Дух университета

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовКогда я задумываюсь, что для меня важно в понятии «университет», я понимаю, что это с трудом уловимая вещь, именуемая духом университета. Сложно сказать, что это: неписаные традиции, ощущение, что по этим коридорам ходили гиганты, на плечах которых мы стоим, идеалы служения на­уке… Но настоящий университет, на мой взгляд, — это учебное заведение, у которого есть собственный дух. Можно вкладывать кучу денег, как в каком-нибудь Сколково, покупать самое современное оборудование и завозить нобелевских лауреатов, но без духа и истории можно построить только очередную потемкинскую деревню. И Вышке, несмотря на все ее деньги и переманивание ученых, еще очень далеко до того, чтобы стать нормальным университетом.

Тем интереснее мне сравнивать два крупнейших университета страны, Московский и Санкт-Петербургский. У каждого есть свой дух, и различия очевидны. Петербург — это имперская столица, выстроенная в северных болотах — на костях строителей — великим реформатором и безжалостным царем Петром. Поэтому не удивительно, что у Санкт-Петербургского университета дух весьма своеобразен, что в нем есть вкус власти и великой империи. Не случайно именно оттуда вышли два российских президента, и вовсе не совпадение, что ректором вуза в настоящее время является только что избранный академиком юрист — Николай Михайлович Кропачев.

Средний студент, конечно, не ощущает этого, но натуры развитые и чувствительные попадают под влияние духа университета. Из натуры цельной и сильной под его влиянием может выйти президент великой державы, который поднимет униженную страну с колен. Из натуры эмоционально нестойкой — возомнивший себя Наполеоном историк, который расчленяет тело убитой любовницы-аспирантки.

Один знакомый меня спросил: «Ваня, а возможно ли такое у нас?» Я считаю, что в моем родном университете это практически невозможно: в отличие от бывшей имперской столицы, в Московском государственном университете царит не юридически-властный дух, а дух старой интеллигентной Москвы, дух естествознания, олицетворяемый нашим любимым ректором, Виктором Антоновичем Садовничим.

Что видишь, о чем думаешь, глядя на этого великого человека? Само лицо его сияет каким-то добрым светом, во взгляде читается мудрость и стремление глубже понять людей и природу. И, конечно, ты видишь огромный такт, безграничное уважение ко всем — начиная с обычного первокурсника и заканчивая президентом России!

Это я еще помню времена Логунова и релятивистской теории гравитации, но для многих молодых Садовничий «был всегда». Может быть, такое утверждение покажется кому-то кощунственным, но те, кто родился в середине девяностых годов прошлого века, еще не знали, кто такой Владимир Владимирович Путин, но они уже жили в эпоху Садовничего! Да, Виктор Антонович — это не только светоч, это человек-эпоха, и я не вижу ни малейших оснований для того, чтобы мы выходили из-под его могучего крыла ради каких-то там крючков в законах. Уместно тут вспомнить слова поэта: «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца!»

Поэтому меня удивляет, что некоторые коллеги начали злословить по поводу инициативы депутатов Государственной думы, которые рекомендовали снять ограничение на число возможных продлений президентом России полномочий ректоров МГУ и СПбГУ после достижения ими предельного для должности ректора возраста. Сейчас можно сделать это только два раза, а когда поправка станет законом, можно будет назначать Виктора Антоновича ректором до самой смерти.

Кое-кто злословит про брежневский застой и гонки на катафалках, но эта инициатива есть только желание продлить великую эпоху расцвета нашего университета, потому что нет человека, который мог бы стать вровень с Садовничим и перенять у него бразды правления. Опять же, не ясно, с какой стати мы должны ставить ограничения нашему любимому президенту, не давая ему продлять полномочия ректоров? Президенту ведь гораздо виднее!

И есть еще одна важная вещь, которую я хочу донести до вас, дорогие коллеги. Дух университета — это не только традиции, но и дух вечного поиска, дух первопроходцев. Наш университет и Виктор Антонович, считаю, должны стать первыми в сломе вредной традиции, навязанной нам прогнившими западными демократиями: ограничения числа сроков пребывания у власти. Нашему народу виднее, кого он хочет видеть лидером страны и в течение какого времени!

Ваш Иван Экономов

10 комментариев

  1. Так Вы, уважаемый господин Э., еще помните шум вокруг так наз РТГ?
    «Ну и память у Вас,..!».
    Господа Местверишвили энд Лоскутофф, они еще типа в академики — не вышли покуда, не провели их? Ну оченно хотелось бы знать!
    Л.К.

  2. Уважаемый Иван! Я тоже помню ректоров до нынешнего. Петровский был вообще святой человек по студенческим впечатлениям. Рем Викторович к несчастью пробыл недолго. А потом был посланник Небес, который, впрочем, не состоялся. Теперь Вы надеетесь, что новый засланец будет адекватен?
    Пришлют списанного менеджера. Имя-то на слуху. Если прошлый раз выборы выиграл (как помню, вполне честно) Садовничий, то если они состоятся и честно сегодня — посланник власти опять пролетит мимо. Так что вряд ли начальство согласится на выборы. А в общем случае Вы безусловно правы даже с поправкой на обычную для Вас иронию. Странно вообще не выбирать ректора главного вуза…Если кто помнит старые времена, то не верит, что Петровский умудрялся даже в Партии не состоять! Хотя на всех заседаниях ЦК вроде был. У студентов тогда считалось — если дошёл до Петровского — дело твоё выгорит. Думаете, новенький менеджер подпустит к себе студента с бытовыми проблемами?

    1. Кхе-кхе! А у нынешнего ректора, думаете, бытовых проблем нет? У него их нет, а у всех остальных есть: туалеты, столовые, аудитории, про зарплаты и стипендии можно даже не говорить.

  3. Был на похоронах своего научного руководителя. Вроде бы только зав. кафедрой и народу пришло не более 30 коллег и аспирантов. А Виктор Антонович пришел и еще сказал очень правильные слова. Это наверное большая редкость для руководителя такого уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: