Уважаемая редакция!
Недобросовестными и злонамеренными личностями периодически инициируются разные нехорошие разговоры насчет Академии наук. Наиболее отмороженные говорят,что это бесполезное наследие тоталитарной эпохи и толку от нее — как от козла молока. Другие утверждают, что в Академии возобладали застойные тенденции и Президиум РАН похож на брежневское Политбюро.
Говорящие так, на мой взгляд, льют воду на мельницу врагов нашего государства. Либо в силу недомыслия, либо, что еще хуже, по злому умыслу, поскольку, как очевидно всякому здравомыслящему человеку, в Академии сосредоточены лучшие интеллектуальные силы нашей страны и наезд на нее есть попрание интеллекта нации. Соответственно, разрушение Академии будет означать впадение России в интеллектуальное средневековье, когда на место ученых придут всякие алчные алхимики и алфизики вроде Петрика.
Если в чем и есть проблема Академии, так это в недостаточной востребованности ее интеллектуального потенциала государством и обществом. Точнее, проблема была, но сейчас появились все основания считать, что в скором будущем она разрешится.
Признаком резкого поворота к лучшему явились недавние перемены в одной из ключевых российских экономических структур — компании «Роснефть», крупнейшей российской нефтяной компании. Там произошло знаковое событие: вместо могущественного и сведущего вице-премьера, способного в оригинале читать Камоэнса, главой Совета директоров компании был избран академик, вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов.
Академик, экономист, специалист в области теории функционирования и управления экономических систем, председатель комиссии по управлению имущественным комплексом РАН, председатель координационного совета РАН по прогнозированию — можно ли сделать лучший выбор человека, который должен вести к дальнейшему процветанию и развитию ключевую российскую компанию? Ведь, сколько ни говори слов про важность и приоритетность науки и инноваций, все мы прекрасно понимаем, что без нефти и газа России — труба.
Состоявшееся назначение дает лишний повод присмотреться к уникальным личностям, управляющим судьбами нашей Академии. Понятно, что на должность главы нефтяной госкомпании могут допустить только проверенного, нашего товарища, но я не об этом. Возьмите какого-нибудь обычного ученого, математика, физика или биолога, что он делает? Правильно, доказывает всю жизнь теоремы или проводит эксперименты с крысами и протонами. Всю жизнь одно и то же, нет в этом никакого величия и разнообразия, потому и зарплата у него небольшая, и в академики его не выберут, и в «Роснефть» не позовут.
А теперь посмотрим на судьбу того, кого выбирают и зовут. Уникальная разносторонность Александра Дмитриевича проявлялась смолоду: он не просто кропал труды по социалистической экономике, нет, создав тут интеллектуальный задел, он перешел на дипломатическую службу, оказавшись вторым секретарем нашего посольства в Румынии. Еще несколько лет — и Александр Дмитриевич работает уже в Институте международных экономических и политических исследований, где перед распадом Советского Союза успевает защитить докторскую диссертацию на тему механизмов социалистической интеграции.
Осмыслив и отразив реалии социалистической экономики, Некипелов смог описать и процесс становления капитализма в стране — от робинзонады до рыночной экономики, организовал Московскую школу экономики МГУ, был избран академиком и вице-президентом РАН и, наконец, стал главой Совета директоров «Роснефти».
Путь успехов Александр Дмитриевич продолжил и на новом месте: первые положительные результаты последовали практически мгновенно: новый совет директоров принял решение сократить число членов правления компании с семи до пяти. Естественно, с приходом столь крупного экономиста отпала нужда в лишних людях, и появилась возможность провести оптимизацию управленческой структуры.
Таков он — интеллектуальный потенциал Академии! Надеюсь, вскоре последуют академические десанты в «Газпром» и «Автоваз», и наша экономика получит мощный инновационный импульс, а Академия — новый канал внебюджетного финансирования.
Ваш Иван Экономов
тушите свет, называется.