Подготовить хорошего аспиранта могут только активно работающие ученые высокого уровня. Структура науки и образования в России такова, что студенты у нас часто обучаются в вузах, где мало сильных исследовательских групп, которые в основном сконцентрированы в институтах РАН. Поэтому так высока роль аспирантуры в этих институтах. Сейчас само существование аспирантур в академических институтах оказывается под угрозой, не говоря уж о том, что для решения появившихся проблем ученым приходится тратить много времени и сил. Об этом пишет Евгений Вдовин, заместитель директора Института математики СО РАН.
Министерство образования рассматривает аспирантуру как послевузовское профессиональное образование. Соответственно все документы, необходимые для лицензирования аспирантуры, совпадают с документами для лицензирования дошкольного, школьного, высшего, среднего специального, профессионального и т.д. образования (с очень небольшими изменениями). Так, например, аспиранты должны быть обеспечены питанием, медицинским обслуживанием, их обучение должно проводиться в аудиториях, на которые необходимо получать разрешения от пожарников и СЭС. До недавнего времени порядок лицензирования определялся Постановлением Правительства РФ № 796 от 18.10.2000, а необходимые формы для лицензирования определялись Приказом Министерства образования № 1800 от 23.04.2001. Сам процесс лицензирования контролировал Рособрнадзор. Глава департамента Рособрнадзора, который занимался лицензированием аспирантуры в научных институтах, написал служебное письмо, по которому научные институты проходили лицензирование по упрощенной схеме.
Однако в 2009 г. вышло новое Постановление Правительства РФ № 277 от 31.03.2009, которое изменило порядок лицензирования. Одновременно был сменен глава департамента Рособрнадзора и упрощенная схема лицензирования аспирантуры в научных институтах отменена. Первым с измененным порядком столкнулось Сибирское отделение РАН. Дело в том, что у нас лицензия заканчивалась в начале 2009 г. Необходимые документы для продления лицензии были собраны и отправлены еще в конце 2008 г. Но по каким-то причинам документы очень долго «бродили» в недрах Рособрнадзора, а потом грянуло новое Постановление и кадровые перестановки. В результате институтам СО РАН пришлось в срочном порядке собирать и готовить множество документов. Среди наиболее абсурдных, например, договор с каким-нибудь предприятием питания о том, что наши аспиранты могут приходить и за свои деньги обедать у них. Кроме того, по каждой специальности ВАК необходимо подготовить учебную программу (по образу и подобию программ для школьников и студентов) с указанием преподавателей, литературы, а также подтвердить обеспеченность литературой. Самое неприятное во всем этом: документы нужно готовить срочно, а военкоматы уже тянут руки к нашим аспирантам. В некоторые институты РАСХН уже пришли письма о том, что, так как перелицензирование не пройдено своевременно, прекращается финансирование аспирантуры. То есть попросту из-за аврала с бумагами, инициированного самим Рособрнадзором, аспиранты оказываются выброшенными на улицу со всеми вытекающими последствиями, включая армейский призыв.
Остальная часть РАН столкнется с новым порядком только в следующем году. Поэтому СО РАН сейчас борется один на один с Рособрнадзором, Министерствами образования и обороны.
Комментарии.
На самом деле и многие московские институты тоже столкнулись с этой проблемой. Дело в том, что одновременно происходит изменение номенклатуры специальностей ВАК; стало быть, диссертационные советы по всем специальностям, у которых изменились названия, коды или паспорта, подлежат новой регистрации. А для этого нужна бумага о существовании аспирантуры.
А для перерегистрации нужно: (1) заявление, (2) заверенные копии учредительных документов, (3) копии штатного расписания и других документов о потенциальных руководителях, (4) копии документов о наличии зданий и/или помещений, «включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, в том числе объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием на заявленный срок действия лицензии (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом), а также справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, подписанная руководителем соискателя лицензии», (5) заключения СЭС и пожарного надзора, (6) учебные планы, (7) справка о наличии учебной литературы.
И даже не скажешь, что это все абсолютно бессмысленно — ну разве что кроме договора со столовой и справки о спортзале. Но все вместе, как написал Е. Вдовин, создает с трудом преодолимую преграду. Мне, как и ему, непонятно, почему лицензирование аспирантуры в академическом институте (насчитывающей максимум несколько десятков человек) должно регламентироваться тем же документом, что лицензирование детского сада или многотысячного университета.
Все это можно трактовать по-разному. Можно — как укрепление порядка (единые правила, единая процедура без исключений) — но порядка не прибавляется. Можно — как очередной эпизод министерской работы по постепенному удушению РАН путем лишения ее полномочий и организационных возможностей. Можно — как ответ на призывы научного сообщества повысить уровень аспирантуры: хотели лицензировать аспирантуры, руководителей, учебные планы — получите (но почему это ударяет как раз по сильным?). В любом случае, чиновники Рособрнадзора демонстрируют привычное пренебрежение — даже не теми, кем они управляют, а интересами дела. Кто персонально отвечает за срыв аспирантского набора в нескольких крупнейших научных городах?
Наблюдения за деятельностью Рособрнадзора показывают крайнюю недружелюбность этого учреждения. На многие вопросы по оформлению (если удается дозвониться) следует ответ типа «а мы сами не знаем, сделайте пока как-нибудь, а если будет неправильно — переделаете». Даже новые паспорта специальностей, в соответствии с которыми надо готовить учебные планы, получить пока не удается.
А тем временем ученые секретари институтов получают по электронной почте приглашения на семинар «Повышение качества подготовки научных и научно-педагогических кадров. Организация работы диссертационных советов в связи с утверждением новой Номенклатуры специальностей научных работников». Как сказано, при участии представителей Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Рособразования и РАН. В Москве. В ноябре. Один день. Организационный взнос — 10502 рубля.
Хорошо, что без копеек.
М.Г.