных мелочей. К примеру, голуби не следят за чистотой гнезда. Помет они не убирают, а сдвигают в сторону. Из-за этого по краям гнезда вырастает вал подсохших экскрементов. По его высоте можно понять, как давно здесь гнездится пара голубей. Причем антисанитария оказывается полезной: чем грязнее гнездо, тем меньше в нем блох и клещей.
Кроме того, автор рассказывает, как во время Второй мировой войны голубей пытались использовать для подрыва самолетов. Голубя оснащали маленькими взрывателями, он должен был сесть на крыло вражеского бомбардировщика и прикрепить взрыватель к подвешенной бомбе. Взрыватель отстегивался, голубь возвращался домой. Увы, голуби не отличали самолеты противника от своих.
Доступно рассказывается про «внутренние компасы» голубей, которых как минимум три: солнечный, звездный и магнитный.
Книга богато иллюстрирована, фотографии в ней не менее важны, чем текст. Снимки подобраны со вкусом. На многих голуби сфотографированы на фоне достопримечательностей разных городов: Рима, Венеции, Петербурга, Москвы — как триумфальные завоеватели.
Издание вполне выполняет свою задачу: учит видеть в голубе не курлыкающую и надоедливую часть пейзажа, а сложный и любопытный организм; «старые знакомые» предстают в новом свете.
Это не первая книга Юлии Дунаевой. У нее уже было несколько книг, довольно пестрых по содержанию: о летающих рептилиях и древних птицах, о драконах и вымирающих растениях, истории о волшебниках, бабочках и дельфинах. Все они были изданы в детских познавательных сериях.
Навык писать для школьников заметен и в «голубиной» книге. Автор зачастую пускается в объяснения обычных понятий, например «космополит» или «орнитолог». Иногда увлекается украшением текста. Стремление писать красиво, конечно, сыграло злую шутку. Например, в книгу пробрался хрестоматийный ляп: написано, что голуби возвращаются «в родные пенаты», хотя пенаты — это домашние боги у римлян, и можно вернуться к пенатам, но не в них.
Несмотря на эти мелкие недочеты, книга получилась познавательной и интересной. Будет здорово, если в магазинах появятся подобные книги о других привычных незнакомцах — воробьях, мышах, хотя бы и о тараканах.
Антон Нелихов
я тут полюбопытствовал насчет «в родные пенаты» в Корпусе — попадается с 1980х, но у заметных писателей не попадается. Разве что у Лимонова — и то в реплике персонажа. Так что да, лучше так не писать…