Во вторник 20 сентября в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) состоялось открытие Комплексной лаборатории исследования внеземных территорий, сокращенно — КЛИВТ. Научно-фантастическое название, вызывающее в памяти книги братьев Стругацких, соответствует действительности: лаборатория посвящена исследованию других тел Солнечной системы, в первую очередь спутников Марса и Луны.
Лаборатория создавалась на средства мегагранта Правительства РФ, выигранного в конкурсе 2010 года, в области «Космические исследования и технологии». Научный руководитель лаборатории с немецкой стороны — Юрген Оберст (Juergen Oberst), профессор Берлинского технического университета и руководитель отдела планетной геодезии Немецкого аэрокосмического центра (DLR). С российской стороны лабораторией руководит Кира Борисовна Шингарёва, профессор МИИГАиК.
Хотя торжественное открытие КЛИВТ состоялось почти через год после получения гранта, собственно лаборатория была создана раньше, на базе существовавшей в МИИГАиКе с конца 70-х годов лаборатории планетной картографии. Как тогда, так и сейчас основная цель, или даже сверхцель — подготовка кадров для поддержки программ планетных исследований, тогда Советского Союза, сегодня — России. Цель тем более актуальная, что планетные исследования в нашей стране только начинают возрождаться после более чем 20-летнего перерыва.
Юрген Оберст впервые начал сотрудничать с российскими коллегами в начале 90-х. Постоянные контакты в научных кругах привели к появлению совместной заявки на грант Правительства.
Всего в лаборатории работает порядка 40 человек в нескольких группах: геодезии и навигации, картографирования, анализа мультиспектральных изображений, фотограмметрии, сравнительной планетологии, информационных систем и поддержки. Первые задачи, которые уже решают здесь, связаны с поддержкой проекта «Фобос-Грунт» и двух лунных миссий — «Луна-Ресурс» и «Луна-Глоб».
В частности, сотрудники лаборатории занимаются вопросами координатного обеспечения посадки на Фобос. Здесь создаются карта и гравитационная модель Фобоса по данным европейского аппарата «Марс-Экспресс» и американских «Викингов». Для лунной программы в КЛИВТ планируется построить уточненную карту Луны, в частности ее приполярных районов, для выбора мест посадки российских аппаратов.
Вместе с этим, по словам Юргена Оберста, планируется заново обработать исторические данные советских лунных миссий с помощью современных программ (что-то подобное, кстати, делают американцы, заново анализирующие данные «Викингов»).
Срок мегагранта заканчивается в 2013 г., однако, как надеются руководители, жизнь лаборатории продолжится и после этого. В планах — исследования второго спутника Марса — Деймоса, а также юпитерианской и сатурнианской лун — Ио и Энцелада. Конечно, во многом это будет зависеть от актуальной космической программы России, для которой в ближайшие месяцы наступает своего рода «момент истины» — к запуску готовится аппарат «Фобос-Грунт».
Подготовка к его старту вступает в завершающую стадию. В четверг 22 сентября в НПО им. С.А. Лавочкина состоялся пресс-тур перед вывозом аппарата на Байконур. Проект представляли Максим Мартынов, главный конструктор по ОКР «Фобос-Грунт», Виктор Хартов, генеральный директор и генеральный конструктор НПО им. С.А. Лавочкина, и Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН. Виктор Хартов подчеркнул, что миссия исключительно сложна как по научным задачам, так и по конструкторским решениям: большинство служебных систем представляет новые разработки. «Скажу честно, миссия очень рискованная. Но она нужна — чтобы научиться летать, надо летать».
«Фобос-Грунт», присутствовавший в том же цехе, кажется, тоже слушал выступающих. Вывоз аппарата на космодром должен состояться на этой неделе, старт — в ноябре этого года.
О.З.
Фото МИИГАиК и НПО им. С.А. Лавочкина
Спасибо, что обратили внимание на неуклюжую фразу, но автор имел в виду «исследованию спутников Марса» и «исследованию Луны».
О.З.
«Фобос-Грунт», кажись, окончательно превратился в космический мусор.