Скандал вокруг выселения Института философии РАН из здания на Волхонке продолжается.
В разгар Всемирного дня философии под эгидой ЮНЕСКО, «который проводился с 16 по 19 ноября в России на базе Института философии РАН, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ) Ирина Антонова заявила СМИ: противоречия между музеем и институтом разрешены. Но для руководства института это сообщение стало неожиданностью.
История тянется уже несколько лет — с тех пор, как Пушкинскому музею понадобилось здание по адресу Волхонка, 14/1. Понадобилось оно для того, чтобы сделать его частью «музейного городка». По проекту, предложенному известным британским архитектором Норманом Фостером, на базе ГМИИ должен быть построен огромный культурно-развлекательный комплекс с фондохранилищем в 14 тыс. кв. м, подземной парковкой, кафе, ресторанами и даже концертным залом. Стоимость первых двух этапов реконструкции, запланированных на 2009-2015 гг., — 23 млрд руб.
Но философы не хотят уезжать из дома, в котором их институт находится со дня своего основания, уже 80 лет. По договору аренды, заключенному с Москомнаследием, ИФ РАН имеет право занимать это здание до 31 декабря 2018 г. Однако летом прошлого года было выпущено Постановление Правительства РФ, в котором говорится, что институт надо переселить раньше (точные сроки при этом не указывались).
Противостояние вылилось в скандал в октябре этого года, когда оказалось, что Постановление Правительства, и так уже противоречащее договору аренды, еще и с нарушениями претворяется в жизнь. Во-первых, здание перевели в оперативное управление Пушкинского музея еще до того, как ИФ РАН из него уехал (хотя, согласно Постановлению, все должно быть наоборот). Во-вторых, в документах значится, что дом на Волхонке — «без обременения», т. е. пустой, хотя институт пока в нем работает. От института требуют выехать как можно скорее, но адекватной замены зданию властями до сих пор не предложено. У РАН же нет возможности выделить Институту философии сравнимое по площади и функционалу здание.
Все это очень обижает философов, которые считают, что их права ущемлены. Не очень понятно, почему музей так настаивает на срочном переезде института, — ведь по плану работы в доме №14/1 должны начаться не раньше 2012 г. Между тем, в конце ноября в Москву, по некоторым данным, должен приехать сам Н. Фостер, чтобы представить окончательный проект реконструкции музея. Мы следим за развитием событий.
Карина Назаретян