На Торговой стороне Великого Новгорода есть улица со странным названием «Федоровский ручей». На ней, приблизительно в полукилометре от Волхова, стоит удивительно гармоничная церковь имени Святого воина Федора, один из шедевров древнерусского зодчества XIV века. Впрочем, когда она была построена, был и ручей, и улица называлась по-другому.
Два Федора в святцах
Православие знает двух Святых воинов-Федоров. Один из них был военачальником в Гераклее, победил змея (не только Георгий этим славен) и был обезглавлен в 319 г. за проповедь христианства (а заодно и за вандализм: он разрушил золотые статуи античных богов как языческих — и раздал их обломки нищим). Второй — Федор Тирон, то есть простой воин-рекрут. После того, как этот святой отказался приносить жертвы языческим богам, его попросили крепко подумать. Поразмыслив, Федор Тирон сжег храм Кибе-лы, за что был сожжен на костре в 306 г.
История постройки
Что любопытно, первый храм на этом месте построили еще в домонгольское время. Некий Воигост поставил здесь храм еще в 1115 г. «В лето 6623… заложи Воигость церковь святого Федора Тирона, априля въ 28».
Возможно, этой постройке удалось простоять целых два века, поскольку мы достоверно знаем, что в 1329 г. здесь некий федоровский храм сгорел во время большого пожара.
Прошло еще 30 лет. В Новгородской Второй летописи читаем: «Въ лето 6869 (1360) … Семион Андреевич с материю своею боголюбивою Натальею заложиша церковь камену святый Феодор на Федорове улице». Годом спустя — «Створиша церковь камяну святый Феодор на Федорове улице». Этот храм уже получил имя Федора-военачальника, Федора Стратилата. Видно, фигура военачальника была более близка Семену Андреевичу, вхожему в высшие круги новгородского управления, чем фигура простого воина.
В те годы жизнь Новгородской республики находилась в периоде «стабильности», богатые граждане богатели еще больше — и не забывали о духовном. Они с удовольствием заказывали каменные храмы на своих улицах (параллельно храм служил и несгораемым сейфом на случай пожара), менее состоятельные жители соседних усадеб тоже скидывались, и в результате возник особый, «уличанский» жанр храмов — не очень больших, уютных и очень красивых.
Роспись
Фрески храма — не менее выдающиеся, чем само здание. Кто их автор, достоверно не известно. Скорее всего, руководил бригадой греческий мастер. На стенах сохранились надписи на греческом языке, безупречные по орфографии и с великолепным владением каллиграфией. Кроме того, практически в это же время, всего в километре от Федоровского храма, выдающуюся церковь Спаса на Ильине улице расписывал великий Феофан Грек.
Любопытно, что жития обоих Федоров представлены в росписи одинаково. Более того, эпизоды жизни как Феодора Тирона, так и Феодора Стратилата расположены прямо на одной стене. Так и соединились в одном храме два святых — простой рекрут и военачальник.
Алексей Паевский