Сергей Белецкий, докт. истор. наук,ведущий научный сотрудник Институтаистории материальной культуры РАН,профессор кафедры музееведения Санкт-Петербургского университета культурыи искусств (СПбГУКИ), рассказал ТрВ-Но памятном дне 12 апреля 1961 г.
О полете Гагарина помню очень хорошо. Я тогда учился в 1 классе. Помню, как прямо во время урока в класс вошла завуч и сказала, что Юрий Алексеевич Гагарин, советский летчик, стал первым человеком, полетевшим в космос, стал первым космонавтом. Нас отпустили с уроков. Я побежал домой (мы жили тогда рядом с Эрмитажем, на Дворцовой набережной). Газеты в тот день были доставлены с опозданием, но в них уже была на первой странице фотография Гагарина. Пришел отец [1] — они с мамой работали в Эрмитаже, и дойти до дома было делом пяти минут- перейти через двор Эрмитажного театра.
Мы с отцом вырезали из газеты фотографию Гагарина, наклеили ее на лист чертежной бумаги, отец нарисовал вокруг акварелью контуры красного вымпела с желтой бахромой. Я с этим листом побежал в школу и повесил этот самодельный плакат в вестибюле. Говорят, потом школе райком объявил благодарность за оперативное появление наглядной агитации (но точно я этого не знаю).
Потом мы с несколькими одноклассниками побежали на Дворцовую площадь. Там было очень много народа. Фактически, начались стихийные народные гуляния. Помню, что двое или трое людей несли четвертого вокруг Александрийского столпа, а он, этот четвертый, писал на столпе мелом. Кажется, фраза была такая: «Космос это не предел — захотел и полетел» (впрочем, не уверен).
А по дороге на площадь мы уже видели на стенах домов на улице Миллионной (тогда — ул. Халтурина) надписи мелом: «Ура!» и «Гагарину- слава!». Кстати, хорошо помню, что тогда была очень модной прическа — два хвостика волос над ушами, перевязанных ленточками. Такая прическа называлась почему-то «Полюби меня, Гагарин».
И еще помню байку, которую рассказывали про Александру Александровну Яблочкину. Яблочкину пригласили на банкет в Колонном зале по случаю полета в космос Гагарина и Титова. Обоих космонавтов подвели к Яблочкиной, представили: «Александра Александровна, познакомьтесь, это наши первые космонавты — Юрий Алексеевич Гагарин и Герман Степанович Титов». Оба они в то время были молодыми, красивыми парнями. Гагарин и Титов поцеловали руку Яблочкиной, та потрепала обоих по щеке, поцеловала в висок. Через некоторое время началась, как это бывало обычно на приемах такого рода, пьянка. И вот в какой-то момент, когда шум чуть-чуть стих, все услышали хорошо поставленный голос Яблочкиной: «Но мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!».
Подготовила Н. Демина
1. Отец С.В. Белецкого — Василий Дмитриевич Белецкий (1919-1997), выдающийся российский археолог, участник ВОВ. В.Д. Белецкий был ведущим научным сотрудником Отдела истории русской культуры Эрмитажа. Благодаря многолетней работе коллектива Псковской экспедиции Эрмитажа, возглавляемой сначала Г.П. Гроздиловым, а потом В. Д. Белецким, в центре Пскова появился архитектурно-археологический заповедник «Довмонтов город» под открытым небом. Василий Дмитриевич был автором многочисленных трудов, в том числе книг «Древний Псков», «Довмонтов город» и др. Им воспитаны поколения ученых-археологов, архитекторов-реставраторов. (Использована и уточнена информация с сайта научной библиотеки г. Пскова www.pskovlib.ru.)