На прошлой неделе в Физическом институте им. Лебедева состоялась крупная Международная конференция, носящая имя Виталия Лазаревича Гинзбурга. Тематика конференции столь же широка, как и научные интересы Виталия Лазаревича: астрофизика, квантовая гравитация и космология, физика высоких энергий, физика конденсированных сред, квантовая теория поля, суперструны. Основным организатором является отделение теоретической физики ФИАН.
Конференция была достаточно большой даже по международным стандартам — около 250 докладов — и «трудовой» — 6 дней, 4 из них с весьма плотным графиком. Иностранцев (не русскоязычных) — где-то от 25 до 30 %, много соотечественников, постоянно работающих за рубежом. Светила мирового масштаба присутствовали в каждой из секций, перечисленных выше. Отзывы участников, которые довелось услышать автору данной заметки, были самые позитивные, в том числе и от тех, кто привык ворчать по любому поводу.
У теоретического отделения ФИАН большой опыт в организации знаменитых именных конференций. Наиболее известная серия — Сахаровские конференции. Их было четыре, первая состоялась в 1991 году, последняя на данный момент — в 2009-м. Кроме того, прошла конференция по теоретической физике им. Е.С. Фрадкина.
Каждая конференция подобного уровня — праздник. К сожалению, праздники случаются реже, чем хотелось бы: они требуют не только сил организаторов, но и денег. Стандартных каналов финансирования крупных конференций у нас не существует, поэтому приходится собирать с миру по нитке. Самый крупный спонсор Гинзбурговской конференции — тот же, что и у «Троицкого варианта», — фонд Дмитрия Зимина «Династия» (он же спонсировал и Сахаровские конференции). Свою лепту внесли РАН, МОН, РФФИ, центр Зоммерфельда (Германия), американский Офис флотских исследований, российская фирма «КинТех лаб».
Борис Штерн