«Я — московский студент, а не Шариков!»

В самых разных странах и в самые разные времена студенты были и остаются одной из наиболее активных социальных групп. Часто эта активность выливается в студенческие акции протеста. Причины для митингов и демонстраций могут быть самые разные — от внутриуниверситетских до общемировых. Но если проблемы есть, а студенты молчат, то дело — дрянь. Поскольку когда надежды на изменения отсутствуют у них, когда нет желания хотя бы указать на проблемы, выразить свое отношение к ним, то значит, что нет никакой большой группы людей, верящих в перемены и способных что-то улучшить.

В нашей стране недавно выступали студенты МГУ им. М.В. Ломоносова. Причина для недовольства была более чем очевидна и понятна. Как говорится, «без меня меня женили». Организация, именующая себя Студенческий союз МГУ, одной из первых вступила в Общероссийский народный фронт (ОНФ). Второй базовый пункт этой организации гласит: «Участники «Народного фронта»» совместно примут участие в выборах в Государственную Думу, по общему согласию сформируют список кандидатов от «Единой России»». То есть некто вдруг начал выступать в поддержку одной партии на выборах от лица как бы всех студентов МГУ.

На самом деле Студенческий союз, о существовании которого в МГУ еще недавно мало кто знал, во многом выступает в качестве инструмента получения депутатского мандата для председателя этой организации — господина Андриянова, хотя официально заявленные цели у этой организации совсем иные. Это вызвало настолько сильное недоумение, что в конце концов даже сопредседатель Студенческого союза написала у себя в Живом Журнале: «Я не хочу иметь ничего общего с предвыборными игрищами, которые сейчас устраивает Андриянов и Ко». А студенты попытались организовать небольшой пикет, протестуя против попыток политизировать жизнь своего университета.

Пикет был жестко разогнан сотрудниками полиции (некоторые из которых были вооружены автоматическим оружием) при участии загадочных людей в штатском. Заметим, что разгон происходил в день 300-летия М.В. Ломоносова и студентов скрутили прямо на территории МГУ, причем никаких экстремистских лозунгов у них не было и на полицию они не нападали. Задержаны 17 человек, на них были заведены дела об административных правонарушениях. В настоящее время студенты готовятся к судебному разбирательству, на котором они намерены доказывать свою невиновность и незаконность действий полиции.

Какова реакция на данное событие внутри университета? На первый взгляд, реакция студентов и сотрудников МГУ отсутствует. Например, нам не известно о громких публичных заявлениях и выступлениях профессоров в защиту студентов. Однако не все так мрачно. Проблема очень активно обсуждалась в блогах и социальных сетях, а на повторный пикет (фотографии с этого мероприятия вы видите), согласованный с властями, пришло довольно большое число студентов, которые в другое время и не подумали бы обращать внимание на проходящую акцию, а просто занимались бы своими делам. Видимо, это теперь и их дело.

Отреагировала на произошедшее и администрация МГУ. Ректор обратился в полицию с письмом, содержащим просьбу «не принимать строгих мер к студентам», а также «дать правовую оценку действиям всех участников указанных событий». Впрочем, как первое, так и второе в нашей стране входит скорее в компетенцию суда, а не полиции. Также официальный университетский сайт сообщает, что «Московский университет обязуется принять все необходимые меры воспитательной и разъяснительной работы с целью доведения до студентов и аспирантов информации обо всей серьезности правонарушения и последствиях в случае их участия в подобных акциях в дальнейшем».

Не так выглядит история, произошедшая в Калифорнийском университете в Дэвисе. Там студенты, участвовавшие в акции «Оккупируй Дэвис», также были жестко (даже жестоко) разогнаны полицией с применением перцового газа. Событие вызвало большой резонанс. Полицейский,непосредственно распылявший перцовый газ на студентов, и руководитель университетской полиции до окончания разбирательства отстранены от службы. Ректор университета была вынуждена принести извинения, ей грозит отставка.

При сравнении этих двух историй обращает на себя внимание то, что различия касаются в основном не поведения студентов или степени жесткости действий полиции. Различия есть в видении руководством вузов и их сотрудниками степени и характера своей ответственности, в отношении к происходящему основной массы студентов и общества в целом. Инертно-снисходительная, а иногда и враждебная позиция старших коллег и просто большинства приводит к тому, что несогласие приходится выражать в более экспрессивных формах и практически без надежды на продуктивное обсуждение.

Студенческих выступлений в России могло быть и больше, учитывая предвыборные традиции, когда на студентов оказывают давление с целью добиться определенного результата на выборах. Однако важно помнить, что студенческое сообщество в России довольно аполитично, и в целом апатично. Подавляющему большинству проще всего промолчать и постоять в сторонке. А вот высказать свою позицию, пусть и неудобную для кого-то, но свою — ой, как не просто. Студенты МГУ (пусть усилиями лишь небольшой своей части) смогли это сделать. Теперь уже никто не сможет сказать, что все студенты МГУ попустительствовали тому, что господин Андриянов идет в политику под флагом университета.

Фото А. Тропина

 

2 комментария

  1. Я считаю, что в законодательство должна быть внесена поправка: на территории университетов студенты вправе организовывать митинги без всяких согласований.

  2. Чем больше репрессий. тем сильней должна быть активность!
    Как обратная реакция.

    Вспомните дедушку Ленина!
    Вот вам и образец для подражания.
    Величайший человек планеты всех вермен и народов.
    Вперед за правовое государство!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: