94-ФЗ: а воз и ныне там

Начиная с марта с.г. научное сообщество пытается облегчить ситуацию с проведением закупок для осуществления научно-исследовательских работ. Во время встречи в Госдуме 21 марта 2011 г. [1] совместно с заинтересованными ведомствами удалось выработать позицию о необходимости в самое ближайшее время реализовать два мероприятия, которые хотя и не решат проблему, но заметным образом облегчат ситуацию.

Во-первых, предложено полностью вывести расходование средств, полученных по грантам (Президента, Правительства, РФФИ и РГНФ), из-под действия 94-ФЗ. Первый вариант поправки в закон о закупках, разработанный Минэкономразвития и принятый в апреле с.г., оказался крайне неудачным: по мнению большинства юристов, его формулировка не позволяла однозначно трактовать поправку как разрешающую тратить средства грантов без проведения тендеров. Поэтому началась работа по ее изменению. Дополнительный импульс подготовке новой поправки придала встреча победителей конкурса «мега-грантов» с Президентом, состоявшаяся 23 мая 2011 г. При поддержке Минобрнауки удалось существенно ускорить процесс, и, наконец, 8 июля новый вариант поправки [2] был внесен в Госдуму. Скорее всего, этот вариант не является окончательным и будет правиться. Принимая во внимание, что первое чтение должно состояться в сентябре, быстрого облегчения ситуации ждать не приходится. В настоящее время во многих крупных организациях ход закупок практически парализован.

Во-вторых, поскольку вывести из-под действия 94-ФЗ те средства, которые распределяются в рамках ФЦП и ведомственных (например, академических) программ, достаточно сложно, было предложено облегчить закупку хотя бы части товаров для проведения работ по таким проектам. Речь идет прежде всего о реактивах, потребность в которых невозможно спланировать, а также о быстро портящихся веществах. Для этого предложено внести изменения в номенклатуру товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, введенную Приказом Минэкономразвития России № 601 от 1 декабря 2010 г.

Еще раз кратко опишем проблему. Разработчики закона о закупках исходили из того, что закупка небольшого количества товара по тендеру экономически нецелесообразна. Поэтому было введено пороговое значение для одноименных товаров. Так, если в квартал некоего «одноименного товара» закупается менее чем на 100 тыс. руб., то никаких специальных процедур проводить не надо. Но что считать «одноименным товаром»? До утверждения номенклатуры под одноименными товарами, одноименными работами или услугами в соответствии с ч. 19 ст. 65 Федерального закона № 94-ФЗ понимались «аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми» [3]. Но этот принцип не соблюден при разработке утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601 номенклатуры, которая содержит укрупненные группы товаров, работ, услуг. Например, в один пункт попали почти все химические реактивы! В результате буквально все, что может понадобиться при проведении научно-исследовательских работ, необходимо приобретать через тендеры. Улучшить ситуацию могло бы расширение номенклатуры.

К разработке нового варианта номенклатуры были привлечены ученые, которые внесли свои предложения. Уже только это внушало надежду. В одном из списков, в разработке которого принимала участие инициативная группа и который был направлен в Минэкономразвития еще в начале мая, было более 150 пунктов научной продукции (лабораторные животные, различные группы реактивов, изотопы и т.п.). Подчеркнем еще раз: даже в случае принятия всех сделанных предложений, результатом стало бы небольшое улучшение ситуации, а не кардинальное решение проблемы.

23 мая с. г. Минэкономразвития на своем сайте разместило проект новой номенклатуры [4], из которого стало очевидно, что министерство проигнорировало мнение ученых. В новом варианте незначительно увеличено число укрупненных групп товаров, работ и услуг. Действующая номенклатура содержит 158 пунктов, предлагаемая — 224. Причем ни одно из предложений ученых не было принято!

Открытое письмо Президенту РФ, подписанное 3000 молодых ученых [5], которое, казалось, уже затерялось «в коридорах власти», неожиданно «всплыло» в Минэкономразвития и подвигло его работников на очередную встречу с инициативной группой, которая состоялась в конце июня в МГУ. Среди прочих был поднят и вопрос о номенклатуре. Представители министерства заявили, что расширение номенклатуры в интересах проведения научно-исследовательских работ не планируется, так как, по мнению чиновников, это немедленно будет использовано в неблаговидных целях. Причины столь резкого изменения позиции ведомства в этом вопросе неизвестны.

Таким образом, если позиция Министерства экономического развития не изменится (а измениться она может только в результате активного вмешательства научного сообщества), никаких облегчений для тех, кто занимается наукой в России, в ближайшее время ожидать не приходится.

Инициативная группа

1. www.moloduch-anti-94fz.narod.ru/Tekuchka.html, см. также подборку в ТрВ-Н № 75 от 29 марта 2011 г.

2. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent& RN=576271-5&02

3. www.gov-zakupki.ru/zakon/2

4. www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/reggovpurchase/doc20110523_05

5. www.science94.narod.ru, см. также ТрВ-Н № 80 от 7 июня 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: