Несмотря на относительную бедность красок, пейзажи в холодную пору года служат источником вдохновения для творческих натур. Есть что-то завораживающее в уснувшей природе и пустынных ландшафтах, лишенных привычной жизнерадостности.
Психология объясняет это так: наши биоритмы синхронизированы с естественной средой, поэтому все перемены воздействуют на наше тело и сознание. Зима в этом отношении подсознательно воспринимается как время отдыха, подведения итогов и размышлений. Неудивительно, что пейзажи погрузившейся в сон природы находят своих поклонников среди ценителей прекрасного. Ознакомиться с примерами таких работ можно по ссылке https://kyiv.gallery/ru/kartiny/peizazh/zimniy-peyzazh-zima.
Символика зимы и ее значение
В холодную пору года в наших широтах прекращаются полевые работы, выпас скота и все, что связано с сельским хозяйством. Для древних людей, привыкших к ежедневному труду, этот период воспринимался как время замирания жизни. В культуре подобные воззрения нашли свое отражение в праздниках, ритуалах и мифах. Зима считалась временем смерти и сна. Существовали, разумеется, и более жизнерадостные интерпретации, опять же связанные с циклом полевых работ. К примеру, снежная зима сулила обильный урожай и была прекрасным временем для различных забав. Современный человек, будучи не связанным с земледелием, строит эстетические отношения с заснеженными панорамами без какой-либо привязки к быту и практической пользе.
Созерцание пейзажей воздействует на наше сознание особым образом. Обилие холодных оттенков на полотне способствует успокоению и восстановлению психического равновесия. Симпатия к таким картинам может также свидетельствовать о склонности к одиночеству, устойчивости характера и стремлению к независимости.
История появления зимних пейзажей
Как самостоятельный жанр изобразительного искусства пейзаж начал формироваться еще в эпоху Возрождения. Смещение фокуса внимания с сюжета на окружение происходило в несколько этапов. Сначала картинам природы начали уделять чуть больше внимания, выделяя для человека небольшую часть переднего плана. Затем его фигура постепенно начинает растворяться среди лесов, полей и гор. Эта тенденция наметилась в творчестве представителей Венецианской школы живописи (Джованни Беллини, Джорджоне, Лоренцо Лотто).
Природа на полотнах художников устремляется на передний план, но еще не находит в себе достаточной смелости, чтобы занять центральное место в художественном повествовании.
Мягкий климат Италии сглаживает контрасты температур при смене пор года, поэтому зимние пейзажи здесь не слишком отличаются от весенних или осенних. Описать при помощи красок прелесть заснеженных панорам сумели позже художники северных стран. В Нидерландах одним из самых известных пейзажистов XVI века стал Питер Брейгель Старший. Его кисти принадлежит «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушками для птиц». Снежный ландшафт оживляют желтые стены домов и голубое небо с дымчатыми тучами. Через полстолетия его работу процитирует другой нидерландский живописец Хендрик Аверкамп в картине «Зимний пейзаж с конькобежцами».
В XVII свой вклад в развитие жанра сделал Рембрандт Харменс Ван Рейн. Он писал зимние пейзажи с одинокими деревьями на фоне пустынных ландшафтов, слегка притрушенных снегом. Природа на холстах Рембрандта тосклива и безрадостна. Вероятно, это время года не очень радовало художника.
После окончательного обособления пейзажа в отдельный жанр художники различных направлений посвящают ему свое внимание. Ввиду своей простоты и композиционного однообразия он не пользуется огромной популярностью среди известных мастеров.
Но периодически такие работы все же появлялись в портфолио таких художников, как Клод Моне, Петер Мёнстед, Бруно Лильефорс. Исключением из правила можно считать немецкого художника Каспара Давида Фридриха. Этой тематике он посвятил весь свой талант и все свое внимание. Романтические зимние пейзажи мастера поражают утонченностью форм и тоской по сверхчувственной реальности. Созерцание полотен Каспара Давида Фридриха («Зимний путь», «Мегалитические могилы в снегу») дарит удивительный опыт, который в эстетике описывают при помощи категорий прекрасное и возвышенное.
Известные произведения
В 1869 году Клод Моне написал картину «Сорока». Пожалуй, это один из первых и самых известных зимних пейзажей маслом, выполненных согласно канонам импрессионизма. Во время пленэра художнику приходилось надевать на себя сразу несколько пальто, но, к сожалению, современники не сразу оценили результаты его трудов. По мнению критиков, цветные пятна на снегу не добавляли ему реализма. Только через несколько лет эта техника станет трендом.
Среди работ, написанных в стиле модерна, одним из самых известных считается «Зимний пейзаж со снегирями» Бруно Лильефорса. Мастер посвятил свой талант анималистике, достигнув настоящих высот в этом направлении. Реалистичность и достоверность были далеко не единственными чертами авторского стиля художника. Активное заимствование приемов различных направлений позволило ему создать потрясающие полотна, ставшие эталоном жанра.
Ярким примером жизнерадостной заснеженной панорамы можно считать «Зимний пейзаж с экипажем на санях» кисти Петера Мёнстеда. Используя приемы импрессионизма, автор сумел создать потрясающую воздушную атмосферу, наполненную светом закатного солнца. Разумеется, изобразить такую красоту без продолжительных пленэров было бы невозможно. Даже небольшие ледяные глыбы, лежащие на краю дороги, отбрасывают тень. При созерцании полотна хочется себя ущипнуть, чтобы окончательно убедиться, что это только картина.
С романтическим пониманием красоты зимних пейзажей можно познакомиться благодаря полотну Каспара Давида Фридриха «Ранний снег». Небольшие ели на переднем плане контрастируют со стройными соснами, подпирающими серо-голубое небо. Лесная чаща впечатляет зрителя своей массивностью и глубиной цвета.
Зима в творчестве украинских мастеров
До недавнего времени жители нашей страны имели возможность наслаждаться снежными зимами, поэтому пейзажи часто присутствуют в портфолио украинских художников. Отечественные мастера работают в разных стилях и используют все доступные техники для передачи красоты застывшей природы.
Лариса Лукаш
Лирические пейзажи художницы пропитаны любовью и теплотой. Глядя на картины Лукаш и не скажешь, что зима – это время сна и одиночества. Художница умело использует теплую цветовую гамму для создания атмосферы жизнерадостности. Лукаш часто рисует пастелью, воплощая художественные образы в манере модернизма.
Анатолий Брензович
Авторский стиль мастера сформировался под влиянием реализма и импрессионизма. Теплая цветовая гамма оживляет заснеженные панорамы и наполняет их светом. Талант Брензовича развивался под влиянием традиций закарпатской школы живописи, поэтому пейзажи на фоне заснеженных гор по-настоящему близки мастеру. Каждая работа – это небольшое путешествие Карпатами.
Татьяна Савченко
Комбинация техник различных направлений позволяет художнице удивлять зрителей, искушенных пейзажной живописью. Стиль Савченко сформировался под влиянием импрессионизма, реализма и экспрессионизма. В качестве художественного материала она часто использует акварель. Зима на полотнах художницы вдохновляет и радует зрителя обилием теплых тонов. Творчество Савченко пропитано неиссякаемым оптимизмом и любовью к нашей природе.
В онлайн-галерее KyivGallery Вы сможете приобрести красивые картины с зимними пейзажами украинских мастеров. Каждая работа, представленная в нашем каталоге, является настоящим произведением искусства. Мы не содержим больших выставочных залов, что позволяет нам устанавливать приятные для покупателей цены. У наших консультантов можно получить подробную информацию о художественной ценности полотен и их принадлежности к направлениям изобразительного искусства.