16 июня в Москве прошла однодневная конференция «Когнитивная наука в Москве: новые исследования». В информационном письме, приглашавшем на конференцию, среди ее основных задач была названа «пропаганда такого всё еще непопулярного в России жанра представления результатов исследований, как стендовые доклады». Сергей Шишкин, побывавший на конференции, беседует с одним из ее организаторов — кандидатом психологических наук Екатериной Печенковой.
— В программе конференции (http://virtualcoglab.ru/prog.html ) были одни лишь постерные (стендовые) доклады…
— Именно так. Не было не только ни одного официального заседания или приветственной речи, но и ни одного устного доклада.
— На российских конференциях постеры часто размещают где-то на задворках, а авторы докладов, включенных в программу в постерном формате, порою даже не удосуживаются вывесить свой постер. В этот раз, кажется, лишь один стенд оказался без постера, причем к нему была прикреплена записка, сообщавшая о болезни докладчика и его просьбе к желающим ознакомиться с постером оставить электронный адрес для его присылки. Остальные постеры были на месте, в положенное время рядом с ними были докладчики и рассказывали о своей работе, причем у многих постеров было сразу по несколько слушателей. Такое серьезное отношение к постерам характерно для работающих в области когнитивных наук?
— Нет, в России когнитивная наука в этом смысле не выделяется среди других наук. Более того, оказалось, что для многих, у кого уже был опыт устных выступлений, это был первый в жизни постер. Среди таких участников были и люди в возрасте.
— Кстати, каков был возрастной состав участников? И сколько всего человек пришло на конференцию?
— В конференции участвовали коллеги самых разных возрастов, и хотя, конечно, участники в возрасте между двадцатью и тридцатью составляли большинство, были также докладчики и слушатели в возрасте за семьдесят. Детальную статистику мы не вели, но известно, что всего пришло около 150 человек. Число докладов — 65.
Д.А. Сахаров. Биология мозга накануне смены парадигм.
В докладе, получившем первый приз зрительских симпатий, рассматривался развиваемый автором хемоцентрический подход к нейрофизиологии мозга, согласно которому интегратором нейронных сетей является состав локальной межклеточной среды. Данный подход противопоставляется «электрической парадигме» — представлению о нейронных сетях как ансамблях с жесткой структурой, закрепленной набором синаптических контактов и распространением активации посредством электрических импульсов. В докладе были представлены данные нескольких последних исследований, которые автор и его сотрудники проводили на изолированных нейронах моллюсков.
— Тематика конференции была определена как «эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования познания, выполненные в рамках любых дисциплин и подходов, а также работы, посвященные моделированию познавательных процессов и искусственному интеллекту». Какие науки представляли ее участники?
— Среди участников были психологи, биологи, лингвисты и математики. Но всех участников объединяло то, что они занимаются исследованиями познавательных процессов у человека или животных или разработкой систем искусственного интеллекта.
— Не получалось ли так, что представители столь разных наук не могли найти общий язык друг с другом и каждый общался только с коллегами, специализирующимися в близких областях?
— Нет, мне кажется, люди из разных наук очень часто находили общий язык и проявляли интерес к работам друг друга. Например, для одного участника было приятной неожиданностью, что к его чисто психологической работе по формированию понятий пришли нейро-биологи и затеяли вокруг нее дискуссию о мозговых механизмах того, что происходило в его эксперименте. Кстати, жанр постерного доклада этому вполне способствует, ведь докладчик имеет возможность адаптировать рассказ о своей работе для представителей других наук.
Е.В.Печенкова, Р.М.Власова, М.В.Фаликман, М.В.Синицына.
Латерализация восприятия речи и музыки у людей с разным профилем функциональной асимметрии: фМРТ-исследование.
Современный метод функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) позволяет выявлять активацию различных участков работающего мозга в связи с выполнением какой-либо задачи. Полученные с его помощью данные не всегда согласуются с классическими нейропсихологическими представлениями, в частности, о распределении между полушариями мозга функций восприятия речи и музыки у правшей и левшей. В докладе, получившем третий приз зрительских симпатий, были представлены предварительные данные исследования мозга не только правшей и левшей, но и групп людей, которых можно отнести к промежуточным вариантам между правшами и левшами (амбидекстры), причем использовались как фМРТ, так и нейропсихологические тесты. Результаты исследования, с одной стороны, подтверждают классические нейропсихологические представления (в восприятие речи у «чистых» правшей в большей степени включено левое полушарие, а у «чистых» левшей — правое). С другой стороны, подтвердилось и представление о том, что и у правшей, и у левшей, и у амбидекстров в восприятии и речи, и музыки всё же участвуют оба полушария. Авторы показывают возможность непротиворечивого объединения данных, полученных с помощью фМРТ и нейропсихологических методик.
— И еще постерная форма дает возможность адаптировать рассказ о своей работе для тех, кто только начинает заниматься наукой. Об этом, в частности, напоминалось в видеоролике с инструкциями о подготовке постера (http://virtualcoglab.ru/poster.html) (на мой взгляд, очень содержательном и полезном, несмотря на его краткость— четыре с половиной минуты).
— Несколько слушателей, раньше не участвовавших в постерных сессиях, рассказали мне, что их очень порадовало, что можно задавать вопросы по ходу рассказа. Двое сказали одну и ту же вещь: несмотря на информационную перегрузку из-за большого количества постеров, запоминаются они всё-таки гораздо лучше, чем устные доклады. По их словам, это связано с тем, что можно посещать стенды в удобном для себя темпе, делать перерывы, когда уже требуется отдохнуть, а главное — можно задавать вопросы на понимание, и общая идея работы гораздо лучше укладывается в голове.
— Отбор докладов на конференцию проходил по итогам рецензирования трехстраничных тезисов, причем авторы получали не только решение по своим тезисам, но и рецензии. Это тоже не очень типично для конференций в области когнитивных наук, конференций психологов, лингвистов?
— Да, на российских психологических и лингвистических конференциях развернутая форма рецензирования до сих пор практически не применяется. На нашей конференции каждая работа рассматривалась двумя рецензентами. Рецензенты во многих случаях были представителями двух разных дисциплин, поскольку конференция имела междисциплинарную направленность. Каждый рецензент ставил две оценки: одну — по критериям качества, научного уровня, а другой оценивал потенциальный интерес для участников и понятность изложения для междисциплинарной аудитории. Авторы получали развернутые анонимные рецензии и время на доработку тезисов перед публикацией. Для участия в конференции были отобраны примерно 80% работ — это те из них, для которых средняя оценка составила более 3 баллов по 5-балльной шкале.
И.С. Уточкин. Мертвая зона внимания: дальнейшее доказательство.
Этот доклад, получивший второй приз зрительских симпатий, был посвящен экспериментам на материале «слепоты к изменению». Данный эффект заключается в том, что человеку очень трудно найти различия в двух сходных изображениях (на этом явлении основана игра «Найдите 10 отличий»). Эксперименты показали, что после того, как человек обнаружил одно из отличий, ему гораздо сложнее обнаружить еще одно отличие в соседнем участке картинки. Это объясняется существованием «мертвой зоны» вокруг текущего фокуса зрительного внимания человека. Если в рамках фокуса внимания восприятие улучшается, то внутри «мертвой зоны» оно, напротив, затруднено. Эффект ухудшения восприятия в зоне, окружающей фокус внимания, ранее был известен, но изучался лишь в экспериментах с искусственной, упрощенной зрительной средой и не вполне естественным заданием, выполняемым испытуемым. Используя феномен «слепоты к изменению», автору удалось показать, что «мертвая зона» характерна и для ситуаций, когда человек в свободном режиме рассматривает естественные изображения.
— По моим впечатлениям, это неплохо сработало, наверное, наряду с тем, что конференция благодаря своему необычному формату привлекла в первую очередь специалистов, заинтересованных в серьезном и неформальном обсуждении интересующих их вопросов. Конференция прошла очень успешно, атмосфера была по-настоящему рабочей и одновременно оживленной, участники, с которыми я успел обменяться впечатлениями, были очень довольны. Успеху конференции явно очень помогло и то, что ее ведущим организатором был Московский семинар по когнитивной науке, имеющий давнюю историю и хорошую репутацию среди специалистов.
— Большую роль в организации сыграл, конечно же, и Институт возрастной физиологии РАО, предоставивший помещение для конференции, и в особенности Регина Ильинична Мачинская.
— В заключение я хотел бы поблагодарить Вас не только за интервью, но и за организацию этой замечательной конференции.
Аннотации к докладам и график распределения экспертных оценок — Екатерина Печенкова. Фото Армена Акопяна и Марии Фаликман