30 марта выпускники СУНЦ собирались передать открытое письмо ректору. На тот момент под ним подписалось около 1100 человек, включая видных ученых, некоторые из которых писали из-за рубежа. Распечатка всех подписей занимала несколько десятков листов и имелась в двух копиях на руках у авторов письма и организаторов сбора подписей.
В ректорат на 9-й этаж ГЗ МГУ к 11 часам пришло примерно 50-60 человек: студенты, преподаватели, бизнесмены, ученые. Почти сразу к собравшимся вышел В.В. Горячко, помощник ректора, и как будто удивленно спросил, чего мы хотим. Затем нам было сказано: «А ректора здесь нет». У ректора была запланирована пресс-конференция, которая начиналась в 12-00. И это несмотря на то, что представитель инициаторов письма подходил в ректорат два дня назад и уведомил секретаря о том, что сегодня сюда придет большая группа людей для передачи письма, а сам Горячко находился рядом и всё слышал, однако не озаботился сказать, что ректор в это время появиться не сможет. Горячко попытался нас увести поговорить из коридора в кабинет. Но народ пришел очень соображающий и остался стоять на месте. Через некоторое время подоспел проректор П.В. Вржещ, куратор СУНЦа, и пригласил всех в свой кабинет. Однако тоже получил в ответ от пришедших с письмом: «Давайте мы Вас посадим (в кресло, конечно.— Прим. автора), а сами здесь постоим». Пока присутствующие расписывались на отдельном листке, поскольку многие выпускники не могли задерживаться надолго, Вржещ развлекал собравшихся жизнеописанием нового директора: «Андриянов — блестящая личность» и «Он выбран ректором из 10000 профессоров МГУ», — и тоже попытался увести нас в кабинет.
В конце концов копию всех подписей, само письмо, а также заявление Студсовета мехмата зарегистрировали у секретаря на 10-м этаже, а лист со списком присутствовавших и еще одну копию подписей отдали Горячко. Он «с вероятностью 99 %» пообещал, что удастся согласовать встречу выпускников с ректором, когда он вернется с пресс-конференции, в 15 часов.
В половине четвертого представитель авторов письма заглянул в кабинет. Помощник ректора уже исчез, оставив послание, что назначит время встречи с ректором в понедельник (хотя обещал именно обсудить с нами это время), а сам он уже на «совещании в библиотеке». До ректора вся информация доведена.
Сразу после передачи подписей группа выпускников и студентов согласилась побеседовать в кабинете Вржеща. Двухчасовой разговор начался с по(ту)сторонних тем: «А давайте поговорим о ситуации в целом, что волнует выпускников». Однако взрослые люди не позволили так нагло уводить тему разговора в сторону. Трюк «завести толпу к проректору и заболтать» сработал еще хуже, чем это было в декабре, когда в точно такой же обстановке студентов, недовольных выборами в студсоветы и прочими накопившимися проблемами, по причине отсутствия ректора «обработал» Вржещ. Ректор после того похода, кстати, с недовольными так и не встретился, решив, видимо, что и проректора с них хватит. Официальный ответ на обращение в течение месяца (по закону) также не поступил.
Итак, за два часа мы наслушались от проректора Вржеща типичных ответов:
«Я не знаю»;
«Я не могу назвать все кандидатуры, которые рассматривал ректор»;
«Давайте поверим ректору»;
«Вот будете Вы ректором МГУ и будете тогда назначать директора, и много у Вас еще других вопросов будет, вот позовете Инициативную группу, и она будет помогать решать»;
«Не надо спрашивать, сколько было кандидатов (на должность директора. — Прим. автора) — вот Вы женаты, спросите у своей жены, сколько у нее было кандидатов до Вас…» — «Странные аналогии, честно говоря».
Многие из этих нелепых высказываний были подняты на смех, а фраза «Первая большая победа Андрея — успели оплатить питание» была иронично поддержана аплодисментами.
Выпускники подняли все факты, которые известны только эмгэушникам, но все они были пропущены Вржещем мимо ушей. Петр Владимирович сидел во главе стола и зачастую отвечал мимо вопроса, глядя в дальнюю стенку.
Нами было оглашено, что все предыдущие директора СУНЦ являлись прежде всего людьми науки (подавляющее большинство — канд. физ.-мат.наук или доценты мехмата МГУ). В то время как у Андриянова лишь несколько слабых публикаций по «Молодежному движению в России последних двадцати лет», кандидатская по истории, защищенная за пределами МГУ, плюс только еще готовящаяся к защите (после 9 лет аспирантства на химфаке) диссертация по химии.
Главный критерий, приведенный Вржещом, — организаторские способности, — и тот ставится под сомнение. Андриянов занимается политикой, вводя Студсоюз в ОНФ, становясь доверенным лицом кандидата в президенты, пытаясь повлиять на госование на выборах в Университете. Таким образом, пост директора СУНЦ в преддверии 50-летия, вероятно, станет для него лишь очередной площадкой для политической карьеры. Петр Владимирович посчитал, что у Андриянова не останется времени кроме директорства заниматься политикой и что школа для него важнее. Более вероятна, тем не менее, обратная ситуация: интересы СУНЦ будут отодвинуты на второй план. Уже сейчас, хотя с момента назначения, т.е. с 13 марта, прошло совсем немного времени, Андриянов успел провалить встречу с кафедрой химии СУНЦ, попросту не явившись туда и не предупредив об этом, и встречу с организаторами олимпиад. Также была отключена международная связь за неуплату и отодвинуты сроки проведения вступительных экзаменов. Еще один факт в копилку организаторских способностей: Андриянов и Загоруйко несколько лет назад изъявили желание наладить работу Клуба выпускников; в результате Клуб получил борьбу за власть, а сайт, который они взялись курировать, вскоре и вовсе прекратил свое существование.
Было обращено внимание проректора на то, что скандалы с назначением Андриянова неизбежно создают негативный фон, который будет влиять на мнение родителей школьников, собравшихся поступать в интернат. И в этом смысле неразумно назначать на директорский пост столь противоречивую фигуру. Выпускники уведомили, что будут внимательно следить за деятельностью директора и будут обсуждать ее не только с проректором, как тот настаивал, но и сообщать СМИ. По ответам Петра Владимировича стало понятно, что для него это взаимоисключающие методы.
В целом,пришедшие сегодня подписанты ни в коем случае не удовлетворились ответами проректора и готовы прийти на встречу уже с ректором.
Александр, студент мехмата МГУ
P.S. Тем временем ректор и на своей пресс-конференции отвечал на вопрос, с которым пришли к нему выпускники СУНЦ (см. http://top.rbc.ru/pressconf/30/03/2012/641974.shtml). Если оценить аргументацию выпускников, то можно предположить, что для пресс-конференции именно она была бы более интересной и полной.
Текст опубликован на сайте Инициативной группы МГУ (http://igmsu.org), здесь он приводится с некоторыми авторскими изменениями. На сайте можно найти фоторепортаж, а также список людей, подписавших письмо, имеющих ученую степень или высокие достижения в олимпиадах школьников и студентов.