Пингвины — хищники, они охотятся под водой на рыбу, причем весьма эффективно. Как эти птицы умудряются быстро найти добычу? Долгое время считалось, что пингвины плохо чувствуют запахи и должны прочесывать океан, пока не увидят косяк своих любимых сардин или анчоусов. Между тем ближайшие родственники пингвинов, буревестники и качурки, обладают прекрасным обонянием, которое помогает им найти среди океанских просторов даже маленький косяк рыбы. При этом они ориентируются на два типа запахов. Прежде всего это сильно пахнущие серосодержащие органические соединения, которыми богаты планктонные организмы. Когда рыбы поедают планктон, эти соединения попадают в воду. Слетаются птицы и на запах рыбьего жира, который сочится из раненой или мертвой рыбы — они и такой добычей не брезгуют. Так что, когда буревестник гордо реет, он не просто так летает, а вынюхивает рыбу над седым от пены морем.
Но чем хуже пингвины, которые охотятся в тех же местах и на ту же рыбу, что и их летающие родичи? Вопрос об их обонянии взялись выяснять специалисты Кейптаунского университета (University of Cape Town) под руководством профессора Питера Райана (Peter G. Ryan). Ученые работали с африканскими пингвинами Spheniscus demersus. Большая колония этих птиц обитает на острове Санта Крус, или Птичьем острове, в заливе Нельсона Манделы. Вблизи троп, по которым птицы ходят от гнезд к морю и обратно, исследователи установили чашки Петри со слабейшим раствором диметилсульфида (ДМС) — 1 микромоль на литр. Вдоль пингвиньих маршрутов на расстоянии 3 м друг от друга воткнули флаги, которые позволяли отмечать скорость движения птиц. Оставалось только спрятаться и наблюдать. Если ветер доносил до пингвинов запах ДМС, они явно замедляли шаг и проходили расстояние между двумя флагами не за 18-19 секунд, как обычно, а за 14-15, будто принюхивались.
Убедившись, что на суше пингвины чувствуют даже слабый запах ДМС, исследователи перешли к экспериментам на воде. На небольшом суденышке они выходили в море и в 500 м от Птичьего острова с наветренной стороны выливали за борт 2,5 л растительного масла, в которое добавляли то ДМС, то рыбий жир. Экспериментаторы работали в такие дни, когда скорость ветра не превышала 20 км/час, а высота волн — 2 м. Из-за сильных прибрежных течений масляное пятно дрейфовало и рассеивалось в течение получаса, и всё это время наблюдатели с борта судна ежеминутно пересчитывали пингвинов, оказавшихся в радиусе 200 м.
Ученые работали с апреля по июнь. Это хлопотное время для африканских пингвинов — они выкармливают птенцов и озабочены тем, чтобы как можно скорее отыскать рыбу. Запах ДМС их несомненно привлекал. В течение 20-30 минут количество птиц в районе ароматного пятна непрерывно возрастало, запах ДМС привлекал в 2-3 раза больше птиц, чем обычное масляное пятно. Учитывая, что африканские пингвины плавают со скоростью около 1,2 м/с, за полчаса они могут преодолеть около 2 км. Видимо, с такого расстояния они чувствуют дивный аромат планктона, поедаемого рыбой.
Интересно, что запах рыбьего жира птиц абсолютно не привлекал, хотя и не отпугивал. Это запах мертвой или раненой добычи, а пингвины едят только целую и свежую, причем не терзают ее, а заглатывают целиком. Если в море пахнет рыбьим жиром, значит, там либо плавают отбросы, либо охотится не пингвин, а другой хищник. В любом случае пингвину в таком месте делать нечего.
Наталья Резник
Литература: Kyran L. B. Wright, Lorien Pichegru and Peter G. Ryan «Penguins are attracted to dimethyl sulphide at sea». The Journal of Experimental Biology, 2011, 214, 2509-2511,doi:10.1242/jeb.058230