Когда мы рассуждаем о технических, медицинских и экономических сложностях освоения Марса человеком1, мы невольно забываем о принципиальном вопросе: кто будут те люди, что полетят осваивать Марс вслед за профессиональными астронавтами-разведчиками?
Илон Маск планирует успеть за свою жизнь доставить на Красную планету миллион человек, чтобы создать относительно самодостаточную колонию.
Миллион — это очень много, учитывая, что на сегодняшний день в космосе побывало менее 600 человек.
В США тысячи людей подают заявки на отбор в отряд астронавтов NASA, в России на конкурс в космонавты — лишь сотни. За всю историю пилотируемой космонавтики во всех странах не наберется миллиона человек, которые написали бы заявление о том, что они хотят полететь в космос и стать астронавтом.
Несомненно, некорректно сравнивать желание профессиональной работы космонавтом и переселение на продолжительное время или навсегда на другую планету, кардинально отличающуюся от привычного мира «колыбели». Да и был ли смысл кому-либо, кроме отдельных мечтателей, без реальной возможности задумываться о реальном перемещении на Марс со всеми сопутствующими вопросами по поводу того, что останется у каждого колониста на Земле и что ему будет стоить полет в другой мир?
Но скоро этот выбор станет вполне актуальным, ведь компания Илона Маска не только доставляет профессиональных астронавтов на МКС с помощью ракеты Falcon 9 и корабля Crew Dragon, но и начинает в этом году коммерческие полеты с людьми в космос (начиная с миссии Inspiration4).
Строительство и испытания прототипов новой многоразовой сверхтяжелой ракеты и одновременно космического корабля Starship компанией SpaceX в Бока-Чика получило первое значимое признание: 16 апреля NASA объявило, что именно SpaceX получает контракт на разработку системы посадки и взлета с Луны для астронавтов на базе корабля Starship. Фиксированная стоимость контракта — 2,89 млрд долл., это означает, что «марсианский корабль» Илона Маска получил государственное финансирование.
И хотя решению этой задачи сопутствует целый ряд технических проблем, что проявляется, в том числе, в авариях при испытаниях прототипов второй ступени Starship, это реальная заявка на то, что город на Марсе стал немного ближе.
Впору «Троицкому варианту» проводить опрос не от том, кто хочет дождаться полетов людей на Марс, а о том, кто хочет реально туда полететь жить и работать. Впрочем, пока эта возможность призрачна и практически полностью связана с доверием к Илону Маску и никак иначе, мысли о будущем вызывают и предвкушение, и страх, что «он не сможет».
Пока современная космическая психология2 рассматривает людей в космосе в качестве малых изолированных групп — сравнивая космонавтов с такими же малочисленными полярниками. Сейчас можно только предполагать, как обогатит наше представление о человеке создание первого поселения вне Земли, где будут жить сначала десятки, потом сотни и тысячи людей в совершенно иных условиях, чем когда-либо в истории.
Ответов на многие вопросы, которые перед нами ставит будущее, пока еще нет, и получить их смогут только первые марсиане.
Александр Хохлов,
популяризатор космонавтики, член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ
1 См. дискуссию в ТрВ-Наука № 326.
Зачем здесь это?
Первый, гагаринский, набор из 20 претендентов пришелся на 1959 год. С тех пор было осуществлено 16 наборов. С 2012 года они стали открытыми. В первом открытом наборе из 304 претендентов было отобрано 8 человек. Во втором открытом наборе, который состоялся в 2018 году, соискателей было больше – 420 человек. И также из них в отряд было зачислено 8 лучших.
Командир отряда космонавтов Павел Власов отмечает, что переход на открытый набор в отряд космонавтов позволяет практически любому целеустремленному молодому человеку или девушке попытаться реализовать свою мечту о полете в космос. Но прежде – пройти интереснейший 2-ух летний курс интенсивной подготовки, включающий в себя десятки важнейших дисциплин: от классических научно-технических, гуманитарных, психологических, языковых до специализированных спортивных, летных, парашютных, подводных и т.д. Цель – сделать из претендентов высококлассных спецов, способных в самых экстремальных условиях решать сложные космические задачи. С 2018 года, отмечает Павел Власов, отбор в отряд космонавтов проводится с перспективой подготовки к полету на Луну.
А в третьем было подано минимальное количество заявок: 156.
https://trv-science.ru/2021/03/nezhenskij-kosmos/
«Впору «Троицкому варианту» проводить опрос не от том, кто хочет дождаться полетов людей на Марс, а о том, кто хочет реально туда полететь жить и работать».
На мой взгляд, для того чтобы куда-то лететь, в начале необходимо решить марсианские проблемы на Земле. К данному утверждению приводит один любопытный вывод, сделанный из расчетов проверки, совместимости гипотезы углеродного кондиционера, якобы автоматически стабилизирующего климат Земли, с последними данными о климате нашей планеты в прошлом.
Планеты земного типа могут обладать встроенным ликвидатором сложной жизни.
https://naked-science.ru/article/sci/planety-zemnogo-tipa-mogut-obladat-vstroennym-likvidatorom-slozhnoj-zhizni
Вывод следующий:
Исходя из имеющихся на сегодня данных, такое состояние ведет к гибели всех наземных видов многоклеточных. Если расчеты ученого верны, получается, планеты земного типа обладают не «встроенным термостатом», а встроенным механизмом периодического уничтожения всей сложной наземной жизни. Это может прояснять причины парадокса Циолковского-Ферми — того, что при очень большом количестве звезд и планет во Вселенной нет никаких признаков внеземных цивилизаций.
У меня нет никаких сомнений в существовании встроенных механизмов периодического уничтожения всей сложной наземной жизни.
Один из них в виде двух графиков и картинки мы показали.
Взгляд в будущее.
https://k100.space/vzglyad-v-budushhee/
Если оценивать поле жизни по химизму среды, о котором писал Вернадский, тогда значения концентрации углекислого газа с соответствующими значениями кислотности крови, при желании, можно отложить на графике «Поле» устойчивости жизни в зависимости от уровней экологических факторов (УЭФ).
https://k100.space/kak-chelovechestvu-preodolet-civilizacionnyj-barer/
Более подробно, в части формулирования проблемы, данная проблема изложена в статье:
Гошка Л.Л., Климатические системы и образование патогенных минералов в организме человека, Инженерно-строительный журнал, №2, 2009.
На мой взгляд, физический смысл этого механизма заключается в том, что когда большой углеродный цикл биосферы не справляется с утилизацией отходов метаболизма экосистем, тогда в него включается малый углеродный цикл «организм — атмосфера» с образованием патогенных биоминералом, а основным является кальцит. Образование кальцита идет с существенным закислением среды кристаллизации, что может приводить к изменению кислотности крови в сторону уменьшения значения рН. При достижении кислотности крови рН=6,8 наступает летальный исход.
Если существует проблема, тогда ее каким-то образом необходимо решать. Например, решением может быть отсрочка наступления экологической катастрофы. На мой взгляд, таким решением является реализация концепции устойчивого развития.
На мой взгляд, она не предусматривает преодоления цивилизационного барьера, поэтому реализуется через снижение численности населения до «золотого миллиарда». Целью является сохранение материальных активов при разрушении нематериальных активов,т.е. не только через разрушение традиционных ценностей, но и управление биосферными процессами для снижения численности населения планеты, с высоким риском уничтожения всего человечества.
Хотелось бы еще иметь альтернативную концепцию для решения проблемы сращивания двух углеродных циклов в один, которая бы предусматривала переход через цивилизационный барьер с не снижаемой численностью населения планеты, но принося частично в «жертву» материальные активы при наращивании нематериальных.
Я понимаю, что мечтать не вредно, но необходимость формулирования такой концепции обосновал д.б.н. В.Ф.Левченко.
Он считает, что в преддверии неизбежных качественных изменений функционирования биосферы и ее отдельных компонентов перед человеком вырисовываются два пути:
– либо жить по принципу «живем один раз» и «пусть будет, что будет» (психологической основой такой философии является нежелание платить зананесенный биосфере ущерб и вкладывать средства в профилактику дальнейших негативных воздействий на нее; наукообразные вариации такой философии – модные в последние годы разговоры с общим брендом «устойчивое развитие», под которым разные авторы обсуждают порой совершенно различные проблемы, чаще всего локального характера);
– либо, заботясь о природе и потомках, что-то целенаправленно предпринимать, чтобы смягчить последствия недостаточно контролируемого развития цивилизации и не допустить дальнейшего ухудшения биосферной ситуации.
Любые призывы к активным действиям против антропогенного ухудшения состояния биосферы логически ведут к необходимости отказа от расслабляющих, направленных на решение сиюминутных задач, версий концепции «устойчивого развития». По сути, в сложившейся ситуации требуется разработка какой-то другой более общей организующей и направляющей концепции, в рамках которой неуправляемый рост потребления материальных ресурсов уже невозможен.
Таким новым подходом могла бы стать концепция «кризисного управления» биосферой. Они полагают, что сохранение и поддержание жизнеобеспечивающих функций биосферы возможно лишь при восстановлении эволюционно сложившегося к началу антропоцена биосферного
круговорота веществ, определяющего приемлемый для человека, как биологического существа, диапазон изменений физико-химических параметров среды обитания.
Левченко В.Ф., Эволюционная биосферология / В.Ф. Левченко. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 148 с.
Такие переходы через точку бифркации наглядно на пружине показал Г.Г.Малинецкий.
АнтиШваб и посткапитализм. Почему в Новое Средневековье РФ движется быстрее всех. Георгий Малинецкий
https://www.youtube.com/watch?v=vEHVjQYb070
Тогда можно считать, что С. Переслегин. говоря о будущем технологического развития, существенно отстал в прогнозировании.
Облик будущего. Будущее технологического развития.
https://dentv.ru/programs/nauka/buduschee-tehnologicheskogo-razvitiya-sergey-pereslegin.html
Он говорит о порохе, а надо о свойствах дисперсных системах. Он говорит о механохимии, а надо о физико-химической механике. Если говорить о разрушении ради созидания, тогда это Ребиндер. Если говорить об управлении свойствами дисперсных систем живым веществом, тогда надо формулировать принцип Вернадского — Ребиндера« разрушение ради созидания». Он говорит о безопасности от современных технологий, тогда все это сформулировано академиком Легасовым в концепции безопасности «Дамоклов меч». Если говорить о безопасности государства, тогда надо говорить о безопасности каждого человека и общества, как это делает Легасов. Пора делить безопасность на государственную и индивидуальную. До этногенеза Гумилева ему еще очень далеко, как до понимания проблем преодоления цивилизационного барьера. Об этих проблемах писал академик Моисеев. Положительным является только то, что приходит понимание бесперспективности реализации концепции устойчивого развития.
Марс — это место только для роботов.
Не стоит тратить время на эту пустопорожнюю философию о полете.Когда будет создан космический лифт, материалы для космического троса, тогда можно говорить о полете человека на Марс. Материалы появятся тогда, когда начнут создавать их при давлении 1 миллион атмосфер и выше.
Сейчас ничего нет. Только 1 триллон евро в год прожирают военные,
наркомафия и торговцы оружием в мире.
Нужно изменить мафиозную военную экономику в мире сначала. Певица Мирей Матье во Франции в 15 лет только приняла ванную. Такая она была нищая.
Людям нужы элементарные удобства — канализация (у 30% жителей России её нет), электричество, семья, свой дом (а не коммуналка), чистая окружающая среда без терористов иностранцев, а не мифические, смертельно опасные полеты на Марс, которые развивает Элон Маск.