«Страшное место»
Что бы ни говорили скептики, надо признать проект Джимми Уэйлса и Ларри Сэнгера успешно состоявшимся. Символично, что «Википедия» (это название придумал Ларри Сэнгер) лишь на две недели моложе XXI века – она стартовала 15 января 2001 года. Сейчас представить себе жизнь цивилизованного общества без «Википедии» столь же трудно, как и поездку на автомобиле по незнакомому городу без навигатора.
Хотя термин «энциклопедия» появился не раньше XVI века, энциклопедические издания известны с глубокой древности. Статьи для энциклопедий всегда писались ведущими специалистами в соответствующих областях знаний, стать автором энциклопедии считалось крайне почетным для любого ученого. Естественно, что создание энциклопедии силами научной элиты было чрезвычайно длительным и трудоемким делом. Собственно, идея «Википедии» первоначально возникла у Ларри Сэнгера именно с целью ускорить процесс написания экспертами статей для еще одной энциклопедии, названной «Нупедией», которая должна была свободно распространяться в Интернете. О том, как медленно шло наполнение «Нупедии» информацией, можно судить по такому факту: к концу первого года существования энциклопедии было подготовлено всего двадцать пять статей1.
Идея использовать известную уже тогда технологию «вики», позволявшую создавать и редактировать статьи любому пользователю Интернета, пришла к Ларри Сэнгеру во время беседы в мексиканском ресторане с приятелем Беном Ковицом 2 января 2001 года2. Идея была по-своему революционна: подключить к написанию словарных статей «широкие массы трудящихся», которые создавали бы для экспертов «Нупедии» заготовки для последующего редактирования. Установка программного обеспечения заняла всего пару дней, еще несколько дней ушло на подготовку главной страницы и написание первых инструкций, и уже через две недели после судьбоносного обеда в мексиканском ресторане сайт «Википедии» заработал.
Как часто бывает в науке, эффект от новой идеи превзошел все ожидания, причем он реализовался там, где его вообще не ждали: заготовки статей оказались достаточно информативными, чтобы самостоятельно, без дополнительно редактирования экспертами, представлять ценность для рядового читателя. «Википедия» из вспомогательного средства быстро обрела собственную значимость, а «Нупедия», ради которой и создавался новый проект, вскоре благополучно закрылась, так и не став востребованным продуктом. Все ее наработки перешли к «народной энциклопедии», быстро ставшей самым крупным и наиболее популярным справочником в Интернете. Практически любой поиск информации через Google приводит прежде всего к «Википедии»3.
Сейчас «Википедия» издается более чем на трехстах языках, английская версия энциклопедии содержит почти шесть миллионов статей, в русской «Википедии» – более полутора миллионов4. Для сравнения упомянем, что в знаменитой «Британской энциклопедии», которая сейчас издается в США, около сорока тысяч статей5.
В составлении русской «Вики» участвовала огромная армия добровольцев; только активных авторов и редакторов, совершивших за последний месяц хотя бы одну правку, – более одиннадцати тысяч. Понятно, что без четкой организации такого большого коллектива участников слаженной работы не получится. Об этом задумался Ларри Сэнгер в самом начале проекта. Им разработана иерархия участников, написаны основные правила «Википедии», действующие и поныне.
Один из главных принципов, положенных в основу «Википедии», — демократизм. Торжественно провозглашается, что ни в одном из языковых разделов «Википедии» нет иерархической администрации, то есть «начальства», принимающего решения о судьбе той или иной статьи. Содержимое любого раздела определяется его активными участниками путем обсуждения. Например, в русской «Википедии» «реальное участие в управлении проектом принимает около 400 участников, участвующих в обсуждениях и голосующих на выборах»6. Конечно, администрация есть – это примерно 80 участников, имеющих полномочия удалять страницы, блокировать участников и т.п. В руках администраторов сосредоточена большая власть, и от того, как они ею пользуются, зависит в конечном счете эффективность всей системы. Ниже мы увидим, что именно в этом месте находится источник многих проблем «Википедии», о которых задумывались еще отцы-основатели.
Первые месяцы жизни «Википедии» показали ее колоссальные возможности. Рост статей был впечатляющим. Ларри Сэнгер вспоминал: «К концу января у нас было около 600 статей, в марте – 1300, в апреле – 2300, в мае – 3900. Проект не только неуклонно развивался, но и увеличивался его темп»7.
Однако с первых же месяцев проявились и сложности в работе такого большого коллектива не всегда квалифицированных участников. Оказалось, что наиболее подготовленные в той или иной области знания люди проигрывают споры со своими менее образованными оппонентами. Аргументы толпы стали сильнее мнения специалистов. В результате лучшие авторы покидали проект, оставляя «поле битвы» своим более психологически устойчивым противникам. Правила «Википедии» позволяли удалить вандала, портящего ту или иную страницу, или заблокировать злостного тролля, мешающего работе других. Но справиться с толпой эти правила не могли, агрессивное большинство побеждало академическую элиту и вытесняло ее из коллектива создателей народной энциклопедии. Эта антиэлитарность отличает и современную «Википедию», что накладывает свой отпечаток на ее работу.
Нужно отметить и еще одну особенность «Википедии». Большинство участников в ней выступает анонимно, под произвольными никами. Ларри Сэнгер подчеркивает, что специалисты, как правило, выступали под своими реальными именами, а это «оказывает благотворное воздействие, делая участника более серьезным, склонным брать на себя больше ответственности за свою деятельность»8. Но, как сказано, они раньше других покидали проект, оставляя его сетевым анонимам. Сейчас ники являются правилом, а собственные имена – редким исключением.
В целом, проблемы современной «Википедии» мало чем отличаются от тех, с которыми на первых порах столкнулись Ларри Сэнгер и подключившийся к развитию системы Джимми Уэйлс. Компактно и выразительно сказал об этих особенностях «Википедии» Илья Щуров, который в проекте выступает как Ilya Voyager: «Это Википедия. Это страшное место. Здесь кто угодно может выставить на удаление даже плод напряженной работы десятков человек. Здесь любой дилетант может испортить статью, написанную высококлассным специалистом, и этому специалисту придется вежливо и спокойно доказывать, почему он прав, а дилетант — нет. Причем доказывать, скорее всего, другим дилетантам. Здесь есть страшные «люди в кепках», имеющие право удалять статьи и блокировать участников. Здесь есть жуткий арбитражный комитет, который еще ни разу не вынес решения, полностью устраивавшее обе конфликтующие стороны. Это не хорошо и не плохо, это не прихоть какого-то из участников. Вам нужно быть готовым к этому, иначе участие в проекте вам принесет только разочарование. Просто так устроен этот мир, и так устроена Википедия. Возможно, есть устройство более справедливое — но другой Википедии у нас пока нет. Да и другого мира, признаться, тоже»9.
«Какое-то некрасивое недопонимание»
Но хватит общих рассуждений. Давайте на конкретном примере рассмотрим, как работает отлаженный уже за двадцать лет механизм «свободной энциклопедии» и какие опасности сулит принятый в нем принцип анонимной демократии.
Примером нам послужит статья в «Википедии» о журнале «Семь искусств». Напомню, что журнал появился в 2009 году и с тех пор завоевал известность среди читателей, интересующихся вопросами истории науки, культуры и литературы. От большинства своих печатных и сетевых собратьев он отличается особой широтой тематики. Не случайно девиз журнала звучит так: «Всё, что интересно интеллигентному человеку». В каждом номере этого толстого ежемесячного издания можно найти научно-популярные статьи по физике и математике, работы по философии и географии, педагогике и театру, социологии и изобразительному искусству. Это не считая прозы, поэзии, литературной критики, переводов, музыки, мемуаров и многого другого. Такой подход нашел сторонников. У журнала широкий круг читателей и авторов, среди которых известные ученые, литераторы, музыканты, художники, философы…
В ноябре 2013 года, через четыре года после открытия журнала, в «Википедии» появилась короткая заметка о нем: цель издания, список тематических рубрик, состав редакционной коллегии, наиболее известные авторы… Как принято в «свободной энциклопедии», бдительные наблюдатели быстро поставили в заметке предупреждение: «Значимость предмета поставлена под сомнение». Это значит, что о журнале должны высказаться объективные эксперты, о нем должны появиться печатные отзывы в авторитетных изданиях. В принципе, с этим трудно спорить. В «Википедии» описываются не все существующие в мире предметы и явления, а только значимые, таков принцип, заложенный еще Ларри Сэнгером, иначе энциклопедия просто захлебнется в потоке новых статей. Однако никто не ждал немедленной реакции на это предупреждение. Жизнь, как правило, сама дает ответ на вопрос, значим ли обсуждаемый объект или нет.
Вот и с журналом «Семь искусств» было именно так. Время шло, журнал выходил ежемесячно, завоевывая новых читателей и привлекая сильных авторов. Понемногу накапливались и доказательства значимости. Например, в 2015 году поэт Дмитрий Бобышев, один из знаменитой «ахматовской четверки», в опубликованном в журнале «Перемены» интервью назвал «Семь искусств» «элитарным интернетским порталом»10. Это было отмечено в статье в «Википедии». Этого, конечно, мало, но в июле 2018 года должен был выйти в свет юбилейный сотый номер «Семи искусств». Именно тогда ожидалось получить весомые доводы в пользу значимости журнала. Но жизнь неожиданно разыграла другой сценарий.
В июне 2018 года, за месяц до выхода сотого номера, участник команды «Википедии» с ником Komarovalexander вывесил предложение удалить статью о «Семи искусствах». Трудно сказать, чем он руководствовался. Отмечу только, что незадолго до этого он же пытался удалить статью обо мне11, засомневавшись в наличии моих работ по математике, книг по истории науки и литературы и даже в существовании у меня медали «За трудовую доблесть». Когда безосновательность его сомнений была доказана, настала очередь атаки на «Семь искусств».
Выход юбилейного номера «Семи искусств» в июле 2018 года дал, наконец, много материалов, подтверждающих «значимость» журнала. Оценку ему публично высказали весьма авторитетные специалисты в самых разных областях, писатели, поэты, композиторы, ученые, журналисты, музыканты, историки науки, переводчики, главные редакторы различных журналов и газет12. Ряд изданий поместили на своих страницах статьи о журнале «Семь искусств», среди них американские «Чайка», «Шалом» и «Слово/Word», израильский «Секрет», российский «Блог перемен». Казалось бы, предупреждение, сделанное в 2013 году, вот-вот потеряет свою актуальность и его можно будет снять. Но сняли не предупреждение, а саму статью.
Коротко расскажу, как это произошло. После того, как Komarovalexander вывесил предложение об удалении статьи, по правилам «Википедии» должно начаться обсуждение. Читатель, которому интересны детали, может прочитать ход этого обсуждения, начавшегося 19 июня 2018 года13. Цитаты ниже приведены из этого источника. Нельзя сказать, что участники обсуждения были единодушны – удалять статью большинство явно не собирались. Вот выдержки из протокола обсуждения:
— Статья, в самом деле, отдает рекламным стилем… Однако она ухитрилась прожить с 2013 года. Может найдется значимость и АИ (Авторитетные источники. – Прим. Е. Б.)? — Charmbook 20:59, 19 июня 2018 (UTC).
— Думаю, что найдутся. Более того, кое-что уже есть на СО (Странице обсуждения. – Прим. Е. Б.), включая аргументы 2013-2016 на снятие шаблона «Значимость», поставленного коллегой @Tatewaki: в 2013. На мой вопрос по этому поводу он еще не ответил. — Igorp_lj 22:13, 20 июня 2018 (UTC).
Были и другие аргументы, например более 160 ссылок на сайт 7iskusstv.com в ресурсе научных статей Google «Академия»14.
И тут на сцене появился один из тех самых «страшных людей в кепках, имеющих право удалять статьи» и немедленно воспользовался своим правом. В «Википедии» он выступает под подростковым ником El-chupanebrei. Не особенно вникая в суть конфликта, он словно шашкой рубанул сплеча:
— Удалено по причине отсутствия энциклопедической значимости. — El-chupanebrei 18:58, 18 июля 2018 (UTC).
При этом в качестве обоснования он привел явно надуманный аргумент:
— Независимых авторитетных источников, достаточно подробно описывающих предмет статьи (ВП:ОКЗ) (Википедия: Общий критерий значимости. – Прим. Е. Б.), так и не приведено и не ищется.
Как говорится, финита ля комедия – игра закончена, статьи о «Семи искусствах» в «Википедии» с этого момента больше нет.
Отмечу один любопытный момент. Удаление статьи произошло буквально в тот же день, когда она стала пополняться доказательствами значимости. Но админ El-chupanebrei не захотел даже взглянуть на доводы, противоречащие его выводу: «Независимых авторитетных источников… так и не приведено и не ищется». Как же не приведено, вот же они, целый раздел для них выделили! Но, видно, выступления, связанные с юбилеем журнала, он не признает «авторитетными». Он прямо пишет: «Поздравления к оным не относятся». Между тем речь шла не просто о поздравлениях, а о заметках, вызванных юбилейным номером. Нигде в правилах «Википедии» не говорится ни слова о том, что такие статьи не могут быть «авторитетными источниками». В собраниях сочинений классиков литературы можно найти немало статей, очерков, эссе, которые вовсе не потеряли своей авторитетности и значимости от того, что были написаны по поводу того или иного юбилея. Взять хотя бы эссе Томаса Манна «Бруно Вальтеру к семидесятилетию со дня рождения»15. Никто не относит его только к жанру «поздравления».
Для участников обсуждения решение админа тоже показалось не очень обоснованным. Как выразился коллега с ником UG-586:
— Решение об удалении действительно выглядит странным и поспешным. Вы можете его опротестовать и попробовать восстановить. 05:04, 20 июля 2018 (UTC).
На следующий день, 19 июля 2018 года, я рассказал на своей страничке в «Фейсбуке» об удалении из «Википедии» статьи о «Семи искусствах» и, в частности, написал: «Сейчас забавно такое стечение обстоятельств: предупреждение о необходимости «доказать значимость» висело на страничке в Википедии с 2013 года. То есть пять лет администрация Вики терпеливо ждала, когда о журнале выскажутся независимые органы СМИ и эксперты. И вот подошел сотый номер — такие высказывания посыпались как из рога изобилия. Соответственно, стала пополняться статья в Вики — в ней поставили новый раздел «Мнения о журнале деятелей науки и культуры». И в тот же день статью стремительно сняли. Пять лет ждали «подтверждения значимости», а когда эти подтверждения стали включаться в статью, ее тут же убрали. Терпение иссякло, караул устал»16.
Обсуждение этого факта на моей страничке в «Фейсбуке» не прошло незамеченным и для команды «Википедии». Админа тут же предупредили:
— El-chupanebrei, заглянул на ФБ, нашел там Берковича, у него в ленте идет обсуждение. Он говорит, что статья действительно висела долго, но как только он стал вносить источники, подтверждающие значимость, то статью тут же грохнули. Не думаю, что имеет место какое-то сведение счетов (как в ленте утверждают), но действительно получилось какое-то некрасивое недопонимание. — UG-586 19:39, 20 июля 2018 (UTC).
Наш админ, судя по реакции, и сам понял, что погорячился. Но, как говорится, закусил удила:
— Мне, честно говоря, кто что и где там в в ФБ, ВК и прочем обсуждает абсолютно не интересует и ни малейшим образом не касается вопросов существования/удаления статьи в «Википедии». Разве что я просто здесь заблокирую бессрочно тех, кто разводит теорию заговора и попристальнее далее буду смотреть при попытках воссоздания оной статьи. Так что — спасибо за сообщение. — El-chupanebrei 19:53, 20 июля 2018 (UTC).
Я не думаю, что у человека с ником El-chupanebrei, в отличие от участника Komarovalexander, было какое-то предвзятое отношение ко мне или журналу «Семь искусств». Просто погорячился человек, поторопился, а признать ошибку в таком статусе не принято: админы же в «Википедии» – это полубоги!
Тогда угрозы «нашего админа» показались мне несерьезными, ведь в скором времени ожидались еще более убедительные доказательства «значимости» журнала, так что надежда на восстановление в «Википедии» статьи о «Семи искусствах» оставалась очень реальной. Признаюсь, я тогда недооценивал возможностей «власть в «Википедии» предержащих» действовать против собственных правил.
«Итог здесь подводить будет другой администратор»
Как и ожидалось, через три месяца после удаления статьи о «Семи искусствах» была запущена процедура восстановления, предусмотренная правилами «Википедии». Процесс стартовал 29 октября 2018 года17. Группа добровольных помощников, взявшая на себя труд по подготовке к этой процедуре, поработала на славу! Да и события, происшедшие после удаления статьи, дали им все карты в руки.
Конечно, информация в статье была существенно обновлена, оформление статьи приблизилось к стандартам «Википедии», приведены в порядок ссылки на источники и другие публикации. Но команда защитников статьи о «Семи искусствах» прекрасно понимала, что этого мало. Нужны новые серьезные доказательства «значимости», чтобы изменить мнение админа. К счастью, такие доказательства той же осенью, как по заказу, появились.
Во-первых, в октябрьском номере журнала «Знамя» появилась статья математика и поэта Бориса Кушнера «Единство культуры»18. Кто следит за публикациями в литературных журналах, входящих в ассоциацию лучших, называемую «Журнальный зал», подтвердит, что это исключительно редкий случай, когда в уважаемом «толстяке» публикуется специальная статья, посвященная сетевому изданию. Да и таких изданий, о которых пишут в «Журнальном зале», можно пересчитать по пальцам одной руки. Более авторитетного источника для доказательства значимости и придумать сложно.
Во-вторых, в том же октябре стало известно, что журнал «Семь искусств» награжден престижной Беляевской премией 2018 года в номинации «Просветительский или научно-популярный сайт – за наиболее интересную деятельность в предшествующий период»19. Это вообще редчайший случай и высокая оценка профессионального сообщества. За всю историю присуждения Беляевских премий (с 1990 года) в номинации «Просветительский или научно-популярный сайт» отмечены только пять сайтов (пятый в 2019 году, «Семь искусств» в 2018 году был четвертым).
Первый аргумент защиты произвел на судью, то есть админа El-chupanebrei, впечатление, он даже написал: «Статья-то хорошая и можно было бы зачесть и восстановить», но вспомнил и свое обещание «попристальнее далее смотреть при попытках воссоздания оной статьи». Пристальное смотрение помогло отбить бесспорный, казалось бы, довод:
— Кушнер-то член редколлегии «Семи искусств», так что как независимый источник не подойдет — El-chupanebrei 19:31, 29 октября 2018 (UTC).
Честно говоря, обидно за редакцию уважаемого журнала «Знамя»! Админ «Википедии» El-chupanebrei не верит, что статья Кушнера напечатана там потому, что она объективно хороша и достоверна, он считает, что автор, будучи членом редколлегии «Семи искусств», каким-то образом обманул редакторов «Знамени», написав заведомую неправду, верить которой нельзя.
В статье в «Википедии» «Авторитетные источники» есть хорошая преамбула: «Рекомендуется следовать изложенным здесь правилам. Однако описанное здесь — не догма. Руководствуйтесь здравым смыслом»20. Но, как мы видим, здравый смысл отступает, когда на первое место выходит желание отомстить.
У защитников статьи в «Википедии» о журнале «Семь искусств» остался второй довод — чем «отобьет» его несгибаемый El-chupanebrei? Всё-таки награждение профессиональной премией за лучший сайт года — настолько сильный козырь, что побить его нелегко. Вот и пользователь Avner призывает в обсуждении:
— Полностью согласен, что уже только награждения Беляевской премией очевидно достаточно для значимости. — Av 20:58, 31 октября 2018 (UTC).
Но админ El-chupanebrei твердо стоит на своем:
— Не восстановим, пока не будет выполнен ОКЗ (Общий критерий значимости. – Прим. Е. Б.) — достаточно подробное описание в независимых источниках. Признание в профессиональной среде — лишь один из признаков. Но еще необходимо и статью написать, а без независимых источников это сделать невозможно. — El-chupanebrei 20:33, 6 ноября 2018 (UTC).
Это место следует прокомментировать. До сих пор админ находил зацепки в правилах, позволявшие хотя бы формально отклонять предложения защитников статьи. Да, эти зацепки часто шли вразрез со здравым смыслом, как отклонение статьи в «Знамени» только потому, что ее автор — член редколлегии обсуждаемого журнала, или отклонение «юбилейных» статей. Но, тем не менее, эти доводы хоть как-то можно было обосновать. В случае с Беляевской премией админ сознательно или по неведению просто говорит неправду. Он или забыл, или не знал (но невежество — не есть достоинство!) пункт правил включения в энциклопедию веб-сайтов. И этот пункт ему процитировали в обсуждении, грубо говоря, ткнули носом в раздел правил «Критерии значимости веб-сайтов»: «Статью о веб-сайте стоит создавать в Википедии, если сайт имеет профильные авторитетные награды»21.
Другими словами, одной Беляевской премии достаточно, чтобы восстановить статью о журнале «Семь искусств»! И никаких других условий в отношении веб-сайтов выдвигать не нужно! Админ просто вводил сообщество в заблуждение, настаивая еще и на других источниках.
Что делает честный человек, когда ему показывают его ошибку? Просит прощения и старается ее исправить. Что делает админ El-chupanebrei? Он просто умывает руки и уходит от решения, которого от него ждали! Его прощальные слова: «Итог здесь подводить будет другой администратор. — El-chupanebrei 03:07, 7 ноября 2018 (UTC)».
Вдумайтесь, читатели, в логику админа El-chupanebrei. Ведь если он уверен, что прав, то вполне мог бы отказать в восстановлении статьи и закрыть тему. Если же он понял, что ошибся или что новые аргументы оказались весомы, то должен был восстановить статью. Всё это в рамках его полномочий. Но решение не принимать никакого решения означает только, что он признает, что был неправ, но смелости сделать отсюда правильный вывод не хватает. Я думаю, такое поведение возможно только в условиях анонимности участников процесса. Выступая под своим настоящим именем, админ El-chupanebrei сто раз бы подумал, прежде чем так рисковать своей репутацией.
«Сумасшедшие управляют психбольницей»
Человеку свойственно ошибаться, админ – человек, поэтому и админ может ошибиться. Такой банальный вывод можно сделать из предыдущего рассказа. Но надежно функционирующая система должна иметь защиту от ошибок, иначе она развалится. В «Википедии» тоже теоретически предусмотрены способы исправления ошибок администраторов. Например, ошибку одного администратора может исправить другой администратор. Есть специальный Арбитражный комитет, призванный разрешать различные конфликты, связанные с работой в «Википедии»22. Как видим, возможности исправить ошибку есть. Но посмотрим, как они работают на деле.
В рассказе о судьбе статьи в «Википедии» о журнале «Семь искусств» мы остановились на том, что админ El-chupanebrei, принимавший решение об удалении статьи, заявил, что он перестает ею заниматься и перекладывает решение на другого администратора. Конкретно он никого не назвал, а сами администраторы не откликались. Вопрос с восстановлением статьи, как и обещал El-chupanebrei, не мытьем так катанием завис, похоже, навсегда.
Защитники статьи сделали еще одну попытку добиться справедливости: выставили вопрос о ней на специальный Форум администраторов23. Теперь уж нельзя сказать, что «страшные люди в кепках» ничего о статье не знали. Но обращение к администраторам не долго продержалось на Форуме. Через неделю важный администратор Владимир Соловьев, один из немногих, выступающих под своим именем без ника, закрыл обсуждение и перенес обращение в архив. Его мнение было безапелляционным: «Всё сделано правильно, каких-то причин оперативно подводить итог именно по этой статье нет. Раньше или позже очередь и до нее дойдет».
Следует сказать о статусе доцента МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимира Соловьева — он действующий член Арбитражного комитета, причем уже в седьмой раз, в «Википедии» он уже пятнадцать лет, так что знает все тонкости ее работы24. Один из защитников статьи обратил его внимание на то, что остался без обсуждения тот факт, что «коллега El-chupanebrej практически проигнорировал аргументы других участников обсуждений, в т.ч. и тот, что журнал награжден «профильной» Беляевской премией… И то, что… рассмотрение заявки фактически прекращено».
Ответ Владимира Соловьева был удивительным: «У нас все делают то, что им интересно, в том числе и администраторы». Понятно, что при таком подходе спорная заявка может годами лежать нерассмотренной: кому интересно влезать в чужой конфликт и портить отношения с коллегой-администратором? Мы уже видели, что в своей вотчине каждый админ — царь и бог, он волен казнить или миловать. Размеры вотчин безмерны, а двум медведям в одной берлоге не ужиться.
А ведь Арбитражный комитет – высшая контрольная инстанция. И если член Арбитражного комитета не видит ничего особенного в действиях своего коллеги, демонстративно извращающего и игнорирующего правила «Википедии», то больше жаловаться некому. В такой системе справедливости нет места.
Единственным полезным итогом обращения на Форум администраторов было то, что в личной страничке админа Владимира Соловьева исчезла привлекавшая ранее надпись: «рад помочь новичкам и другим участникам». Хоть в этом вопросе стало меньше лжи.
А заявка на восстановление статьи о Беляевском лауреате — журнале «Семь искусств» — уже второй год тихо стоит в длинном списке нерассмотренных предложений25. То, что в этом скорбном списке есть заявки с 2017 года, мало утешает.
***
Завершая рассказ о судьбе несчастной статьи из «Википедии», я хотел бы отметить, что подобные казусы предвидел один из создателей «свободной энциклопедии», мудрый Ларри Сэнгер. В интервью с Захарием Шварцем он так ответил на вопрос о главной проблеме «Википедии»: «Я думаю, что Википедия никогда не пыталась так организовать свою работу, чтобы не допустить правления толпы. С одной стороны, это вовсе не толпа. Здесь всё очень организованно и структурировано, и есть много правил, так что всё похоже на полную противоположность этому, верно? Но с другой стороны, способ организации сообщества не кодифицирован и не определен каким-либо конституционным способом. Таким образом, могут быть люди, которые избирательно применяют правила… И это по своей сути несправедливо, не так ли?»26
Другими словами, организация «Википедии», ее анонимная демократия, распределение ролей между участниками, практическая бесконтрольность администраторов приводят к тому, что к власти приходят безответственные люди, готовые извращать в угоду себе принятые в системе правила. А ведь эти люди призваны следить за правильностью их исполнения! Избирательное применение правил отчетливо видно в рассмотренном случае со статьей о журнале «Семь искусств». Ларри Сэнгер образно описал ситуацию так: «Сумасшедшие начали управлять психбольницей». За прошедшие со дня основания «Википедии» почти двадцать лет в этом отношении мало что изменилось.
7 https://features.slashdot.org/story/05/04/18/164213/the-early-history-of-nupedia-and-wikipedia-a-memoir
15 https://www.fischerverlage.de/buch/thomas_mann_an_bruno_walter_zum_siebzigsten_geburtstag/9783104014968
Максу Казначеичу и Обожжённому Глины Кусковичу
Русский сегмент Википедии чрезвычайно важен и в большинстве случаев не только не является «Переводом», а содержит куда больше информации чем на других языках.
Ясно, что все статьи политизированы. Редко найдёшь статью в Википедии, где варианты на разных языках точно соответствовали бы друг другу. Чем важнее статья, тем сильнее различия.
И это касается не только русского варианта.
Английская и немецкая версия одной и той же статьи могут не только не совпадать, но даже противоречить друг другу. Да и другие языки почитать интересно. Благо гуглоперевод работает прекрасно!
Статьи по естественным наукам полнее всего как раз в русском варианте.
Исторические статьи — явно зависят от взгляда соответствующей страны.
Правительству стоит больше внимания уделять именно русскоязычному сегменту википедии.
Независимо от попытки создания собственной «русской энциклопедии», которая скорее всего обречена на провал.
Хотя, кто знает…
Если в каждой русскоязычной статье вики будет ссылка на русскую энциклопедию…
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Хэппи энд случается, как правило, в романах или в сладких голливудских фильмах. В жизни все сложнее и мрачнее. Вот и в нашей истории со статьей в Википедии о журнале «Семь искусств» конец нельзя назвать счастливым. Вместо многолетнего ожидания в очереди нерешенных вопросов, статью окончательно удалили из Википедии. Это, с одной стороны, немного печально, потому что явно несправедливо: дискуссии и здесь, и на форуме Вики показали, что журнал достоин упоминания в энциклопедии. Но, с другой стороны, счастливый конец поколебал бы выводы из моей статьи: вот ведь, небольшая встряска, и неправильное решение исправлено. Значит, не все так плохо в нашем королевстве. Теперь же можно сделать такие выводы. Вывод первый (впрочем, хорошо известный и понятный). Коллективный разум экспертов Вики может ошибаться в силу того, что это коллектив не специалистов в той области, в которой они обсуждают статью. В нашем случае «эксперты» не знали, что сайты можно оценивать по другим критериям, чем чисто технические, а для просветительских и научно-популярных проектов существуют свои критерии и свои премии, не менее авторитетные и профильные, чем Премия Рунета. Вывод второй. Система не настроена исправлять неправильные решения. Мнение админа практически не оспаривается, а на возражения находятся доводы, противоречащие здравому смыслу. Тем не менее, большинство остается молчаливым, а на редкие возражения никто внимания не обращает. Т.е. контроля за принятием решений и ответственности админов за них нет. И процедуру рассмотрения жалобы можно всегда свести к нужным пунктам правил, игнорируя другие пункты, обосновывающие позицию защиты. И, наконец, Вывод третий, частный, для коллег Лебедева и Коганова, посчитавших поднятый вопрос мелким и незначительным на фоне грандиозных событий, происходящих в «большом» мире. Более сообразительные читатели, однако, заметили аналогию между тем, как судья отказывается присоединить к делу доказательства невиновности обвиняемого, и тем, как админ, решающий судьбу статьи, отказывается присоединить к рассмотрению пункты правил, требующие признать статью достойной энциклопедии. Причина аналогии понятна: и там и там мы имеем систему с неконтролируемым и неподотчетным никому органом принятия решений. Википедия — это просто небольшая модель общества. И на ее пороках вполне можно понять, что нужно сделать, чтобы уменьшить число несправедливости в мире. Если это стало кому-то понятней, то публикация статьи была не напрасной. А больше сотни комментариев к ней говорят, что многие не остались равнодушными. Спасибо всем, кто принял участие в обсуждении.
Евгений Михайлович!
На примере 7 искусств стало ясно, какие механизмы Википедии надо сменить при создании будущих вариантов подобных ресурсов.
В любом случае пользы много. Кто-то узнал про сайт и журнал, кто-то про Вас и тематику. Было интересно разузнать внутренние механизмы Вики на ярких примерах.
Вопросы и странности конечно остались. Например, по каким критериям первоначально статья там появилась. А как думаете — если посчитать среди авторов 7 искусств число публикаций людей, о которых есть статьи в самой же Вики, число по прикидкам немалое. Как-то непоследовательно. Ну и персонально кому-то полезно было засветиться — из Бауманки например. Скорость, с которой был вынесен вердикт без права апелляции, говорит о весомости проблемы. Тем, кто считает проблему личной — может стоит Хемингуэя перечитать про колокольный звон.
«На примере 7 искусств стало ясно, какие механизмы Википедии надо сменить при создании будущих вариантов подобных ресурсов.»
Гм, а мне не стало ясно. Не поделитесь ли ясностью? То есть сменить-то можно любые механизмы, вопрос ведь в том, на какие именно другие механизмы их сменить. Рискну, впрочем, предположить, что Вы об этом не имеете ни малейшего представления.
Сейчас и в самом деле не знаю, на что новые люди в альтернативных проектах поменяют механизмы отбора, удаления, восстановления и апелляции. Я и не говорю, что знаю — иначе бы сразу и предложил. Но если новые проекты инициированы, что-то разумное наверное придумают. Во всяком случае анонимность себя не всегда оправдывает, что Е.Беркович и продемонстрировал.
С уважением,
Уважаемый Алекс, Вы спрашиваете: «То есть сменить-то можно любые механизмы, вопрос ведь в том, на какие именно другие механизмы их сменить». Ответ мой, конечно, не полный, но одна вещь мне ясна. Думаю, многим случай со статьей о журнале «Семь искусств» показал, как не должно быть. В обсуждаемом случае ключевыми были мнения трех админов: первого, который снял статью, а потом самоустранился от решения по восстановлению (El-Chupanebrei), второй, который окончательно отказал в восстановлении (Sir_Shurf), и третий, который решения не принимал, но обосновывал решения первого и второго (Владимир Соловьев). Аргументация всех трех станет понятна на следующем простом модельном примере. К утверждению выносится утверждение, что 2х2=4. Обоснование: таблица умножения (ТУ). Первый админ, не споря с ТУ, взял самоотвод: ни опровергнуть это утверждение, ни утвердить он не взялся. Второй админ назвал утверждение необоснованным и потребовал новых авторитетных источников (АИ). Таблицу умножения он даже не упомянул в своем решении. И, наконец, третий админ сказал, что, с одной стороны, ТУ сама не очень авторитетна, а с другой стороны, в архивах его организации ТУ начинается с умножения на 3, поэтому для утверждения 2х2=4 нет оснований. И тоже порекомендовал искать АИ. Этот пример абсолютно точно моделирует нашу ситуацию. Важно, что мнения админов практически невозможно оспорить: их субъективная трактовка правил становится законом, хотя они сами далеко не компетентны. В этом суть конфликта. А выход — общий для всех подобных случаев: в спорных ситуациях нужно привлекать независимых экспертов, которые со знанием дела скажут, доверять ли ТУ или нет. Вот этого механизма — привлечения экспертов — в существующей Википедии нет. И это и дает возможность «толпе» одерживать верх над академиками.
Кстати, я должен извиниться перед El-chupanebrei — его позиция, которую я раньше остро критиковал, оказалась самой порядочной. Он, по крайней мере, не называл черное белым, стараясь отстоять «честь мундира». Прошу прощения, El-Chupanebrei, лучше уйти от приговора, чем выносить приговор несправедливый.
«в спорных ситуациях нужно привлекать независимых экспертов»
По крайней мере это какое-то предложение. Не совсем понимаю, как это могло бы выглядеть на практике, и не уверен, что оно в должной мере учитывает то обстоятельство, что эксперты — тоже ограниченный ресурс.
Альтернатива, как раз подходящая к вашему казусу — апелляционная инстанция, рассматривающая дела не по существу, а только с точки зрения применения правил. Однако я бы предположил, что правила Википедии не были и не могли быть разработаны до такого состояния, чтобы можно было действовать, формально ими руководствуясь.
Я бы ещё добавил, что «Николай» привёл существенно более важный пример: что, собственно, делать со спорными проблемами, по которым у «экспертов» нет единого мнения, а администратор разобраться не в состоянии.
Я говорил как раз про такую ситуацию: у экспертов нет единого мнения, а администратор не в состоянии разобраться. Все три упомянутых администраторов не имели опыта и знаний по применению правила ВП:ВЕБ для интернет-проектов. Никто из них не знал о существовании премий для просветительских и научно-популярных сайтов (Просветитель-Digital и Беляевская премия для сайтов). Никто из них не мог оценить авторитетность и профильность этих премий. В этом случае правильно было бы привлечь экспертов, знающих положение дел в этой области. Вместо этого два админа взяли на себя смелость принять и обосновать решение в области, в которой они «плавают». Например, Владимир Соловьев публично заявляет, что «Беляевской премией награждают литературоведы». С таким знание предмета браться судить — это, мягко говоря, вызывающая легкомысленность. Но никто не может это прямо сказать и поправить админа. Контроль и обратная связь в системе отсутствует.
Господин Беркович! После предыдущей более чем пространной реплики ответьте, если угодно, на вопрос.
Вы когда-либо состояли / были кандидатом в члены КПСС?
И если да, то с какого времени?
Заранее признателен,
Л.К.
Вам уже говорили, Леонид, что большинство Ваших комментариев — не по теме, попросту говоря — флуд. А тут Вы вообще переходите на личности. Испытываете терпение модератора? Нет, не состоял, не был. Успокоились?
А почему я, находясь в своем отечестве, а не, к примеру, «на удаленном доступе», не могу иметь возможности спросить, что именно меня интересует?! Причем здесь якобы модератор? Чтобы что-то узнать не обязательно прибегать к услугам СМИ, таким, допустим, как Зюддойче Цайтунг, не согласны?
Что касаемо флуда (англ.), то бишь половодья, затопления — по-русски, то это — не ко мне.
Л.К.
https://www.znak.com/2019-12-12/deputat_organizovavshaya_vstrechu_s_uchastiem_navalnogo_vyshla_iz_stolichnogo_otdeleniya_kprf
Л.К.
«Прочитал Хэмингуя, и не понял…!».
Л.К.
Евгений Михайлович, спасибо за то, что сформулировали проблему (Ваши комменты, пожалуй, даже интереснее и содержательнее самой статьи) — переход демократии в охлократию и далее — в тиранию, писаных правил в произвол и плюрализма в маразм. Для сравнения — похожие вещи я наблюдаю в совершенно аполитичной соцсети darudar.org — участники которой (их сейчас ок 400 000) делают друг другу подарки. Я — не особо активный участник (постольку поскольку…), а есть фанаты этого дела. И есть участники, которые на этом — совершенно аполитичном и бескорыстном проекте — как бы политкорректно сказать — самоутверждаются. Пример: есть правило, по которому «дар» может быть удалён, если 10 участников (не обязательно администраторов сайта) придут к общему решению, что он не подходит по некоторым прописанным параметрам («Признать дар недаром»). Вроде, справедливо и разумно. Но: вдруг, откуда ни возьмись, возникает буйная и слаженная команда и начинает крушить «дары», в том числе и давно подаренные или обещанные, сбрасывая их в мусорную корзину. Или писать дурацкие комментарии к «дарам», требуя удалить их под надуманными предлогами. Или пишут дурацкие жалобы администраторам на кого попало. Я проследил этих деятелей — они почти ничего никому не подарили (система прозрачная — истории участников, они под никами (много чаще) или реальными именами — как в Вики — прослеживается в несколько кликов), но надавали сотни (если не тысячи) указивок самым разным дарителям. Одного такого (с говорящим ником activity), после непрошеного совета, я впрямую спросил — вы админ? Он ответил, что нет. Кем не Ваш Комаров? Кстати, о модели общества…
Спасибо, Александр! Именно так: случай с «Семью искусствами» в Википедии интересен, прежде всего, тем, что представляет собой типичную и ясную модель вырождения системы, построенной с самыми лучшими намерениями. Бесконтрольность и произвол на верхнем уровне управления рождает соответствующее поведение на более низких. Как в эпоху сталинской тирании был разгул доносительства с самыми низменными целями (помните четыре миллиона доносов у Довлатова), так и в Википедии сводят счеты путем кляуз на имеющиеся статьи. Случай писателя-экстрасенса, начавшего мстить и добившегося своего — показателен. Безнаказанность вершителей приговоров и их круговая порука делают невозможным модернизацию и исправление системы «снизу» — попытки доказать истину разбиваются о железобетонную защиту админов, даже если они не владеют информацией в конкретном спорном случае. Ведь в их руках инструменты блокирования не только статей, но и неугодных участников. Страх быть заблокированным (забаненным) заодно с «мятежником» делает остальных участников лишь «молчаливым большинством». Вы к месту упомянули модель общества…
Спасибо ещё раз. 1. Посмотрел Ваш журнал «Семь искусств» — и убедился, что не моё. Но в Вики он безусловно статью заслужил (как культурное явление). «22» — например, есть (а вот «Лепты» не нашёл — но это дым существенно пожиже). 2. Ваш случай — сложение казуса фрика с «эффектом Соломона» да плюс тот (полит)некорректный психологический опыт, название которого я забыл :). 3. Сравнение со сталинской тиранией — спорно (не буду флудить), но не совсем безосновательно. 4. В естественнонаучной части Вики всё обстоит лучше. Или не так? 5. Решения проблемы я не вижу. Может, кто знает?
Уважаемый Александр! Про сайт 7 Искусств — он мне, как и Вам, казался «не моим»,
пока не попал туда за материалами моих школьных учителей и вообще за историей науки.
Многие «не мои» герои имеют статьи в Вики. Это нормально. Если говорить о правилах в судьбе
сайта, то разобраться в их византийсой казуистике мне пока не удалось, как и в многообразии
ихних орденов. Пример Берковича говорит о том, что действуют не только правила, но и «понятия».
В тематике сайта 7 искусств можно взять пару ресурсов — потяжелее и полегче. Это Лехаим и
Советиш Геймланд. Второй — русскоязычная реинкарнация советских бумажных изданий на идише (сегодня даже
в Гомеле знатока идиша — днём с огнём), но статья есть как представляющая интерес. Лехаим — ресурс
весомый, там достаточно имён, которые мы в телевизоре частенько видим среди «высших» эшелонов.
Источник ресурса — дом с редким номером 770 (севен-севенти по тамошнему) на «Цветочном бульваре» Бруклина.
Это Любавические хасиды. Клоны таких домов есть по всему миру, даже в Раменском (бывший детсад
машиностроительного завода). Вполне представляют интерес и имеет статью (в Вики). Сайт Берковича
оказался лишним, хотя именно он представляет возможно наибольший интерес для массового читателя
на русском языке, как общеобразовательный и внеконфессиональный. Кстати, первый — прошлогодний наезд
на сайт и нынешний уже гильотинный пришлись на предпраздничные дни. Под Кремлёвской ёлкой много подарков
— об одном на 2,5 млрд выше в комментариях упоминалось (электронная энциклопедия), но наверняка есть и
другие. Я не против кафедры теологии в МИФИ, но почему надо остальным заколачивать парадный вход?
А хозяева Википедии правы, когда говорят Берковичу, что много разных премий — Просветитель, он же как
Digital, Скрипач на крыше, разные другие государственные и частные премии. На правилах иногда не уехать. Но формулировка для 7 искусств напоминает лихие годы. А вмешательство госсвязей в дела конфессиональные — см. Украина и наш Раскол 17 века.
Вот и я о том же. Я не знаток этой темы, просто про «22» (русско- еврейско-израильский лит. журнал) и «Лепту» (еврейско-российский альманах) знаю понаслышке (последний даже держал в руках). Когда искал и не нашёл статью Вики про «Лепту», вывалилось про альманахи. Помимо самой статьи «Альманах», обнаружилось упоминание вики-статей и вики-рубрик про давно забытые альманахи Золотого и Серебряного века, какие-то провинциальные 90-х годов века прошлого и современные. Без пометок «материал поставлен на удаление», надо заметить! — никому не мешают, хотя явно, как написано на форме для рецензента, «для узких специалистов».
«Под Кремлёвской ёлкой много подарков — об одном на 2,5 млрд выше в комментариях упоминалось (электронная энциклопедия), но наверняка есть и другие.» — наверняка, причём грифованные, узнаем, когда поздно будет. И насчёт парадного входа — правильно заметили, поэтому я против кафедр теологии в светских университетах (при отсутствии внешнего контроля агрессивные фрики и негодяи всегда навязывают свою волю законопослушным особям, см. выше).
>Как в эпоху сталинской тирании был разгул
Ваши сравнения просто кощунственны по отношению к памяти множества погибших людей. Позор.
Интересно, администрацыя ТрВ, банящая практически напропалую все мои ответы, если так можно выразиться — я по мере сил пытался сглаживать их остроту — Л.К. — так вот, эта администрация, читает ли она пространные и в высшей степени предосудительные, имхо, комменты самого аффтора текста, Берковича, а по мне, — так просто нахального приспособленца и аффтора весьма сомнительной с точки зрения элементарной этики — сомнительной кляузы, не более?
Заранее признателен за ответ,
Л.К.
Уважаемый Евгений Михайлович, Оказывается, по поводу Вики-ру есть целое расследование, да ещё отмеченное журналистской премией (сразу скажу — само расследование не читал, только изложение). Любопытно…
https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10157265629487005&set=a.10153343899207005&type=3&theater
Данная публикация уже основание для включения в Википедию. Я — заинтересован! Зря в свое время Борис Штерн отклонил этот мой перевод статьи Айзека Азимова — термодинамическую разгадку парадокса Ольберса он сам использовал в своем «Прорыве за край мира».http://7i.7iskusstv.com/2018-nomer1-kirpichev/
https://traditio.wiki/%D0%A7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BA:%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87%D1%91%D0%B2_(%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%82)
Л.К.
https://www.mk.ru/politics/2019/12/08/slova-putina-omrachili-budushhee-rossiyskikh-chinovnikov.html
Мысли типа инсайдера о деле господина Жукова и не только.
Л.К.
Уже понятно, что корпоративную броню Рувики не пробьешь. Да и черт с ней, с Рувики — она немногого стоит, ресурс лживый и жалкий. Но вот репутация «Троицкого Варианта», газеты как бы приличной, но публикующей откровенно хамские и провокативные комменты Леонида Коганова, с обсценной лексикой, может и пострадать. Хотелось бы знать, кто модерирует комменты? Или как и в Рувики сие тайна анонимна?
Думаю предложить «ТрВ» святочную гидрологическую сагу — о Ниагарском водопаде. Писал как-то о нем в «НиЖ». Заглянул в этой связи в Рувики — не появилось ли чего нового? Таки появилось…
Н-дас. Рувики верна себе. Появился плохой перевод урезанной статьи из Англовики. Вполне толерантной. Но и ее безымянный руавтор сумел ухудшить, решив внести свое слово в науку и сославшись на совсем уж неосновательные источники. Анонимность в науке — последнее дело. Как и в педиях. Мойте руки после Рувики!
О Вики: послал Борису Штерну святочный гидрографический триллер о Ниагарском водопаде — для Гайд-парка «ТрВ». В котором сразу предупредил читателя, что пользоваться данными Вики, а особенно Рувики категорически не рекомендуется. Если Англовики скромно обходит непонятные анонимным авторам вопросы, то в Рувики не то! Как там философически писал Чаадаев?
«Мы призваны… обучить Европу бесконечному множеству вещей, которых ей не понять без этого. Не смейтесь: вы знаете, что это мое глубокое убеждение. Придет день, когда мы станем умственным средоточием Европы, как мы уже сейчас являемся ее политическим средоточием, и наше грядущее могущество, основанное на разуме, превысит наше теперешнее могущество, опирающееся на материальную силу», — писал он.
Сейчас он был бы не только гусарским офицером, но и админом Рувики…