Идеальная полусфера Каким может быть планетарий в XXI веке

Л.А.Панина
Л.А.Панина

Современный планетарий сочетает в себе много разных функций: образовательную, просветительскую, развлекательную и т.д. Как сделать так, чтобы получилось гармоничное сочетание? Какие опасности подстерегают устроителей нового планетария или реконструкторов старого? Что важнее: размер купола или электронная начинка, мастерство лекторов или искусство программистов? Обо всем этом Сергей Попов беседует с заведующим планетарием Культурного центра Вооруженных Сил (КЦ ВС) Ларисой Паниной (Л.П.) и лектором этого планетария Еленой Заславской (Е.З.).

— Недавно в Планетарии КЦ ВС прошла организованная вами школа лекторов планетариев. Какие основные задачи вы ставили, планируя школу?
 
Е.З.: Формально школа была организована не нами, а Ассоциацией планетариев России (АПР) совместно с Астрономическим обществом (АстроО). Просто проходила на базе нашего планетария, и поэтому, действительно, часть организационной работы легла на нас.
 
Основной задачей школы было повышение квалификации лекторов именно в области астрономии. Планетарий ведь очень специфическое учреждение, можно сказать штучное, лекторов планетариев не готовит ни одно учебное заведение. Сейчас профессиональные астрономы крайне редко или, точнее сказать, почти никогда не становятся лекторами планетария. В лучшем случае лекторами становятся учителя средней школы, причем, как правило, не астрономических специальностей. Поэтому в течение трех полных дней работы школы мы прослушали девять лекций профессиональных астрономов. Кроме того, некоторое время было уделено методическим вопросам.
 
Еще одной важной задачей стало налаживание постоянных контактов между планетариями, поскольку все планетарии в разных городах, что называется, «варятся в собственном соку».
 
— Планируете ли вы в будущем такие школы?
 
Л.П.: Школа лекторов планетария будет проводиться ежегодно. Решение об этом было принято правлением АПР и АстрО на конференции, которая проходила в начале октября 2008 г. в нашем планетарии в связи с его 50-летним юбилеем. Это мероприятие, действительно, должно быть регулярным, чтобы накапливался опыт и учитывались потребности и запросы лекторов планетариев. Так эффективность учебы будет гораздо выше, чем просто от разовых мероприятий.
 
— На школу приехали участники из разных городов страны. Примерно в скольких городах России сейчас работают публичные планетарии? Какова их основная аудитория? Аппаратура, которая в них стоит, — это в основном старые аппараты, или же появляются и новые планетарии?
 
Л.П.: В списке членов АПР около 30 работающих планетариев -половина того, что было до перестройки. Причем мы почти ничего не знаем о работе примерно каждого третьего из них. В основном это небольшие планетарии, с куполом до 8 метров, со старыми оптико-механическими аппаратами, иногда совсем примитивными, кустарного изготовления. Только в последние лет пять почти везде появились компьютеры с мультимедийными проекторами. Кое-где до сих пор работают со старыми слайдами, которые перестали издаваться для планетариев лет пятнадцать назад.Есть несколько средних планетариев, с диаметром зала до 16 метров (Нижний Новгород — 16 метров, Калуга — 10 метров). Залы диаметром 25 метров имеют неработающий Московский планетарий и планетарии Волгограда (открыт 19 сентября 1954 г.) и Санкт-Петербурга (открыт 4 ноября 1959 г.), сохранившие лучшие просветительские традиции и продолжающие популяризацию естественнонаучных знаний. Основная аудитория всех планетариев — учащиеся, родители с детьми, любители астрономии, туристы. Отмена изучения астрономии в школе привела к тому, что школы стали приводить в планетарий преимущественно младших школьников, с 1 по 6 класс.
 
— Давайте поговорим о достоинствах и недостатках разных типов планетариев, чтобы постараться представить себе некоторую «идеальную конструкцию». Хотелось бы спросить о совсем небольших планетариях, которые может себе позволить даже достаточно обеспеченная школа. Каковы их возможности?
 
Л.П.: Я бы не стала рассматривать возможности школьных планетариев в одном ряду с возможностями совсем небольших городских планетариев. Школьный планетарий имеет особые просветительские возможности уже в силу того, что он включен в общеобразовательную систему.
 
Наличие в школе даже «игрушечного» планетария в хороших руках педагога со специальным образованием означает наличие классной комнаты «Планетарий», программы дополнительного образования по астрономии, рассчитанной на долговременную работу с детьми с 1 по 11 класс, организацию внеклассных мероприятий, конкурсов, наблюдений, экскурсий, если не экспедиций, -да об этом можно только мечтать. Такая школа достойно переживет нелепую ситуацию с отменой астрономии как учебного предмета (надеюсь, временную).
 
Кстати, когда мы рассуждаем на тему о мировых тенденциях развития городских планетариев как об умирании планетариев, перерождении их в шоу с космическим антуражем мы совершенно не принимаем во внимание тот факт, что в Америке, например, школьных планетариев с оборудованием, о котором наши маленькие планетарии не то что не мечтают, а просто не знают, великое множество, и образовательная функция планетариев по большому счету передается в школы.

 
— Но вернемся к нашим совсем небольшим городским планетариям. Каковы их возможности?
 
Профессор А.В.Засов отвечает на вопросы после своей лекции. Рядом Е.Ю.Заславская
Профессор А.В.Засов отвечает
на вопросы после своей лекции.
Рядом Е.Ю.Заславская

Л.П.: Разные, конечно. Зависит от аппаратуры, числа сотрудников, каково их образование и увлеченность работой и т.д. Но я убеждена, что даже в большом городе с многочисленными музеями, театрами и прочими учреждениями культуры и культурно-просветительскими организациями маленький планетарий может быть достаточно популярным астрономическим лекторием достойного уровня. А в небольших городках он просто обязан быть одним из главных культурно-просветительских центров.

 
У маленьких планетариев есть даже некоторые немаловажные преимущества, которые можно и нужно использовать. Прежде всего это камерность, непосредственный контакт лектора со зрительным залом, возможность уделить внимание каждому посетителю — все это очень привлекает публику.
 
Я постоянно говорю о лекциях, так как мы для себя определили, что сильная сторона маленьких планетариев — это стать хорошим лекторием. Другие формы работы здесь нужно применять очень осторожно и умеренно, чтобы из-за отсутствия необходимых технических и материальных средств не скатиться на уровень низкопробных подобий новых форм работы больших планетариев.
 
— Теперь о больших планетариях, требующих специального здания. Есть разные типы этих аппаратов: цифровые, оптико-механические, комбинированные. Что доступно одним и другим?
 
Е.З.: Прежде всего следует разделять оптико-механические и цифровые. У них несколько разные возможности. А то, что вы называете комбинированные, -это совместно используемые и дополняющие друг друга оптико-механический аппарат и цифровой. В Нижнем Новгороде, например, только цифровой, в Калуге же и тот, и другой, что конечно, значительно увеличивает количество возможных демонстраций.

 
А возможности, действительно, разные. И здесь немало трудностей. Например, звездное небо прекрасно показывает оптико-механический аппарат, и им можно управлять вручную. Лектор может легко показать какое угодно небо, на любой момент, любую широту, любое время года, в течение любого отрезка времени и т.д., показ презентаций лекций остается с одним обычным проектором, как и раньше. Цифровой же планетарий такой возможности в отношении показа неба не имеет, там нужно записывать специальную программу, и лектор должен работать вплотную с программистом, а это уже новый и достаточно непростой опыт. Поэтому возникает соблазн ограничиться покупными полнокупольными шоу, что гораздо проще: один раз купил и крути хоть каждый день, как кино, пока все не посмотрят, и лектор никакой не нужен. Но в таком случае планетарий как астрономический лекторий перестает существовать, остается только развлекательная функция. Совместить и то, и другое, как в Калуге, очень сложно, так как слишком дорого.
 
Л.П.: Если коротко, то оптико-механические проекторы дают классное подвижное изображение звездного неба, недоступное «цифре», легко управляемое во время сеанса демонстрации изменений вида неба в зависимости от суточного и годового движения Земли, прецессии, положения наблюдателя и т.д. Цифровые проекторы позволяют выводить на купол впечатляющие 30-демонстрации, погружают зрителя в мир виртуальной реальности, но дают звездное небо гораздо более низкого качества и редко позволяют управление в интерактивном режиме во время сеанса.
 
— Представим, что у нас есть здание, есть новый аппарат. Что дальше?
 
Новый аппарат, установленный в Калужском планетарии
Новый аппарат, установленный
в Калужском планетарии

Л.П.: Дальше нужно четко определить основные задачи планетария, которые будем решать именно в этом здании, с его конструктивными особенностями и техническими возможностями. И может быть, самое главное — создать команду, способную выполнить поставленные задачи и двигаться по пути совершенствования планетария. Для работы современного планетария нужны квалифицированные специалисты разных специальностей, со своими представлениями о том, кто в планетарии всех главнее. Чтобы превратить их в единую работоспособную команду, нужны разумное, тактичное, но твердое руководство, адекватная зарплата, средства на производственное обучение, на техническое совершенствование, время и терпение.

 
— Значит, вложившись в здание, закупив аппаратуру, надо еще вкладываться в коллектив. А почему нельзя просто «нажать на кнопку» и запустить шоу с фонограммой? В чем недостатки лекций «под фанеру»?
 
Е.З.: Можно, конечно, но тогда нужно различать шоу и фонограмму лектора. Скажу сразу, что нажимать кнопку и слушать собственную фонограмму — это вообще недопустимо, это просто халтура, а никакая не лекция и не шоу, тут и обсуждать нечего.
 
— Цифровые планетарии дают возможность показывать красивые шоу. Многих это подкупает. Другие полагают, что достаточно показать звездное небо, а потом хороший лектор с презентацией (т.е. с обычным проектором и компьютером) расскажет все, что нужно. В чем разница между шоу и лекцией? В чем их преимущества и недостатки?
 
Е.З.: Что касается программ, идущих в записи, то как раз об этом шла речь на школе, и обсуждались преимущества и недостатки таких программ и «живых» лекций. Если программы сделаны профессионально, на соответствующем оборудовании, то, безусловно, они могут быть гораздо более зрелищными по сравнению с сеансом, где говорит лектор. Но при этом теряется связь с залом, публика сама по себе, программа сама по себе, это кинотеатр. Если в программу вкралась ошибка или неточность, исправить ее уже нет возможности. Обновить тоже ничего нельзя, можно только сделать или купить новую.
 
У лекции есть свои преимущества. В первую очередь это живое общение с залом, возможность скорректировать свое выступление в зависимости оттого, что за публика в зале, ведь даже школьники одного и того же возраста очень разные. Лектор может постоянно обновлять и изменять материал, что, конечно, усложняет его работу. Кроме того, слушатели всегда могут после сеанса задать вопрос. Но при этом, конечно, необходима хорошая подготовка самого лектора. В этом школа ему может помочь. Если же лектор плохо владеет материалом, то уж лучше профессиональное шоу.
 
— Представим теперь, что у нас есть здание, аппарат, коллектив. Как привлечь аудиторию, особенно молодежь?
 
Л.П.: Во-первых, нужно, чтобы в городе знали о существовании планетария. А чтобы привлечь аудиторию, нужно прежде всего определиться, кого именно мы хотим привлечь, и создавать для разной аудитории разные лекции и программы, учитывающие разницу в образовании и интересах. И если есть востребованные темы, которые мы сами не можем раскрыть для любознательной публики, значит — нужно приглашать в планетарий ученых. И на таких лекциях именно молодежь до отказа заполняет зал.
 
Конечно, нашей целью не может быть удовлетворение всех запросов. Я категорически не приемлю заявления, на первый взгляд проникнутые любовью и уважением к посетителю планетария, подобные прозвучавшему на Школе лекторов из уст очень уважаемого в кругах работников планетариев человека: «Планетарий — наш дом. Мы в нем живем вместе со своим зрителем. И если зритель хочет сыграть свадьбу в планетарии, значит, мы должны предоставить ему такую возможность». Зачем? Это не наш профиль. Дворцы бракосочетаний еще никто не отменял.
 
А если зритель хочет купить вон ту звезду? Или стриптиз под звездным небом? (Это не моя злая фантазия, был прецедент.) Или гороскоп для новорожденного чада? Или. или. или. -ничего этого мы не должны. Так недолго и до выступлений каких-нибудь контактеров докатиться, и астрологию в планетарии развести. Мы и так вынуждены постоянно объяснять, что так называемая Школа научной астрологии КЦ ВС не имеет никакого отношения к Планетарию КЦ ВС, как не имеет никакого отношения и к Президиуму Российской академии наук, под эгидой которого она якобы существует, как заявляет об этом на своем интернет-сайте её руководитель. Для всей этой абракадабры и средневекового мракобесия не должно быть ни малейшей лазейки в Звездный дом.
 
Планетарий — это учреждение культуры, научно-просветительский центр, и, зажигая звезды планетария, мы должны служить светлым целям популяризации естественнонаучных знаний и воспитания и образования детей и молодежи.
 
— Имея все необходимые компоненты для работы планетария, о чем еще надо помнить его организаторам?
 
Е.З.: Много о чем, и в первую очередь о том, что в планетарий люди приходят не только на шоу, но и потому, что у них есть интерес к астрономии. Традиционно планетарий — это астрономический лекторий, и в большинстве городов, где старые планетарии, таковым и остается. Просветительская задача планетария сейчас еще более актуальна, чем когда-либо. Я имею в виду исключение астрономии как отдельного предмета из курса средней школы. В связи с этим слушатель должен быть уверен, что, придя в планетарий, он получит достоверную, научно подтвержденную информацию.
 
И поэтому в планетарии не должно быть никакой лженауки, типа астрологии и прочего. Этой ереси и так хватает в средствах массовой информации. А вот популяризация науки занимает в них довольно скромное место. Планетарий не восполнит всех пробелов в образовании, не заменит средства массовой информации, но должен и может быть местом, где можно познакомиться с достижениями современной науки в популярном изложении. А таких мест у нас сейчас не так уж много.
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: