«Самим прикоснуться к космосу»

 

День космонавтики знаменует апофеоз технической мысли — именно инженерам и конструкторам удалось создать те машины, которые уже более полувека выводят автоматически аппараты и даже людей в космос. Знаменитые конструкторы, однако, начинали свою работу вовсе не в новеньких КБ, а чаще всего — в поле, испытывая ракеты и двигатели, которые делали сами. Из этого увлечения родилась совершенно новая отрасль науки и техники. А как обстоит дело с ракетомоделизмом сегодня? Об этом мы беседуем с Александром Ильиным, организатором фестиваля «РакетФест» (http://raketojf.ru).

— Как появилась идея РакетФеста?

— Для начала пару слов о ракетомоделизме. Существует два его вида — спортивный и любительский. Первый сохранился с советских времен. Ракетомоделисты-спортсмены проводят свои соревнования несколько раз в год. Участники подобных состязаний — в основном детишки, воспитанники кружков технического творчества. Для них модель ракеты — спортивный снаряд, от которого требуется летать выше, дольше или эффектней.

Размеры моделей спортсменов, их внешний вид и мощность двигателей обычно ограничены рамками правил, поэтому они летают не очень высоко, и, за редкими исключениями, их размеры составляют около полуметра. Хотя не на соревнованиях, а на показательных выступлениях у спортсменов летают более интересные конструкции.

Любительский же ракетомоделизм, независимый от спортивных секций и кружков, возник относительно недавно. Всплеск домашнего ракетостроения в 90-е годы был вызван появлением в открытой продаже модельных ракетных двигателей (МРД) — распродавали старые советские запасы из закрывающихся домов технического творчества.

Любители запускали модели на пустырях и в лесопарках, получая удовольствие от самого процесса изготовления пусть маленькой, но ракеты. В отличие от спортсменов, они не гнались за рекордами, а просто радовались каждому удачному пуску.

Но в начале «нулевых» запасы двигателей подошли к концу. Любительский ракетомоделизм мог прекратить свое существование, ведь далеко не каждый готов превратить свою кухню в химическую лабораторию и наладить кустарное производство МРД.

К счастью, производство малыми сериями твердотопливных двигателей для моделей ракет было развернуто в Кирове. Люди стали возвращаться к своему хобби.

Весной 2009 года у меня появилась идея объединения ракетомоделистов-любителей — перехода от отдельных разрозненных пусков к совместным мероприятиям.

Примером послужил фестиваль астрономов — Астрофест. За десять лет он прошел путь от небольшой встречи (пару десятков человек) до грандиозного многодневного мероприятия на несколько тысяч гостей.

На пробный РакетФест № 0 (27 июня 2009 года) в Южном Бутово пришло всего пять человек, но начало было положено. Я не сдавался и провел дополнительную подготовку, в результате на РакетФесте № 1 (12 июля) было уже более 30 гостей и 6 пускающих, в том числе и гости из Санкт-Петербурга.

Фото А. Лукашевского

В организации фестиваля мне помогал (и продолжает помогать) Николай Дзись-Войнаровский (основатель российского космического стартапа «Селеноход»).

Кроме того, многие постоянные участники фестиваля могут по праву считаться его организаторами — без их вклада мероприятия не было бы.

— Какие трудности проявились сразу при проведении первого фестиваля?

— Основная трудность — практически полное отсутствие ракетомоделистов-любителей. Десять человек на Москву и, может быть, около 20-30 на всю страну.

Многие просто не знали, что делать ракеты можно не только в кружках для школьников.

Поэтому основная цель РакетФеста — пропаганда ракетомоделизма, увеличение сообщества увлеченных людей.

Относительно просто созвать на Фест зрителей: наше мероприятие всегда было и будет бесплатным и открытым (долгая и нудная предварительная регистрация зрителей не требуется), но очень трудно найти людей, которые сделают шоу. Тех самых ракетомоделистов.

И еще — людей нужно удивлять. На каждом фестивале должно появляться что-то новое, иначе интерес начнет пропадать. А значит, технический уровень необходимо постоянно повышать. Пока удается, хотя и с трудом.

Вторая трудность — излишнее внимание властей. Нет, не в плане помощи, наоборот.

Во время проведения РакетФеста № 2 на поле нас ждали представители силовых структур. Они сообщили, что любые полеты в Москве и Московской области требуют специальных согласований. Даже запуск бумажного самолетика из окна шестнадцатиэтажки!

Почему возникло такое внимание, хотя — несмотря на жесткость законов — людьми, пускающими бумажные самолетики, полиция не интересуется? Ответ прост: нашелся недоброжелатель написавший жалобу «куда следует». Он хотел организовать мероприятие, похожее на наш РакетФест, только платное — соответственно увидел в нас конкурентов.

В результате нам пришлось перейти на полуподпольное положение — отказаться от анонсов и покинуть Южное Бутово.

Но работа по «легализации» Фестиваля продолжалась. В результате в конце 2011 года мы заручились поддержкой администрации сельского поселения Горетовское (Можайский район Московской области) и в январе 2012 года провели полностью открытый РакетФест № 12. Все необходимые разрешения от Росавиации (организации, регулирующей воздушное движение) были получены — небо над поселком было открыто только для нас.

— Следующий Фестиваль будет проходить уже в 13-й раз. Что изменилось в нем за прошедшее время?

— Изменился технический уровень— появились мощные двигатели, большие модели, модели-копии реально существующих ракет. Сложилось сообщество близких по духу людей — ракетомоделистов-любителей.

Конечно, был приобретен большой опыт: организовать шоу, которое будет безопасным и в то же время зрелищным, не просто. Все стремятся подойти поближе к моделям ракет, сфотографироваться с ними — требуется постоянная работа со зрителями.

— Как проходит РакетФест? можно ли описать «среднестатистического» участника?

— РакетФест — мероприятие однодневное. Впрочем, летом мы собираемся перейти к двухдневным фестивалям.

После того, как все «пускающие» подтягиваются (а обычно «ракетчики» собираются довольно неторопливо), начинается установка стартовых столов, расставляются модели ракет.

Своеобразная традиция: устроить «ракетный сад» — место, где установлены все модели и зрители могут сделать красивые фотографии.

Затем начинаются пуски. Обычно перед каждым стартом ведущий рассказывает о том, что собственно сейчас полетит. После спуска ракеты на парашюте за ней отправляется «поисковая партия» — в ее состав обычно входят дети. Промежутки между полетами заполнены рассказами о ракетомоделизме, космонавтике, астрономии. И конечно, общением.

«Среднестатистический» участник— молодой человек, увлеченный космонавтикой, астрономией, фантастикой. Кстати, среди пускающих есть и люди, работающие в космической отрасли. В отличие от спортивных ракетомодельных соревнований, РакетФест — всё-таки мероприятие в основном для взрослых. Но мы также рады и маленьким гостям, правда, просим их приходить обязательно с родителями.

— Что изменилось для организаторов и участников с появлением нового статуса?

— Для организаторов, несомненно, возникли новые проблемы, но зато и появились дополнительные возможности. Например, теперь необходимо собирать целый пакет документов, ездить в различные инстанции и заверять их. Также массовое мероприятие нужно страховать, а значит, вкладывать деньги из своего кармана не только в ракеты и двигатели, но и в различные бумаги (напомню: мероприятие для зрителей и участников полностью бесплатное — мы организуем его за свой счет).

Кроме того, доставка участников в Можайскую область требует некоторых усилий: нужно распределять пешеходов по машинам автолюбителей или организовывать (опять же за свой счет) маршрутное такси.

С другой стороны, легальный статус позволяет давать анонсы и приглашать специальных гостей (например, космонавтов).

Хочу отметить поддержку со стороны администрации сельского поселения Горетовское и лично его руководителя Алексея Андреевича Кузьмина. На месте проведения Фестиваля был расчищен снег, организовано горячее питание. Кроме того, были приглашены зрители, и РакетФест № 12 стал рекордным по количеству наблюдающих за полетами моделей ракет (присутствовало около ста человек).

Надеемся, дальнейшее сотрудничество продолжится — а значит, мы будем запускать ракеты не просто в поле, а на специально оборудованной площадке с трибунами для зрителей, тентами от Солнца и столами для удобной подготовки моделей к старту.

Не стоит забывать и про такие бытовые удобства, как питание и туалеты.

— Вернемся к началу разговора. увлечение ракетной техникой во времена Королёва было освоением совсем новой области техники и пространства. Сегодня же настоящие ракеты давно выводят аппараты и к марсу, и к Юпитеру, и даже уже к границам Солнечной системы. Что движет ракетомоделистами?

— Как я говорил выше, существует ракетомоделизм спортивный и любительский.

Многие ракетомоделисты-любители мечтают перейти от моделей к настоящим частным ракетам, летающим на высоты десятки километров. Совсем недавно команда «ракетчика» Антона Фастенкова испытала ракету с гибридным ракетным двигателем.

Пуски ракеты с ГРД проводились в СССР в 30-е годы: 17 августа 1933 года стартовала знаменитая ГИРД-09, а 23 мая 1934 года — крылатая ракета 06.1. С тех пор в нашей стране эти двигатели не покидали стендов (например, в Исследовательском центре имени М.В. Келдыша). А вот знаменитый американский частный суборбитальный космоплан SpaceShipOne летает именно на ГРД.

Испытание отечественной любительской ракеты с гибридным двигателем (вес ракеты — 4,25 кг, тяга мотора — 20-23 кг) — по-настоящему новая эра. Теперь достижение высоты в 10 км становится задачей на ближайшую пару лет. А 100-150 км — на пятилетку.

Затем, возможно, команда подойдет к созданию туристического челнока на ГРД. Любительский ракетомоделизм — это не только хобби, но и среда, в которой растет частный космический бизнес. Именно так происходит в США, так происходит и у нас, правда в гораздо меньших масштабах, поскольку движение только начало развиваться. Еще пара примеров из Америки — основатель SpaceX Элон Маск нашел двигателиста для своей компании именно на фестивале ракетомоделистов. Некоторые участники команды CSXT, которая в мае 2004 года. построила первую в мире любительскую ракету, преодолевшую границу космоса (100 км), после завершения проекта основали компанию Up Aerospace, которая изготавливает и запускает зондирующие ракеты и работает по заказам университетов, крупных аэрокосмических корпораций и Минобороны США. Поэтому без развития любительского ракетомоделирования в России не будет развитого частного сектора в космонавтике.

Астрономы-любители, несмотря на наличие прекрасных фотографий, выполненных космическими телескопами, продолжают изучать небо самостоятельно. Так и «ракетчики» — хотят сами прикоснуться к космосу.

Кроме того, ракетомоделизм просто интересное занятие — не обязательно строить большие ракеты, чтобы получать удовольствие от пусков. Выезды на природу, общение — всё это тоже неотъемлемая часть любительского ракетомоделизма.

— Какие ракеты запускают чаще — сделанные самостоятельно или «конструкторы»? И в связи с этим вопрос: насколько РФ «техничен», то есть насколько сильно участники обмениваются техническими знаниями и умениями?

— Да, недавно в продаже появились ракетные «конструкторы» и даже полностью готовые к пуску модели ракет. Это хорошо — ведь не все могут потратить десяток вечеров на изготовление собственной ракеты. На РакетФестах соблюдается пропорция 50/50: половина «изделий» полностью самодельные, половина — на основе готовых ракетных наборов.

Общение, обучение, обмен опытом в сообществе ракетомоделистов-любителей идет постоянно. Часто возникают совместные проекты, ракеты «кочуют» от одного человека к другому— для доработки. И конечно, мы всегда рады передать свой опыт новичкам.

— Как-то в ЖЖ был интересный рассказ про фотосъемку с аэростата, когда участникам удалось сфотографировать метеор. В связи с этим вопрос: есть ли у ракет, которые запускают участники РФ, еще другие цели или «полезная нагрузка»?

— Да, элементная база, доступная нам, намного превосходит всё то, чем обладали ракетомоделисты XX века. Интересный пример: один мой знакомый создал телеметрический блок, сбрасывающий информацию с модели ракеты чаще, чем с настоящих баллистических ракет на его работе.

Два основных устройства, которые любители устанавливают на свои ракеты, — это высотомер и видеокамера. Хоть мы и не гонимся за рекордами, но узнать высоту полета всегда приятно. А уж увидеть себя и друзей где-то внизу, за ракетным выхлопом,— приятно вдвойне.

Следующий этап — GPS-трекеры и различные управляющие платы, которые выбрасывают парашют, запускают двигатель второй ступени или включают пищалки-маяки.

С увеличением высоты полета и массы «полезной нагрузки» можно подумать и об установке настоящих научных приборов.

Кстати, мы работаем над совместным проектом с ребятами, которые запечатлели метеор с аэростата. Цель — запуск модели ракеты в черное небо стратосферы.

— Сотрудничаете ли вы с кем-то, например уже с таким известным мероприятием, как АстроФест?

— Мы открыты для сотрудничества и готовы рассмотреть любые предложения.

На концертах светлого «космического» рока КосмоФест летали наши ракеты, запускали мы их и в рамках Фестиваля молодежи и науки г. Калуги. Несколько раз я ездил в поселок приемных семей «Орион», где рассказывал детишкам про космос, а затем проводил пуски с последующей раздачей ракетных наборов.

РакетФест № 11 проходил в этнографическом парке Этномир в Калужской области: нас пригласили на фестиваль всего летающего СкайФест. Мы бы с удовольствием поучаствовали и в АстроФесте.

Вопросы задавала Ольга Закутняя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: