Судья, взяв за основу чужую диссертацию, заменяет по всему тексту «Северо-Запад» на «Северный Кавказ», все прочие данные и выводы оставив без изменений. А диссовет, рассматривающий заявление о лишении степени, говорит: ну и что, ведь в принципе эти области похожи…
В архиве «Диссернета» таких вопиющих случаев накоплено уже десятки, а если считать «обновление» дат по сравнению с диссертацией-источником — то и сотни. Есть среди них знаменитые кейсы: например, диссертация ректора СПб ГУАП Ю. А. Антохиной [1], в которой ткацкая фабрика стала лабораторией микроэлектроники, а ткацкие станки и ткачихи превратились, соответственно, в лабораторные стенды и операторов. Или диссертация Н. А. Никифорова, министра связи в 2012–2018 годах. Не мудрствуя лукаво, он (или тот, кто действовал по его заданию?) в диссертации по госслужбе использовал диссертацию по медицине, в результате чего врачи превратились в госслужащих, а пациенты — в посетителей государственных учреждений [2].
На диссернетовском сленге всё это называется «заигошиванием» — потому что первый такой случай был выявлен в диссертации депутата Игошина [3], который поступил просто, но красиво: шоколад заменил на мясо! «Черный шоколад» превратился в «отечественную говядину», «белый шоколад» — в «импортную говядину», а «шоколад с орехами» — в «говядину на кости».
Менее смешными методы заигошивания выглядят в диссертациях врачей. Так, доктор Царапкин — ныне сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова — в своей диссертации заменил повсюду «кровь» на «лимфу», а «человека» — на «женщину» (в диссертации-источнике речь шла о раке желудка, а Царапкин описывал рак груди) [4]. Впрочем, впоследствии у обеих диссертаций обнаружился более ранний источник, в котором не было ни человека, ни женщины, а речь шла о кошечках и собачках [5].
А есть ничем не примечательные диссертации, их тьмы, и тьмы, и тьмы…
Мясной рынок Республики Бурятия становится картофельным рынком Калужской области.
Калининград переезжает в Якутию, Калмыкия — в Чечню, Ставропольский край — в Ярославскую область, а Кабардино-Балкарская Республика возникает то из Нижегородской, то из Саратовской области.
Врачи-урологи становятся студентами-гуманитариями, а врачи-терапевты — студентами-естественниками. Школьники превращаются то в судей, то в преподавателей. Предприниматели оказываются сотрудниками Следственного комитета.
Представители народностей Дагестана (исследуются особенности их зубов) переселяются в Армению, здравоохранение превращается в энергетический комплекс, а масложировой комбинат — в предприятие Металлоинвест.
Оборонные предприятия становятся швейными.
Овцы ведут себя как свиньи!
Это было трудно, но из многих десятков удивительных, комичных и фееричных заигошинских кейсов мы отобрали 12 сюжетов, а талантливая художница Нина Лежнева нарисовала симпатичные иллюстрации, в результате чего получился календарь на 2021 год.
На сайте [6] вы можете купить календарь или один из постеров. Эти деньги пойдут на оплату работы «Диссернета»: нам нужен новый сайт, который станет всеобъемлющей энциклопедией российского плагиата, мы хотим продолжать подавать заявления о лишении ученой степени (по нашим заявлениям уже лишены степени больше 300 плагиаторов), ну и, конечно, попутно выявлять новые смешные случаи заигошиванья!
Лариса Мелихова
А может присудить заслуженному плагиатору депутату Игошину какую степень — как никак ведь вроде открыл и реализовал новый метод «исследований? Как бы на докторскую тянет?
Берите больше, руководитель «научного» направления или школы.
Признаюсь, не смотрел такие случаи. Но меня интересуют не столько сами диссеры, сколько публикации, на которых они якобы основаны. Ведь должно же быть что-то где-то опубликовано. Я бы брал за глотку именно журналы. Именно с журналов все и начинается.
Как вы себе представляете брать за глотку журналы? Кто возьмет? Я вот в некоторые редакции написал, что мол по моему мнению статья такого-то это полный бред и маразм. Часть журналов вообще не ответила, часть сказала что-то вроде — «Такой-то доктор наук, значит все что написано правильно». Один журнал попросил прислать статью «Замечания к статье такой-то…», которую пообещал опубликовать, если она будет принята редколлегией. При этом никто не согласился даже рассматривать возможность отзыва статьи. Писал, в журналы о повторных публикациях — ответ «на отвали». Мол вон там 5 страниц текста, а тут 4,5 ну значит разные работы. Дублировал в АНРИ, вообще ответа нет.
В том-то и дело, что одиночные попытки совершенно бесперспективны. Перед нами хорошо отлаженная система фейковой отчетности за полученные деньги. Считаю, что выковыривание отдельных случаев на примере диссертаций — не самая удачная стратегия борьбы с этой системой. Журналы панически боятся вылета из РИНЦ и списка ВАК. Это лишило бы их источника доходов. Ибо многие журналы ни для чего больше не нужны.
Да, список ВАК надо сокращать. Выпалывая множество журналов. Надеялся, что после того, как во многих СМИ озвучили итоги работы комиссия РАН, журналы станут более ответственно относиться к публикациям. По тем журналам, с которыми имел дело в данном аспекте, сказать нечего. Не оправдались ожидания. Надо попробовать в диссовет написать параллельно, на котором защищались по результатом этих статей. Похоже, что цивилизованно ничего не сделать, только через скандалы
Это большая система по перевариванию денег, выделяемых на науку. У нее много интересантов и лоббистов. И она мало чувствительна к скандалам и отдельным толчкам.
Робкую надежду у меня вызывает новых расчет министерства относительно баллов за госзадание. Метод грубый и жестокий, но он действительно понижает ценность пустых журналов. Которые для писателей, а не для читателей.
Сейчас в институтах РАН, чтобы получить надбавку, нужно печататься в Q1 или Q2 да и то с минимальным числом соавторов. А эти журналы сплошь забугорные, за редким исключением ))
Я тоже из института РАН. Не скажу за всю Одессу (вся Одесса очень велика), но для фундаментальных естественных наук вроде моей биологии это справедливо. Мы платим надбавки пропорционально импакту журнала. Но думаем о переходе на квартили. Платить надбавки за публикации в журналах, которые никто не читает, считаю нецелесообразным. В чем проблема напечататься в забугорном? Там и бесплатных журналов хватает.
Надбавка ессно делится на число авторов. Чтобы неповадно было наталкивать в авторы всех подряд. Еще надбавка делится на число аффилиаций.
Никаких проблем )) Посылка статей в журналы первых квартилей решает проблему мусорных отечественных журналов.
Правильно. Но все же сделать работу для квартильного журнала … несколько сложнее. Так что вопрос в жесткой дифференцировке пряников. Чтобы публиковаться в мусорных стало невыгодно.
А скандалами и увещеваниями эту проблему не решить. Пока выгодно лепить халтуру, ее будут лепить!
Скандалы могу существенно уменьшить выгоду
Проблему мусорных журналов решит отмена требования регулярно публиковаться для преподавателей заборостроительных вузов. Те кто публикуют статьи бесплатно в журналах любого квартиля не станут тратить свои деньги для публикации ерунды в журнале из списка ВАК, который не попадает ни в какие базы данных. Не надо путать вопрос о выборе между престижным журналом и вполне рецензируемым и научным журналом, но попроще; и другой вопрос о публикации ерунды за деньги автора.
А можно вообще отменить требования что-то делать. Все будут довольны, получая деньги за просто так.
А на счет того, что преподаватели заборостроительных ВУЗов не являются по сути учеными, вы правы. Стоит признать это как данность. Это просто учителя.
Что до выбора между престижным журналом и попроще, то выбора тут нет. за неимением гербовой пишут на простой.
Число этих всех немногим более двух тысяч..
Пожалуйста, не рассуждайте так об областях, где в мире очень мало специалистов — в фундаменталке и у гуманитариев так бывает
Скорее разумный подход, но не от всего избавляет. Не во всех областях хватает бесплатных журналов. А если платные, то многим приходится вставлять начальство. МГУ вообще избрало политику.. Ну вы там сами платите, а возместим, половину, потом, может быть
Разумеется. Это наш локальный подход для решения наших проблем. Чему-то может помочь, в других местах и областях работать не будет. Наука вообще слишком многомерный процесс, чтобы оптимизировать его какой-либо одномерной функцией.
Мы сейчас пытемся ввести практику оплаты институтом расходов на публикацию, если журнал приличный, нет бесплатных альтернатив и у авторов нет грантовой поддержки.
Да, а надо бы чтоб зарплату))
Система скорее всего останется, при необходимости видоизменившись. Но можно попытаться прикрыть отдельные журналы, или по крайней мере, перекрыть путь отдельным авторам. Надежда есть, вопрос в том, как много учреждений, на которые распространяется данная методики. А также насколько много бреда публиковали эти учреждения ранее. Меня больше всего печалит, что оставили монографии… Я вот попытался вспомнить, и не вспомнил ни одной монографии за последние 20 лет, которую имело бы смысл мне читать. Либо это сборник статей автора, либо откровенный учебник или учебное пособие, которое автор не сумел провести через УМО или хотя бы ученый совет ВУЗа.
Задача в том, чтобы система видоизменилась в сторону пользы для науки. Отдельные скандалы с отдельными журналами и авторами большого урона нынешней системе не наносят. Польза скандалов (в том числе диссернетных) в том, что они показывают истинный облик этой системы. Польза диссернета в частности в том, что он смог выйти на массовый уровень от поиска отдельных случаев. Но решение проблемы должно быть на системном уровне (ИМХО). Пропорционально масштабу проблемы.
Относительно монографий я согласен на 100%. То, что оставили монографии — показатель массовости лоббистов и интересантов этой системы.
Есть ощущение, что некоторые виды общественной активности и борьбы, как-то: борьба с глобальным потеплением, борьба с загрязнением природы, борьба с плагиатом — что все эти проблемы остались где-то в прошлой жизни. Интересно, чем теперь занимается Грета Тунберг?
Пресловутая Грета, пишут, пожертвовала многие тысячи баксофф на борьбу с текущей пандемией Ковида. Насколько верно это, если верно, то кому пожертвовано адресно и как будет использовано, покуда, В.И., не имею чести знать. Пока.
Л.К.
Насчет потепления и загрязнения не знаю, а борьба с плагиатом никуда не делась. Сегодня Диссернет опубликовал доклад о судьях, списавших свои диссертации https://www.dissernet.org/publications/sudyi.htm В ближайших планах — публикации с переводным плагиатом в иностранных хищных журналах