Найдены биомаркеры, предсказывающие тяжелое течение COVID‑19

Алла Салькова
Алла Салькова

На риск опасных осложнений при COVID-19 могут указывать сразу несколько факторов — недостаточная выработка антител в начале болезни, избыток усиливающих воспаление рецепторов и дефицит определенных сахаров на поверхности антител, выяснила команда специалистов из Стэнфордского университета и других исследовательских центров. Подробности ученые изложили в статье в журнале Science Translational Medicine.

«Тяжелый COVID-19 — это в основном обширные воспалительные процессы, особенно в легких, — рассказала доктор Тайя Ванг, одна из авторов исследования. — Мы задались вопросом, почему эта чрезмерная воспалительная реакция развивается у некоторых людей, в то время как у большинства ее нет».

Чтобы выяснить это, Ванг и ее коллеги собрали образцы крови 178 взрослых, у которых при обращении в больницу был выявлен COVID-19. На момент тестирования симптомы у большинства пациентов были выражены слабо. Однако спустя некоторое время у 15 из них развились настолько серьезные осложнения, что этих пациентов пришлось госпитализировать.

Анализируя антитела в образцах крови, взятых у участников исследования в день сдачи анализа на коронавирус и 28 дней спустя, исследователи выявили некоторые заметные различия между теми, у кого развились тяжелые симптомы, и теми, у кого их не было.

Большинство пациентов, у которых симптомы так и остались слабовыраженными, с самого начала имели здоровый уровень нейтрализующих антител к SARS-CoV-2. А у тех, кого пришлось госпитализировать, уровень нейтрализующих антител был минимальным или они вообще не обнаруживались — организм начал вырабатывать их лишь по мере развития инфекции.

Внимание ученых привлекла и другая особенность пациентов с тяжелым COVID-19.

Антитела имеют форму дерева с двумя ветвями, с цепочками из молекул различных сахаров. Состав этих цепочек влияет на то, насколько сильную воспалительную реакцию вызовет иммунный комплекс, который образуется при соединении антитела с антигеном. У пациентов, пострадавших от тяжелых симптомов COVID-19, на поверхности антител наблюдалась нехватка моносахарида фукозы. Дефицит наблюдался в том числе и в пробах, взятых при первом посещении врача, — а значит, не был следствием тяжелых симптомов.

Кроме того, у пациентов с тяжелыми симптомами наблюдался чрезвычайно высокий уровень рецепторов CD16a, усиливающих воспалительную активность иммунных клеток.

«Без некоторого воспаления для эффективного иммунного ответа не обойтись, — пояснила Ванг. — Но слишком сильное воспаление может вызвать проблемы — те, что мы наблюдаем, например, с легкими у людей, чьи иммунные системы не смогли быстро блокировать SARS-CoV-2 после заражения».

Дополнительно исследователи изучили у 29 добровольцев антитела, выработавшиеся после первой и второй доз мРНК-вакцины от Pfizer. Ученые сравнили уровни антител у вакцинированных людей, переболевших легко и госпитализированных. Две дозы вакцины, как и ожидалось, привели к значительному повышению уровня нейтрализующих антител. При этом содержание фукозы в антителах как у переболевших легко, так и у привитых было высоким, а у госпитализированных — низким.

«Мы выявили ранний биомаркер риска развития тяжелых симптомов, — отметила Ванг. — И обнаружили, что антитела, выработавшиеся после введения мРНК-вакцины — в данном случае вакцины компании Pfizer, — отличаются по важным и полезным параметрам от антител людей, инфицированных SARS-CoV-2, у которых позже развиваются тяжелые симптомы».

Команда также проверила свои результаты на генетически измененных мышах, иммунные клетки которых имели на своей поверхности человеческие рецепторы для антител. Ученые использовали иммунные комплексы, полученные от всех трех типов пациентов, и ввели их в дыхательные пути мышей. Уже спустя четыре часа выяснилось, что иммунные комплексы с дефицитом фукозы вызвали сильную воспалительную реакцию в легких мышей. Остальные образцы не оказали такого эффекта. В аналогичном эксперименте с мышами, у которых выработка рецептора CD16a была заблокирована, такой интенсивной воспалительной реакции в легких не наблюдалось.

Выявленные иммунологические факторы — слабый ответ нейтрализующих антител, недостаточное количество фукозы и переизбыток усиливающих воспаление рецепторов — по отдельности предсказывали тяжесть COVID-19 не слишком эффективно. Однако в совокупности они позволили спрогнозировать течение болезни с точностью около 80%.

По мнению Ванг, обилие CD16a на иммунных клетках и дефицит фукозы не всегда могут быть связанными явлениями. Однако даже по отдельности они способны вызвать осложнения болезни, а вместе приводят к воспалениям, опасным для жизни. Своевременная диагностика возможных осложнений позволит вовремя реагировать на них. Исследователи надеются, что полученные результаты можно будет использовать для создания теста, который поможет врачам выявлять пациентов с наиболее высоким риском осложнений.

Алла Салькова

science.org/doi/10.1126/scitranslmed.abm7853

18 комментариев

  1. Мне вот непонятно, почему говорят, что омикрон вытесняет дельту?
    Почему дельта не может распространяться параллельно с омикроном?

    1. Говорят, переболевшие омикроном получают иммунитет к дельте. А наоборот — нет. Вроде, дельта сокращается в абсолютных числах.
      Но это же Коронавирус. Тут может быть все что угодно

    2. Потому что омикрон намного быстрее распространяется. Когда дельта приходит, то в организме для нее уже нет места)

    1. » На привитых приходится 4 из каждых 5 случаев госпитализаиции и летальности от Covid-19.» Последний статистический отчет по Covid-19, министерства Здравоохранения Шотландии,
      ну в принципе, это нормально. дело в том, что в Шотландии привито 100% населения старше 60 лет. То есть умирать там могут только привитые.
      хуже другое. даже отнормированный уровень госпитализации от ковидлы у дважды привитых практически такая же как и непривитых

  2. Последствия прививки сравнимы с «длинным ковидом».
    Думайте семь раз, прежде чем заколоться.

    В настоящее время во многих странах проводится широкомасштабная вакцинация против COVID-19 в ответ на пандемию COVID-19. Здесь мы сообщаем, помимо образования нейтрализующих антител, последовательных изменений гемоглобина A1c, уровней натрия и калия в сыворотке, профилей коагуляции и функции почек у здоровых добровольцев после вакцинации инактивированной вакциной против SARS-CoV-2. Подобные изменения также были зарегистрированы у пациентов с COVID-19, что позволяет предположить, что вакцинация имитировала инфекцию. Секвенирование мРНК одиночных клеток (scRNA-seq) мононуклеарных клеток периферической крови (PBMC) до и через 28 дней после первой прививки также выявило устойчивые изменения в экспрессии генов многих различных типов иммунных клеток. Сокращение CD8+ Т-клеток и увеличение классического содержания моноцитов были образцовыми. Кроме того, scRNA-seq выявила повышенную передачу сигналов NF-κB и сниженный ответ интерферона типа I, что было подтверждено биологическими анализами, а также сообщалось о возникновении после инфекции SARS-CoV-2 с отягчающими симптомами. В целом, наше исследование рекомендует проявлять дополнительную осторожность при вакцинации людей с уже существующими клиническими состояниями, включая диабет, дисбаланс электролитов, почечную дисфункцию и нарушения свертывания крови.

    А вот японцы показали, что ивермектин замечательно действует против ковидлы.
    Даже Reuters посчитал нужным сквозь зубы упомянуть это исследование.

    ИСПРАВЛЕНО-Япония Кова говорит, что ивермектин показал «противовирусный эффект» против Omicron в исследовании
    Авторы агентства Рейтер

    1 МИН ЧТЕНИЕ

    (Исправляет заголовок и первый абзац, удаляя упоминание о том, что препарат эффективен при лечении Омикрона в клинических испытаниях фазы III)

    ТОКИО, 31 янв (Рейтер) — Японская торгово-фармацевтическая компания Kowa Co Ltd заявила в понедельник, что антипаразитарный препарат ивермектин показал «противовирусный эффект» против Омикрона и других вариантов коронавируса в совместных доклинических исследованиях.

    Других подробностей Кова не сообщил. Фирма сотрудничает с Университетом Китасато, медицинским университетом в Токио.

    Клинические испытания по оценке препарата, который используется для лечения паразитов у животных и людей, продолжаются, но продвижение препарата в качестве лечения COVID-19 вызвало здесь разногласия.

    Препарат не одобрен для лечения COVID-19 в Японии, и Федеральное управление по лекарственным средствам США неоднократно предостерегало от его использования.

  3. https://zen.yandex.ru/media/businessgazeta/petr-chumakov-smertnost-pri-omikrone-takaia-je-kak-pri-grippe-kovid-prevrascaetsia-v-prostudu-61f630215f83123a67ca179a?&
    Л.К.
    И ведь точно, П.П., кака Вы предвидели, кается «вперемежку»: был бы как Малоне — так «снесли» б с концами. А так глаголет помаленьку (простите за каламьУр! — Л.К.).
    К.

    1. https://nauka.tass.ru/nauka/13617923
      Наша типа «ответка «комментатору и комику»»: главное дезавуировать одних и вусмерть напугать других? Так? Зачем? (последний вопрос чисто ритор)
      Л.К.

    2. https://lenta.ru/articles/2022/02/04/omik2/
      Вчерашнее интервью, данное ленте.ру госп. А.В. Барановой, системным биологом из Вирджинии (о QR-кодах и не только, и не столько).
      Как понимать?
      Социолог Е.М. Шульман сказала правду о QR-кодах как об исключительно средстве давления на непривитых, имхо, как мне помнится, гораздо раньше. Не будучи вирусологом по образованию.
      Л.К.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: