«Троицк ждет неплохое будущее в составе Москвы»

Фото А. Федосовой

В августе этого года Троицк облетела неожиданная новость: глава города Виктор Сиднев, ученый, магистр игры «Что? Где? Когда?», восемь лет проработавший мэром Троицка, досрочно и добровольно уходит в отставку. Что послужило этому причиной? К чему такая спешка? «Троицкий вариант-Наука» обратился к теперь уже экс-главе родного наукограда за комментариями.

— Виктор, давайте для начала озвучим причину — почему вдруг Вы решили уйти в отставку, не дожидаясь конца своего второго срока на посту мэра Троицка.

— Во-первых, я в любом случае не иду на выборы в декабре 2011 года, потому что именно по моей инициативе в уставе города записано ограничение пребывания на посту мэра двумя сроками. Мой второй срок заканчивается в декабре, а реально я уже больше восьми лет проработал на этом посту, так что оба срока городу я отдал. Во-вторых, сейчас очень быстро идет объединение части Московской области с Москвой, и Троицк входит в эту часть. Мы думали, что всё-таки это объединение будет несколько помедленнее, и мы с первым моим заместителем, Владимиром Дудочкиным, который в декабре идет на выборы, решили, что будет правильно, что уже сейчас он будет заниматься всеми этими вопросами — все правовые вопросы присоединения должны быть решены до 1 декабря. Тогда, если он выиграет выборы, то он еще и будет отвечать за все те решения, которые приняты за этот период.

— Троицк стал наукоградом как раз во время Вашего пребывания на посту главы города. Расскажите об итогах двух Ваших сроков — с акцентом на научную часть жизни города.

— Да, Троицк как раз долго не мог получить статус наукограда, и в январе 2007 года мы смогли этого добиться. Если говорить об итогах, то давайте вспомним кампанию по выборам 2003 года. Она проходила под двумя основными лозунгами. «За цивилизованное строительство и Генплан» и «За статус наукограда». Застройка тогда велась хаотически и в основном по уплотнительному типу, инфраструктура не создавалась, что вызывало обоснованные протесты жителей, и с наукоградом тоже никак не получалось. И предыдущий мэр, Вадим Найденов, который был убит в 2003 году — из-за чего и началась новая предвыборная кампания, ничего не мог с этим поделать. С уплотнительной застройкой мы смогли справиться, и Генплан сейчас тоже есть.

Что же касается статуса наукограда, проблема в том, что не было согласия в обществе. Существовал конфликт между администрацией и научным сообществом, и то, что нам удалось наладить нормальные отношения с Троицким научным центром, это позволило получить статус наукограда и дополнительные средства в бюджет, пусть и небольшие. Но самое главное даже не в этом, а всё-таки в том, что в городе изменилась атмосфера. Сейчас по всем важным вопросам идут дискуссии в рамках публичных слушаний или в общественных обсуждениях, есть диалог. Я считаю это главной своей заслугой. Меня порадовало то, что, когда я поздравлял недавно ушедшего из жизни первого постперестроечного главу города Владимира Портнова с избранием Почетным гражданином Троицка, он именно это мне и сказал. Это то, что получилось. Но ведь правильным будет сказать не только о положительных результатах, но и о том, что не получилось?

Уважаемые жители города Троицка!

86N-17

На этой неделе исполнилось ровно 8 лет с момента моего вступления в должность Главы города. За прошедшие годы нам многое удалось: принят Генеральный план развития нашего города, созданы и успешно работают новые объекты соцкультбыта. Изменились отношения в городском сообществе: в рамках публичных слушаний и общественных обсуждений проводятся открытые дискуссии по основным проблемам городского развития, налажено взаимодействие между различными ветвями власти и жителями города. В целом городская власть работает эффективно. Об этом говорит и тот факт, что последние три года Троицк входит в тройку лучших городов Подмосковья по результатам мониторинга эффективности деятельности муниципальной власти, проводимого по Указу Президента.

В то же время город сегодня находится накануне больших перемен, связанных с присоединением нашей территории к Москве. При этом предстоит решить огромный круг важных и непростых задач, связанных с таким присоединением. И решать эти задачи должна уже новая власть, так как Устав города ограничивает пребывание в должности мэра 8 годами. И принимать новые решения будет Глава города, который будет избран 4 декабря текущего года. Но время не ждет, и уже сегодня надо принимать принципиальные решения, которые определят будущее Троицка на ближайшие годы. Эту работу должна делать новая власть, которой предстоит управлять городом в новых политических и экономических условиях.

Поэтому я принял решение о досрочном сложении полномочий Главы города и обратился с соответствующим заявлением в Совет депутатов. Считаю, что такое решение позволит новой власти управлять процессом присоединения к Москве, защищать интересы жителей города, а значит и отвечать за эти решения перед горожанами и после выборов 4 декабря.

Хочу сказать спасибо всем жителям города за ту поддержку, которую вы оказывали мне не только в период двух выборных кампаний, но и в течение всего срока моей работы в должности Главы города. Конечно, не все надежды оправдались, не все задуманное удалось сделать. И сегодня я хочу попросить прощения у тех, чей голос не был вовремя услышан, чьи ожидания не сбылись.

Хочу сказать спасибо за поддержку и сотрудничество работникам Администрации города, Совету депутатов, Совету научного центра, Правительству Московской области и Губернатору Московской области Борису Всеволодовичу Громову.

А всем жителям Троицка хочу пожелать счастья, здоровья, процветания и совместной работы на благо нашего любимого города.

С уважением, Виктор Сиднев

— Что же именно?

— Самое главное, что не удалось сделать, — это создание новых рабочих мест. У нас в городе в науке в доперестроечное время работало 12 тысяч человек, сейчас осталось три тысячи. Примерно половина населения Троицка ездит на работу в Москву, а это непростое дело — доехать до Москвы и вернуться обратно, а рабочие места не создаются в городе. Но это всё-таки не только мой провал или провал администрации, но еще и неактивная, мягко говоря, позиция Российской академии наук, Минатома по поводу создания рабочих мест на институтских площадках. Потому что как раз в Генеральном плане места, предусмотренные для создания рабочих мест — это территории институтов, которые и в советское-то время были избыточные — они были нарезаны с учетом большого развития будущего. А сейчас пустуют не только территории, но и многие здания институтов.

Очень хорошо, что Вы упомянули академическую недвижимость. сейчас это весьма дискутируемый вопрос — что делать с пустующими землями и зданиями институтов. какова Ваша позиция здесь?

— Излишние земли и здания не нужны и самим институтам — их содержание обходится в немалые деньги, которые, таким образом, фактически расходуются впустую и не работают. Поэтому нужно эти площади заставить работать.

В. Сиднев вручает награду В. Портнову (Слева). Фото К. Рязанова

И ведь есть прекрасные примеры того, как можно создавать рабочие места на базе институтов. Вы же наверняка знаете Сергея Вартапетова. Он — директор Троицкого центра физического приборостроения, относящегося к Институту общей физики РАН, и одновременно — директор коммерческого предприятия, которое производит офтальмологические лазеры. Их продукция, кстати, сейчас лидирует на российском рынке лазеров для операций на глазе. Сейчас они совместно с Роснано начали производить новый, более совершенный, фемтосекундный лазер.

По поводу использования «мертвых» земель и помещений институтов важно сказать еще вот что. Хорошо, что сейчас правительство начало планировать крупные и долгосрочные проекты в науке, так называемые мегапроекты. Один из шести точно будет расположен в Троицке — это экспериментальная термоядерная установка Ignitor. Мы считаем, что и еще один проект, синхротрон четвертого поколения, тоже нужно делать у нас, хотя бы потому, что строительство ускорителя элементарных частиц следующего поколения планировалось в Троицке на территории ИЯИ еще в советское время и земля под него уже была выделена.

— А что со строительством университета и кампуса ГУ ВШЭ? с Вашим уходом эта идея не зависнет?

— Не зависнет. Земли под строительство уже оформлены на «Вышку», так что здесь всё будет в порядке. Хотелось бы, чтобы здесь были кампусы и других вузов, Физтеха например. Планируем мы сотрудничество и с университетом Сколково. Городу, в котором столько академических институтов, нужны университеты.

— Остается неотвеченным еще один логичный вопрос. Мы поговорили о прошлом. каким видится Вам будущее Троицка и Ваше собственное?

— Мне кажется, с присоединением к Москве у Троицка появляются новые перспективы. Мы постараемся сохранить за городом статус научно-образовательного кластера. Строящийся кампус НИУ ВШЭ, потенциальные филиалы других вузов, размещаемые на территории Троицка мегапроекты будут этому способствовать. А изменение статуса этих земель поможет решить еще одну важную проблему. Ведь наукоград сейчас зажат между тремя районами и совершенно не имел возможности для роста вширь. Теперь же, когда мы все станем частью Москвы, это становится реальностью.

Я же ухожу на должность директора Троицкого центра Роснано и тем самым тоже остаюсь в городе и в науке. Мы займемся созданием того, чего, к сожалению, уже нет ни в одном нашем институте (а было раньше во всех), — технологической базы. Думаю, это будет очень полезно всем.

— Удачи Вам на новой работе!

— Спасибо!

По телефону с Виктором Сидневым
беседовал Алексей Паевский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: