Письмо Минэкономразвития РФ № 19226-ЛА/Д28, Минфина РФ № 02-11-00/3965 от 07.09.2011 «О порядке размещения заказов в рамках выполнения научных исследований, осуществляемых бюджетными учреждениями за счет средств полученных грантов» Адрес текста: www.pro-goszakaz.ru/regulations/58203/
Настоящее совместное письмо является согласованной позицией Минфина России и Минэкономразвития России по соответствующему вопросу, не содержит обязательных к применению норм и носит исключительно рекомендательный характер.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими обращениями о порядке размещения заказов в рамках выполнения научных исследований, осуществляемых бюджетными учреждениями за счет средств полученных грантов, сообщают.
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность осуществления поддержки научных исследований, выполняемых бюджетными учреждениями в рамках научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, как за счет денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями,получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, так и за счет грантов (субсидий на конкурсной основе) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда.
Пунктом 33 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 94-ФЗ) установлена возможность размещения бюджетным учреждением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при выполнении им научных исследований за счет средств, полученных в форме гранта.
Наряду с этим пунктом 33 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ предусмотрен запрет на размещение бюджетным учреждением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при выполнении им научных исследований и мероприятий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что гранты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, полученные бюджетными учреждениями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидий на конкурсной основе, с момента нахождения на счете грантополучателя не относятся к средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, ограничения, установленные пунктом 33 части 2 статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ в части средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не распространяются на операции, осуществляемые бюджетными учреждениями с вышеуказанными средствами на условиях, определенных грантодателями.
Заместитель министра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачев
Заместитель министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко
* * *
Комментарий к письму от Инициативной группы молодых ученых
На прошлой неделе получила неожиданное продолжение старая история с поправками к Федеральному закону №94. Напомним, что в апреле этого года благодаря кампании по сбору подписей под Открытым письмом молодых ученых Президенту РФ [1], имевшей широкий общественный резонанс, правительство разработало две поправки к 94-ФЗ. Поправки относились к пункту 55-2 Закона и, по замыслу Минэкономразвития, должны были вывести из-под его действия расходование средств по грантам. Речь шла о деньгах, получаемых в форме субсидий, — таких, как гранты РФФИ и РГНФ, Президентские гранты, гранты Правительства («мегагранты»), деньги частных фондов и международных организаций. Поправки благополучно прошли три чтения в Госдуме, были утверждены Советом Федерации, Президентом — и 27 апреля вступили с силу. Всё произошло на удивление быстро, и ученые не могли поверить своему счастью: появилась надежда, что коллапс в закупках реактивов и материалов, который неизбежно должен был состояться из-за принятия в феврале единой номенклатуры товаров, как минимум откладывается [2].
Однако через некоторое время выяснилось, что радость была преждевременной. Уже после вступления поправки в силу оказалось, что на практике ее можно трактовать по-разному. Дело во фразе «за исключением средств бюджетов бюджетной системы РФ», которая на каком-то этапе редактирования появилась в тексте поправки по настоянию Минфина, однако ранее рассматривалась всеми участниками переговорного процесса как указание на то, что под поправку попадают лишь внебюджетные средства, т.е. гранты сторонних организаций. По мнению многих юристов, и средства РФФИ/РГНФ, и гранты Президента, и «мегагранты» по-прежнему надо было тратить по тендерам — под поправку однозначно попадали лишь гранты частных фондов и международных организаций!
Характерно, что данная позиция оказалась неожиданностью не только для нас, рядовых ученых, но и для представителей Минэкономразвития, которые разрабатывали и «проводили» поправку. Поэтому почти сразу начали предприниматься усилия по замене этого варианта поправки на новый, работающий [3]. Позиция, которую отстаивала наша инициативная группа, а также ведущие ученые-«мегагрантники», нашла понимание в Минфине — и вот уже в течение трех месяцев по коридорам власти разгуливает новый вариант поправки [4]. К сожалению, его перспективы на данный момент неизвестны. Однако это не всё: после тяжелых переговоров с Минфином, в которых участвовали представители ученых-«мегагрантников» и наша инициативная группа, замминистра финансов Т.Г. Нестеренко пообещала составить официальное «разъяснение» уже принятой (апрельской) поправки, в котором бы говорилось о необязательности проведения тендеров при расходовании средств грантов. Это обещание было дано нам еще в июне, однако никаких реальных действий за этим не последовало.
В научных организациях тем временем деньги с грантов тратят «кто в лес, кто по дрова»: наиболее смелые руководители разрешили своим сотрудникам расходовать средства грантов РФФИ и им подобные без конкурсов — и в этих организациях ученые могут продолжать нормальную исследовательскую деятельность, заказывая нужные для работы товары по мере возникновения необходимости. В тех же организациях, где руководство побоялось применить апрельскую поправку, ситуация выглядит плачевно: отделы закупок, заваленные техдокументацией, не справляются с потоком заказов, а ученые вынуждены прекращать исследования по причине отсутствия необходимых реактивов и материалов. В первую очередь это касается крупных вузов, где единый отдел закупок не в состоянии обслужить заявки, поступающие с многочисленных факультетов, — тем более что деньги по грантам, как водится, начали поступать на счета организаций только в июле. А поскольку на дворе уже октябрь и конец года неотвратимо приближается, отделы закупок большинства организаций уже и вовсе перестали принимать заказы на проведение тендеров. В итоге многие грантодержатели просто физически не успевают потратить свои деньги на то, что им действительно было нужно, и вынуждены судорожно «сливать» оставшиеся средства в «карманные» фирмы при институтах (благо в рамках 94-ФЗ есть форма «аукцион с частичной выборкой»; она позволяет заранее провести конкурс на весь ассортимент какого-либо поставщика, который в этом случае становится для данной организации монополистом и взвинчивает цены).
И вот на прошлой неделе стало известно, что Минэкономразвития и Минфин распространили совместное заявление [5], в котором они рекомендуют интерпретировать апрельскую поправку именно так, как требовалось ученым. С текстом документа можно ознакомиться выше. В последнем абзаце говорится, что оба министерства считают возможным расходование средств грантов без объявления конкурсов. Таким образом, у тех организаций, в которых апрельские поправки до сих пор не применялись, появился повод это сделать, а бухгалтеры тех организаций, которые работали по этим двусмысленным поправкам, теперь могут вздохнуть спокойно.
С чем связан этот неожиданный подарок ученым от двух министерств, сказать трудно. Однако справедливости ради следует заметить, что, к сожалению, в первом абзаце письма авторы по сути снимают с себя ответственность за ни-жеразмещенный текст, декларируя «рекомендательный характер» данного документа. Как это будет воспринято «на местах», станет ясно в ближайшее время.
2. www.moloduch-anti-94fz.narod.ru/News.html
3. http://trv-science.ru/2011/06/07/rabota-nad-popravkami-k-94-fz-prodolzhaetsya/#more-11958
4. http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%297OpenAgent&RN=576271-5&02
Доброго времени суток! Я доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана и рук-ль гранта РГНФ, моя сестра — рук-ль гранта Президента РФ. Мы пытаемся воспользоваться новой поправкой (п.33) и разъяснениями, чтобы решить вопросы траты средств по грантам, т.к. они поступили поздно, а договора были потеряны службами университета. Пока мы сделали копии и т.д. времени на тендеры не осталось.
По п.33 наш гл. юрист сказал, что там речь идет только о размещении заказов на НИР (внутри НИР), а выполнение др. услуг внутри грантов (напр, сканирование и оцифровка старинных рукописей, создание сайта под специализ. требования) должна осуществляться по конкурсам. Никак не удается его убедить, что поправка распространяется на все траты стредств гранта. Он требует разъяснений ФАС. Помогите, пжлста, советом или документом, если можете.