Проект о введении единомыслия

Заметки на полях Указа № 549 от 15 мая 2009 года

Указ Президента РФ № 549 от 15 мая 2009 г. о создании «Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России» (в народе — «Комиссии по фальсифакции») вызывает впечатление deja vu и напоминает мне два документа: трактат «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем», принадлежащий перу Н.Е.Салтыкова-Щедрина и представленный в «Истории одного города» от имени глуповского градоначальника Василиска Бородавкина, а также «Проект о введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова, героя А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых.

Первый же абзац Указа («В целях обеспечения согласованной деятельности … органов государственной власти, … направленной на противодействие …») находит параллели в трактате Василиска Бородавкина: «Необходимо, дабы между градоначальниками царствовало единомыслие. Какие суть градоначальниковы права и обязанности? — Права сии суть: чтобы злодеи трепетали, а прочие чтобы повиновались».

Пункт 4 Положения о Комиссии перечисляет основные ее задачи. Ну как тут не вспомнить Козьму Пруткова!

Положение о Комиссии

«Проект о введении единомыслия»

4а — обобщение и анализ информации «Молодость; науки; незрелость! Вздор! Убеждения. Неуважение мнения старших. Безначалие. «Собственное» мнение! Да разве может быть собственное мнение у людей, не удостоенных доверием начальства?!»
4б — выработка стратегии противодействия «Где подданному уразуметь все эти причины, поводы, соображения; разные виды, с одной стороны, и усмотрения, с другой?! Никогда не понять ему их, если само правительство не даст ему благодетельных указаний».
4в — подготовка предложений… по осуществлению мер, направленных на противодействие «Целесообразнейшим для сего средством было бы учреждение такого официального повременного издания, которое давало бы руководительные взгляды на каждый предмет».
4г — ..координация деятельности… органов … власти… по вопросам противодействия «Этот правительственный орган, будучи поддержан достаточным, полицейским и административным, содействием властей, был бы для общественного мнения необходимою и надежною звездою, маяком, вехою. Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее … была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам».
4д — выработка рекомендаций по адекватному реагированию… и по нейтрализации… последствий «Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать «вопросы» по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых «вопросов»!… Даже злонамеренные люди, если б они дерзнули быть иногда несогласными с указанным «господствующим» мнением, естественно, будут остерегаться противоречить оному, дабы не подпасть подозрению и наказанию».

Пункт 5 Положения о Комиссии перечисляет ее права. И опять на память приходит трактат Бородавкина.

«Мысли о градоначальническом единомыслии»

5а — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций «Теперь представим себе, что может произойти, если … будет существовать пагубное градоначальническое многомыслие? А вот что: в одном городе градоначальник будет довольствоваться благоразумными распоряжениями, а в другом, соседнем, другой градоначальник, при тех же обстоятельствах, будет уже палить. А так как у нас все на слуху, то подобное отсутствие единомыслия может в самих обывателях поселить резонное недоумение и даже многомыслие».
5б — создавать рабочие группы по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии, из числа представителей государственных органов, организаций, ученых и специалистов «Градоначальник обязан насаждать науки. Это так. Но и в сем разе необходимо дать себе отчет: какие науки? Науки бывают разные; одни трактуют об удобрении полей, о построении жилищ человеческих и скотских, о воинской доблести и непреоборимой твердости — сии суть полезные; другие, напротив, трактуют о вредном фармасонском и якобинском вольномыслии, о некоторых, якобы природных человеку, понятиях и правах, причем касаются даже строения мира — сии суть вредные».
5в — приглашать на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций. «Учредить особливый воспитательный градоначальнический институт. Градоначальники, как особливо обреченные, должны и воспитание получать особливое… Издавать надлежащие руководства… Устраивать от времени до времени секретные в губернских городах градоначальнические съезды. На съездах сих занимать их чтением градоначальнических руководств и освежением в их памяти градоначальнических наук».

Боже сохрани, я вовсе не предполагаю, что чиновники, готовившие на подпись Президенту Указ № 549 и Положения о Комиссии руководствовались бессмертными творениями Салтыкова-Щедрина и Алексея Толстого с братьями Жемчужниковыми. Однако параллели напрашиваются.

Только что прочитал в «Новой газете» (№ 58 от 3 июня 2009 г.) статью О. Хлебникова «Кто хочет расстрелять Виктора Астафьева». Оказывается, заместитель председателя Челябинской региональной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Александр Дегтярь возмущен публикацией писем писателя Виктора Астафьева, в частности таких фраз, как: «Он (Жуков) и товарищ Сталин сожгли в огне войны русский народ» и «Не Вы, не я и не армия победили фашизм. А народ наш многострадальный. Это в его крови утопили фашизм, забросали врага трупами». Реакция А.Дегтяря: «Это вранье все и неправда!». И потребовал сурового наказания, «вплоть до расстрела», для тех, кто издал письма Астафьева. Опять на память приходит строчки из трактата Василиска Бородавкина: «Злодеем может быть вор, но это злодей, так сказать, третьестепенный; злодеем называется убийца, но и это злодей лишь второй степени, наконец, злодеем может быть вольнодумец — это уже злодей настоящий, и притом закоренелый и нераскаянный».

P.S. Если бы Открытое письмо Президенту РФ, подобное письму, составленному Л.С.Клейном, было бы отправлено, под ним, безусловно, стояла бы и моя подпись. Впрочем, в одном я не могу согласиться со Львом Самойловичем — в правомерности создания «экспертной комиссии при президенте для оценки фактов и методов профессионального уровня работы историков (как и любых других ученых)». Профессиональный уровень работы ученых способны оценить только сами ученые. Для этого существуют ученые советы в академических институтах, диссертационные советы, Высшая аттестационная комиссия РФ, наконец. Комиссии же при органах административной власти в своем большинстве состоят из профессиональных управленцев. Именно к числу таких образований принадлежит, судя по составу, и «Комиссия по противодействию попыткам фальсификации.». Кстати, Салтыков-Щедрин дает очень точную характеристику отношения глуповцев к истории: «Была ли у них история, были ли в этой истории моменты, когда они имели возможность проявить свою самостоятельность? — ничего они не помнили. Помнили только, что у них были Урус-Кугуш-Кильдибаевы, Негодяевы, Бородавкины».

С.В.Белецкий,
докт. ист. н, профессор (Санкт-Петербург)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: