Когда бываешь в Новгороде, интересно спросить местных — какие из местных памятников архитектуры внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Отвечают самое разное: кто Софию помянет, кто — храм Спаса на Ильине, кто — Кремль, а кто — Юрьев монастырь. Кто же из них прав? Все. В список наследия ЮНЕСКО занесен сам исторический Новгород и окрестности, а в развернутой деталировке — более 100 построек и культурный слой Новгорода в придачу.
Нумизматы же назовут пять памятников, входящих в этот список, потому что им посвящены монеты Банка России из золота и серебра. Среди них — две отдельные церкви: храм Федора Стратилата на Ручью (о нем мы уже писали) и церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Этот храм расположен на Софийской стороне, немного в стороне от исторического центра. Потому он и не так известен. Даже многие новгородцы, увидев его снимок, удивлялись: где же это? Это у нас?
«Клировые ведомости» сообщают, что храм здесь стоял с 1227 года. Тогда он был деревянным. В то время здесь селились кожевенники — мастера, выделывающие кожу и работающие с ней. Знаменитая новгородская икона «Видение пономаря Тарасия», на которой изображен Новгород, показывает на этом месте человека, несущего на себе шкуру, и стадо скота, пасущееся рядом. Подтверждают то, что в этой части города жили мастера такой специализации, и писцовые книги.
В 1384 году деревянная церковь сгорела. Пожары в то время были обычным делом, и местные жители решили выстроить каменный храм. Дорого, конечно, но зато — надежнее. Тем более, что в те годы почти все церкви работали еще и своеобразным несгораемым сейфом: в подклетном этаже храма обычно хранились ценности.
Так в 1406 году, более 600 лет назад, возникла современная церковь. Увы, мы не знаем ни имени заказчика, ни имени архитектора, ни имени мастеров, создавших такой замечательный памятник архитектуры. Церковь сложена из крупных блоков известняка и облицована красным кирпичом, при этом очень тактично и необычно декорирована. Отличает храм и большое количество характерных почти только для одного Новгорода так называемых закладных крестов своеобразной формы, вмурованных в стену.
Одновременно с каменной церковью («холодной», для богослужений летом) рядом пристроили «теплую» деревянную церковь Стефана Сурожского, сожженную шведами в начале XVII века.
Сильнее всего пострадал храм в Великую Отечественную войну, когда были разрушены или повреждены очень и очень многие постройки города. Реставрация их не закончена до сих пор. Однако храм Петра и Павла был восстановлен уже в 1950-х годах архитекторами Григорием Штендером и Ларисой Шуляк. Кстати, это единственная постройка в Новгороде, которая полностью восстановлена в первоначальных формах и с первоначальной отделкой стен.
Алексей Паевский