О том, как идет работа над фильмами и спектаклями, как расколдовываются табу и как зреет замысел, почему так мало пьес и сценариев о жизни ученых, рассказал ТрВ-Наука режиссер Владимир Мирзоев. Беседовала Наталия Демина.
— Как вам сейчас живется при карантине? Удается ли продолжать заниматься творчеством?
— Так случилось, что последние пять лет я больше работал за письменным столом, чем в репетиционном зале или на съемочной площадке. В Москве («внезапно», по мановению чьей-то волшебной палочки) не стало для меня работы. Из моих коллег только один человек протянул мне дружескую руку — худрук РАМТа Алексей Владимирович Бородин. За что ему безмерно благодарен. Это я к тому, что привыкать к карантину для меня невеликий труд — я и так давно в карантине. Правда, в связи с другой эпидемией, поразившей начальственные умы. Сижу себе на даче, слежу за тем, как пандемия охватывает планету, читаю, смотрю кино, пишу стихи, пьесы, эссе.
— Режиссером становятся или рождаются?
— Как в любой другой профессии, в режиссуре существует ремесло, навыки и приемы. Они являются результатом индивидуального опыта и стечения случайных обстоятельств, и сумма их уникальна. Но это не всё, и это, пожалуй, не главное.
Режиссер должен быть визионером и исключительно талантливым коммуникатором, ведь миллионы людей входят в его воображаемый мир, и они должны поверить в реальность этого мира, в его условную необходимость.
Если режиссер покорно следует моде, некоему одобренному (сверху или снизу) стандарту, это уже проблема. Кому нужны сто или даже десять однояйцевых близнецов-режиссеров? Режиссер — это уника, неповторимый художественный язык. Но это не значит, что нельзя воровать или, лучше сказать, заимствовать у великих предшественников.
Культура — это единое семантическое поле, здесь идет постоянное перекрестное опыление. Цитировать можно и даже необходимо — чтобы почувствовать себя свободным от авторитетов, от их мощной гравитации, которая не дает взлететь твоему таланту. Когда ты цитируешь, ты вступаешь с великими мастерами в диалог, причем на равных. От сознания к сознанию идет свет разума и сочувствия.
И это еще одно важное качество, необходимое режиссеру, — быть свободным человеком. А с этим в нашей локальной цивилизации, сами понимаете, дело швах. Конечно, коммуникативные способности можно развить, однако звезды, генетика, культура семьи тоже играют существенную роль. Кстати, Станиславский считал, что в нашей профессии неплохо иметь коктейль западных и восточных кровей. У самого Константина Сергеевича была бабушка-турчанка.
Если бы вы спросили, сколько лет требуется практикующему режиссеру, чтобы стать мастером, я бы сказал: лет 12–15. И потом есть еще лет 12, чтобы раскрыть свою поэтику в полной мере. А вот дальше — самое интересное. Скажу об этом чуть позже, отвечая на другой вопрос.
— Как вам приходят в голову идеи спектаклей? Долго ли зреет идея? Меняется ли она после диалога с актерами или вы стараетесь сохранить первоначальный замысел?
— Выбирая пьесу, я думаю о нескольких вещах. Первое: как этот текст работает с актуальной реальностью и с коллективным бессознательным моей аудитории (например, с травмой поколений), ведь театр — искусство контекстуальное. Какие табу расколдовывает пьеса (и будущий спектакль). Потому что это основная функция искусства вообще и драматического театра в частности — расколдовывать табу, снимать фрустрацию, избавлять от фобий. Наше общество в этом смысле трудный, но интересный пациент.
Второе: я смотрю, есть ли в этой пьесе интересные, многоплановые роли для моих друзей-актеров. Это важное условие игры — актеры растут ролями. Наконец, третий, технический аспект: сумеет ли конкретный театр N (и его труппа) адекватно воплотить мой замысел. Этот аспект я часто упускал из виду, и мои спектакли погибали из-за глупости или некомпетентности руководства. Теперь я стал внимательней.
Иногда любимая пьеса лежит в портфеле годами — томится, ждет своего часа и совпадения трех вышеизложенных параметров. В любом случае не позволяю своим фантазиям забегать слишком далеко, чтобы потом не потеть над новой редакцией проекта. Первоначальный замысел всегда очень импрессионистичен, это скорее смысловое пятно, нежели готовая структура. Изредка — пространственный образ.
Спектакль я сочиняю не в тиши кабинета (которого у меня нет), но с моими коллегами — художником, композитором, хореографом. И, разумеется, я сочиняю его вместе с актерами и для актеров. Театр — это синергия. Иногда проект рождается под счастливой звездой — решения принимаются быстро, находится театр, продюсер, талантливая труппа, оторвались от земли и полетели.
— Как удается в, казалось бы, известных сюжетах «Ревизора», «Вишневого сада» и «Бориса Годунова» найти то, отчего зрители начинают видеть эти произведения в новом свете? В чем секрет оживления классики?
— Как я уже сказал, любая пьеса, классическая или написанная вчера, — это волшебный экран для коллективной Психеи. Проекции происходят — значит, фильм или спектакль живет и отражает в публику свет (смыслы). Если нет, то мы имеем дело с чем-то мертворожденным. Политический пейзаж подвижен или не очень, но экзистенциальный пейзаж подобен ртути.
Классика совершает славное плавание по временам и странам, обрастая интерпретациями, как ракушками. Само это плавание происходит благодаря универсальным качествам текста. Каждое поколение читает его заново, интерпретируя на свой лад. А эта вариативность целиком зависит от многослойности вещи. Классический текст устроен сложно. Или, наоборот, обманчиво просто, но с опорой на архетипы.
— Можете ли смотреть созданный вами спектакль или кинофильм отстраненно?
— Лет через 10 после премьеры — могу.
— Бывает ли у вас психологическое выгорание? Если да, то как вы с ним боретесь?
— В нашей профессии выгорание, как правило, связано с исчерпанностью художественного языка. Или иначе: энтропия в режиссуре — это автоматизм метода. Я уже говорил, что режиссер созревает и раскрывается в своем языке на дистанции 20–30 лет. Потом начинается жестокий кризис, нужно меняться вместе с подвижным пейзажем, разбивать ветхие сосуды, обжигать на жертвенном огне новые. А это очень страшно. Это чревато потерей статуса, авторитета.
Да и силы уже не те — думает мастер и пытается вновь и вновь повторить свой успех. Но контекст за 30 лет радикально изменился, старые приемы не работают и никого не вдохновляют. И начинается деградация мастера и человека. Сначала деградирует эстетика, потом этика. Как писал Джузеппе Лампедуза: «Если мы хотим, чтобы всё осталось по-прежнему, всё должно измениться». Мир Адама существует благодаря изменчивости.
— Раньше гремели книги и фильмы «Иду на грозу», «Девять дней одного года», «Белые одежды»… В Театре на Малой Бронной играли «Физиков-лириков». Как вы думаете, почему сейчас так мало фильмов и спектаклей о науке и ученых? Ученые перестали быть героями, интересными обществу?
— Для хозяев корпорации «Россия» (в узком кругу они называют себя «новыми дворянами», но, если без эвфемизмов, это силовики) любой интеллектуал — ученый, писатель, журналист — является конкурентом в битве за глубинный народ. Создатели смыслов, люди с критическим мышлением могут на раз-два проанализировать и расколдовать официальную мифологию/демагогию. Зачем же хозяевам России рекламировать конкурента?
Государству Путина нужны солдаты, полицейские и те, кто обеспечивает добычу нефти и газа. Ученые пусть валят на Запад или курят в сторонке. Конкурировать эти самозваные аристократы не любят, не умеют и не хотят. Монополия на ресурсы и мощный полицейский щит дают им ощущение собственной правоты и неуязвимости…
А что касается общества, оно безвольно и бессильно, оно полностью истощено чудовищным ХХ веком. Поэтому часть аудитории будет по инерции смотреть сериалы про ментов и бандитов, а другие тридцать (или уже пятьдесят?) процентов будут уходить в Интернет и искать альтернативу.
— Интересно ли вам то, что происходит в современной науке? Если да, то какие научные новости за последние годы привлекли ваше внимание?
— Сейчас мое внимание полностью приковано к пандемии COVID-19. Это очень странный и опасный вирус, настроение у многих людей апокалиптическое. Другие (и среди них мои близкие друзья) демонстрируют фантастическую беспечность, пренебрежение к чужой жизни. Я понимаю, что это защитная реакция, и все-таки поражен и обескуражен такой реакцией. Поэтому стараюсь не пропускать важную информацию по этой теме.
— При вашей загруженности наверняка на книги остается не так много времени. Удается ли читать научно-популярные книги? Что вам понравилось за последние три года?
— Да сейчас-то как раз времени для чтения сколько угодно… Мне нравятся книги американского популяризатора науки Митио Каку — «Будущее разума», «Физика невозможного», «Физика будущего» и другие. Меня интересует квантовая механика — не математическая ее основа (здесь я беспомощен), но экстраполяция ее принципов и гипотез на современную философию и психологию.
И конечно, я много всего читаю по истории, политологии, философии. На меня огромное впечатление произвела книга Игоря Яковенко «Познание России: цивилизационный анализ». Исключительно интересна книга Глеба Павловского «Ироническая империя». Буквально проглотил новую монографию Александра Эткинда «Природа зла: сырье и государство».
— Одному из классиков социологии науки Роберту Кингу Мертону принадлежит тезис, что наука может по-настоящему процветать только в условиях свободы и демократии. Верно ли это для кино и театра?
— Процветать — безусловно. Разнообразие дискурсов, идей, форм возможно только в атмосфере свободы и демократии. В авторитарных и тем более тоталитарных системах культура деградирует, становится безнадежно провинциальной. Сто цветов категорически не желают цвести под гнетом идеологии. Потому что идеология не только создает многочисленные табу — она заставляет им следовать, угрожая осквернителям «священных ценностей» насилием и отлучением от ресурсов. А культура, как я уже сказал, работает именно с табу.
Я знаю, существует мнение, что сопротивление материала делает искусство более изощренным. Чем жестче политический режим, тем тоньше должны быть инструменты в (дрожащей) руке художника. Предлагаю адептам этой концепции составить на досуге список выдающихся писателей, режиссеров, ученых, уничтоженных советской властью.
А теперь добавьте к этому списку тех молодых людей, кто был кооптирован, куплен с потрохами, развращен и нравственно раздавлен. В этом подлом искусстве путинизм может соревноваться со сталинизмом.
— Каким вы видите театр и кинематограф через 50 лет?
— О, это очень долгий и интересный разговор. Если Адам переживет пандемию (естественно, я на это надеюсь), через 15–20 лет мы будем как к себе домой входить в виртуальную реальность. Возможно, COVID-19 ускорит этот процесс. Эта технология превратит кинематограф в нечто большее, чем развлечение или даже искусство.
Адам бесконечно расширит свой чувственный опыт, а значит, и рефлексии станут на порядок сложнее. Тут прямая зависимость. Например, люди, которые путешествуют, видят другие страны, другие культуры, сильно отличаются от «домоседов»: у путешественников более открытое сознание.
Что касается театра: опыт непосредственного живого общения будет цениться еще больше. Кроме того, в прекрасном новом мире людей будет больше, а работы для них — в разы меньше. И тут человечество вынужденно вернется в свое детство — будет структурировать время с помощью игры. У театра может появиться новая социальная (и психотерапевтическая) функция.
Владимир Мирзоев
Беседовала Наталия Демина
Об изменчивости на злобу дня (Победы) есть и альтернативная точка зрения…
Моему поколению
Евгений Агранович
К неоткрытому полюсу мы не протопчем тропинки,
Не проложим тоннелей по океанскому дну,
Не подарим потомкам Шекспира, Родена и Глинки,
Не излечим проказы, не вылетим на Луну.
Мы готовились к этому, шли в настоящие люди,
Мы учились поспешно, в ночи не смыкая глаз…
Мы мечтали об этом, но знали прекрасно – не будет:
Не такую работу век приготовил для нас.
Может, Ньютон наш был всех физиков мира зубастей,
Да над ним ведь не яблоки, вражие мины висят.
Может быть, наш Рембрандт лежит на столе в медсанбате,
Ампутацию правой без стона перенося.
Может, Костя Ракитин из всех симфонистов планеты
Был бы самым могучим, осколок его бы не тронь.
А Кульчицкий и Коган – были такие поэты! –
Одиссею бы создали, если б не беглый огонь.
Нас война от всего отделила горящим заслоном,
И в кольце этих лет такая горит молодежь!
Но не думай, мой сверстник, не так уж не повезло нам:
В эти черные рамки не втиснешь нас и не запрешь.
Человечество будет божиться моим поколеньем,
Потому, что мы сделали то, что мы были должны.
Перед памятью нашей будет вставать на колени
Исцелитель проказы и покоритель Луны.
1944, 2-й Белорусский фронт
«Нас не нужно жалеть, ведь и мы — никого б не жалели,
Перед нашим комбатом — как пред Господом Богом — чисты…»
Кажется, из Семена Гудзенко, цитирую по памяти.
Интересно (я этого не знаю — Л.К.), господин Агранович, он выжил в Отечку, или сложил голову за Победу? Хотелось бы знать.
Л.К.
Евгений Данилович Агранович выжил в Отечественную и дожил до 92 лет, но в 1944 он не мог этого знать. Его друзья Михаил Кульчицкий и Павел Коган уже погибли (1942 и 1943). А Семён Гудзенко написал своё стихотворение в 1945.
Действительно, стихотворение Семёна Гудзенко «Моё поколение», которое мы знали и любили, сразу приходит в голову. Специально проверила, что оно было написано позже.
Спасибо за отклик. Стих Гудзенко, насколько помню из его прижизненного издания, могу ошибаться, послевоенный. Но тот же стиль, я не спец, что это — по ритмической основе? Как называется?
Л.К.
Известная поэма про Луку М в застой выдавалась у дворовой шпаны за творение Пушкина. Размерчик и вообще. Спасибо, Леонид, за проявленный интерес.
Агранович больше известен по песне про героев былых времён. Такое видовое разнообразие, о котором и пишет автор статьи. Есть Коля из Уренгоя, есть Агранович. Самойлов, Кульчицкий и Коган.
Нужен какой-то позитив в нынешние времена для людей с лица необщим выраженьем.
Агранович известен и ещё раньше, например, песней «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок, …» и ещё некоторыми, в том числе ещё с войны.
Из фронтовых поэтов я предпочитаю Бориса Абрамовича Слуцкого и Александра Трифоновича Твардовского (Теркин, простите, везде и всюду! — Л.К.).
К дальнейшему — я перепутал название коржавинского стиха в пятистопном анапесте. Правильно «Вступление в поэму», а не «Введение…» как ранее указывал, не проверстав заголовок (детская ошибка при правке, прошу меня извинить, Коллеги! — Л.К.).
Л.К.
Уважаемый Леонид, что касается предпочтений в поэзии – очень Вас понимаю. Для меня погружение в стихи конкретного автора это чаще всего очень личная история. Через какие-то события, через кого-то из близких друзей. Могу много лет жить, совсем не ощущая смысловых и эмоциональных точек соприкосновения. А когда «накроет» – тоже какие-то стихи (возможно, всего несколько) станут очень близки или по крайней мере эмоционально со-ощутимы, а с какими-то надолго или навсегда контакта не будет. Так, кстати, и с Давидом Самойловым. Хотя среди коллег и друзей с середины 70-х были люди, близко с ним знакомые, и он сам ещё долго был жив. И уже намного позже, не помню, начиная с чего, вдруг оказалось, что он где-то рядом. Возможно, узнала, что он автор каких-то давно знакомых и любимых стихов. В июне 2015-го была на вечере, посвящённом его 95-летию, в целом это было довольно глубокое погружение и я очень рада, что выбралась. Хотя меня удивил выбор ведущего и некоторых исполнителей, но, видимо, при формировании программы таких официальных мероприятий существуют подковёрные игры, которые «нам, гагарам, недоступны». А возможно, я слишком строга. Вдруг будет когда-то интересно – есть полная видеозапись от 02.06.2015, которую можно посмотреть, войдя через одну из соц.сетей или пройдя регистрацию: https://meloman.ru/concert/k-95-letiyu-poeta-davida-samojlovamne-vypalo-schastebrbyt-russkim-poetom/. Есть много записей выступлений самого Давида Самойлова в интернете, есть документальный фильм про него: https://www.youtube.com/watch?v=C2u1wIMICxw. Вообще у меня несколько раз бывало, что попадётся ссылка на хороший документальный фильм про музыканта или поэта, случайно увязну посмотреть и он становится как человек очень понимаем, и его стихи, музыка, исполнение начинают восприниматься совсем по-другому.
О.Г.
Уважаемый Леонид, решила ответить Вам не на основании просто общих представлений слегка просвещённого человека (т.е. своих), а спросить классного профессионала, которой я полностью доверяю. Что касается предпочтений в выборе более близкого автора – это её личный выбор, долго думала, не убрать ли финальную фразу, но решила оставить. Возможно, Вы считаете иначе. Все мы разные и все имеем право думать и чувствовать по-разному.
Цитирую:
«У этих двух стихотворений совпадает размер — пятистопный анапест. Но у Аграновича размер время от времени переходит на тонический (выпадает один слог), что придает ему выразительности. Совпадает также и рифмовка.
Тематика совпадает только отчасти. У Аграновича получилось, по-моему, оригинальнее и глубже.»
Большое спасибо за справку / раз’яснение.
Принял к сведению про пятистопный анапест.
Л.К.
Осторожненько! :) Пятистопный анапест это нечто архаичное, архетипическое и громоздкое, не пораньтесь :)
Где в слове «анапест» надо ставить ударение, на какой по счету слева направо гласной?
Заранее признательный,
Л.К.
Ну как — на второе «а», то есть анАпест.
Спасибо!
Л.К.
Небольшое дополнение вдогонку, что значит «Совпадает также и рифмовка». Цитирую: «Совпадает структура a-b-a-b и чередование женских рифм с мужскими.»
Вот этого я пока не понял, на конкретных примерах желательно продемонстрировать бы.
На «ковиде», виноват, на «вынужденном типа досуге» вспомнил еще «Введение в поэму» Наума Коржавина с тем же строением стиха:
Ни к чему, ни к чему, ни к чему полуночные бденья
И мечты, что проснешься в каком-нибудь веке другом.
Время? Время дано…
Так и прижизненный сборник Наумом Моисеевичем был назван:
Время дано. Стихи и поэмы. М.: Худож. лит., 1992, 319 с., см. стр.42.
Л.К.
Что касается теории рифмы — думаю, по этой теме мы сами можем найти пояснения и примеры, можно, допустим, посмотреть тут https://proza.ru/2006/06/10-20 или выбрать ещё какие-то основательные доступные источники. По размеру стиха «Вступление в поэму» действительно похоже тоже на пятистопный анапест, хотя структура строк там иная (вижу вариант https://stih.pro/vstuplenie-v-poemu/ot/korzhavin и вариант http://rulibs.com/ru_zar/poetry/korjavin/1/j16.html, к своему стыду, не знаю точно, каков авторский вариант). Вот про размер попробую спросить, хотя не могу обещать скорый отклик.
https://imwerden.de/publ-5959.html
Л.К.
Спасибо за Ваши труды и хлопоты. Они не напрасны, убежден.
К.
Да не за что — мне самой интересно при возможности в чём-то таком разобраться. За ссылку на книгу спасибо, вижу приведённый в печатном сборнике вариант. Вообще замечательно, что выкладывают в доступ сканы хороших книг, запощу эту ссылку ещё где-нибудь в сети. Потому что сейчас у всех так: самим нет сил искать и читать что-то такое, а когда ссылка попала под глаз — многие будут рады заглянуть, хоть ненадолго.
По «Вступлению в поэму» цитирую профессионала: «Да, он, родимый! Пятистопный анапест. А лесенка — это уже дополнительно, для, например, усиления пауз.» Так что Вы очень точно почувствовали.
Уважаемый Леонид. Про Аграновича в последние годы вышло много материалов. Я не историк.
Лучше Вам навести справки в интернете, которым Вы доверяли бы сами. Агранович господином
уж точно не был.
https://stihi.ru/2019/02/04/3272
Спасибо, уважаемый А.В., много для меня совершенно неожиданного.
Л.К.
Дорогой Леонид! Я ещё больше рад мелькнувшей перспективе взаимопонимания.
Когда Вас долго нет в эфире, я начинаю подумывать — не начать ли розыск. Не случилось
ли у Вас чего.
А вообще я просто хотел поздравить читателей ТрВ с Днём Победы. И нашёл как мне казалось подходящий текст Аграновича.
Кстати, там в стихе Рембрандт на ампутации правой. Автор был ещё и талантливый скульптор. Это он в медсанбате. Без правой…
Ещё раз Вам доброго самочувствия. Как автор статьи пишет — за видовое разнообразие.
А.В.! Вы как истинный колмогоровец все, простите, совмещаете со всем на свете. Вопреки принципу, что, дескать, разделяй и…
На параллельной ветке пишете о некоей Струфиан Самойловой. «Почэму нэ знаю?» (Лаврэнтий об Акад. Леонтовиче). Может, дадите ссылку — спраффку / скидку на типа бедность? Заранее признательный,
Л.К.
http://lit.peoples.ru/poem/22825.html
Но мой комментарий касался письма клуба 1 июля об исправлении отечественной науки в ответ читателю 01.01.09
Поэма Струфиан, в свою очередь — ответ великому нашему об обустройстве России.
Ох, что Сорос с нашим образованием сделал своими лекалами….
Неужели Бесогон прав?
Надеюсь про Разумовского из комментария Оли Герасименко известно?
Книжка вышла совсем недавно.Они с Аграновичем — пара.
С неизменным к Вам уважением
А.В.
Спасибо!
Не понимаю, увы, кстати, кажется, Тимур Кибиров — тоже, поэзии Д. Самойлова. Увы, не мое.
Л.К.
А я вот, кстати, абсолютно не понимаю поэзии Тимура Кибирова и ещё много кого, в моём случае это «не моё». Всё это в порядке вещей.
Уважаемый Александр, предполагаю, что Вы ошиблись: у Евгения Аграновича правая рука (как и левая), к счастью, была цела. Мы знаем скульптора без правой руки, потерянной на фронте — Льва Разумовского, но думаю, что не его имел в виду автор. Они не были знакомы и к тому же никто не знал, что Лев Разумовский займётся скульптурой после войны. Возможно, это просто художественный образ. Попробую спросить.
Да, там мог лежать Разумовский. Моя ошибка. Да и не он один.
Да вообще имелся в виду солдат, который мог бы стать *художником*, а не скульптором (хотя Лев Разумовский и рисовал), так что предложенный мной вариант не очень корректен по смыслу стиха. Но, конечно, не в конкретной фигуре суть.
Посмотрела на сайте — Лев Разумовский и художник тоже. Можно посмотреть фотографии некоторых живописных работ (https://lev-razumovsky.org/rus/oils.htm — не знаю, все ли) и графики (акварели https://lev-razumovsky.org/rus/watercolours.htm, портреты https://lev-razumovsky.org/rus/graph_portraits.htm, рисунки https://lev-razumovsky.org/rus/drawings.htm, шаржи https://lev-razumovsky.org/rus/sharzhi.htm)
Добавился и сразу куда-то исчез мой комментарий, что Лев Разумовский был также художником. Возможно, из-за превышения числа ссылок на внешние сайты? Там было четыре ссылки на разделы сайта с фотографиями его живописных и графических работ.
Только что дотянулась до знатока и спросила про тех, кто упоминается в стихотворении Аграновича.
Кульчицкий и Коган — понятно, мы сами знаем.
Подтвердилось, что Костя Ракитин тоже реальный человек, в каких-то материалах нашлись даже его следы.
А вот Ньютон и Рембрандт это точно собирательные фигуры и никто конкретно из знакомых автора не имелся в виду.
Уважаемый Леонид, спасибо за ссылку — как-то недосуг лишний раз самой что-то нажать или взять с полки книгу стихов, но перечитываю с радостью. Единственное, имейте в виду, что в интернете очень часто помещают стихи не в точной авторской версии, это сплошь и рядом. Если в принципе конкретные стихи знаешь, то может насторожить, и то не всегда. Да и если заподозрил ошибку — не всегда знаешь / помнишь, какая версия верная. А если кто-то читает впервые, может не заметить неточность. Например, в первом стихотворении по ссылке «Вечный огонь» одна погрешность явно видна, о второй можно не догадаться, но чтобы узнать, как на самом деле у автора, тоже придётся поискать — ведь достоверность версий в интернете никак не отмечается. Зато самое искажаемое при исполнении и написании место тут записано верно :)
Уважаемая О.Г.! (Второй инициал мне неизвестен, простите покорнейше — Л.К.).
Скажите, господин Л.Разумовский — не автор ли памятника школьникам-фронтовикам около «испанской» школы, что возле храма, где А.С. Пушкин, кажется, венчался с Нат. Гончаровой?
Там в мое время (заканчивал ЦМШ при Консе, затем ушел в математику) регулярно воровали скульптурные штыки у трехлинеек.
Л.К.
Получила исчерпывающий ответ: в Москве ничего не установлено из работ Льва Разумовского. Памятники на свежем воздухе его авторства – это Летчик, установленный в Петербурге (http://lev-razumovsky.org/rus/compositions/letchik.htm), и надгробие-кенотаф Я.В.Смушкевича на мемориальном кладбище авиаторов в пос. Монино под Москвой, установленный уже после смерти Л.Р. (https://lev-razumovsky.org/rus/portraits/smushkevich_bronze.htm).
И ещё — вдруг будет интересно. Лев Разумовский не писал стихов, но оставил одни из самых честных и искренних воспоминаний о том, как совсем юным «ходил на войну» (местами 16+), на посвящённом ему сайте они удобно представлены с доступом к конкретным фрагментам: https://lev-razumovsky.org/rus/books/neva95.htm (можно читать прямо оттуда, можно скачать в разных форматах).
http://classic.newsru.com/blog/25may2020/rasskazdeda.html
Выдающегося, имхо, современного русского поэта Всеволода Олеговича Емелина ну оченно уважаю по его, считаю, совершенно замечательным стихам и стихотворным сборникам.
Как и его замечательного друга Евгения Лесина. Пишу безо всякого стебалова — на полнейшем серьезе типа.
Л.К.
Можно пробить фамилии по Сети.
К.