Имя художника Климента Редько (1897-1956) сегодня известно преимущественно специалистам. Его картина «Восстание» (ГТГ) — одно из самых загадочных произведений, посвященных Октябрьской революции.
В «Третьяковку» эта работа Редько поступила непосредственно от коллекционера и знатока живописи Георгия Дионисовича Костаки, который на обороте картины сделал надпись: «Картина века, самое великое произведение революционной России. Георгий Костаки. Москва, 14 апреля 77 года». В соответствии с этой оценкой в большой квартире Костаки картина Редько всегда висела, так что узкому кругу художников и искусствоведов этот холст был доступен. «Простой» советский зритель увидел «Восстание» только в 1987 году.
Климент Николаевич Редько родился в 1897 году в г. Холм (тогда — Люблинская губерния) в крестьянской семье. Он учился и работал в мастерских Киево-Печерской лавры, позже учился у Александры Экстер и Василия Кандинского. Окружением Климента Редько были художники, творчество которых развернулось в интервале между 1923 и 1935 годами; вместе с С. Никритиным и А. Тышлером К. Редько был одним из лидеров группы «проекционистов» и стремился к пересмотру самих основ изобразительного искусства.
Как и многие его сверстники, Редько работал над оформлением революционных праздников и был в социальном плане вполне востребован. Он познакомился с Луначарским и с его помощью осуществил заветную мечту каждого художника — в 1927 году уехал в официальную командировку в Париж. Там Редько работал художником выставочного отдела Торгового представительства СССР, сотрудничал в «Монд» и много выставлялся.
«Французские» работы Редько демонстрируют скорее уверенное мастерство, нежели авторское лицо, какой-то свой стиль. Это картины, как бы заведомо ориентированные на «Салон».
Редько вернулся в Советский Союз в 1935 году, т.е. уже после ликвидации всех художественных группировок. Некоторое время он работал в ТАСС. Послевоенная судьба Редько была определена тем, что в 1948 году его изгнали из Союза художников как «космополита», поддавшегося влиянию западной культуры, так что зарабатывал Редько руководством самодеятельной изостудией при Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева.
В 1987 году в Третьяковской галерее на Крымском валу была подготовлена выставка «Искусство и революция», и там «Восстание» было впервые показано современному зрителю.
Как спустя два десятка лет рассказывала генеральный директор «Третьяковки» Ирина Лебедева, тогда картина произвела ошеломляющее впечатление. По ее словам, это впечатление особенно усиливается при дополнительном освещении — в частности, при фотографировании работы красный цвет выглядит кроваво-красным.
Редько оставил большой архив, включающий целый массив подготовительных работ к этой картине, которая сначала называлась «РКП», а потом уже «Восстание». Из дневников Редько (они были, хоть и с купюрами, изданы в 1974 году) видно, что эту картину художник начал писать после смерти Ленина, которая была для Редько громадным личным событием.
Рассказывая о «Восстании» на радио «Эхо Москвы», Ирина Лебедева цитировала дневниковую запись Климента Редько:
«25 января 24-й год: умер Ленин, кажется, умерла и революция, до того сильно обаяние его напряженнейшей личности. Седьмой год создания, в которых все радости и страдания сливались с Лениным. Ленин шел и вел народ к борьбе. Сколько раз мои мысли обращались к нему, человеку-гению ума и сердца, сила духа которого превзошла основное деление времени. <...> » [1].
Чтобы увековечить память о Ленине как вожде революции, художник выбрал эстетику, далекую от его «проекционистских» поисков, но, видимо, эмоционально адекватную своему настроению и художественным навыкам.
Сегодня «Восстание» воспринимается нами как «самосбывающееся пророчество» и ужасает.
А Климент Редько был потрясен и заворожен «величьем дня», — и, как мы знаем, не он один…
«Ленин шел и вел народ к борьбе.»… Друг с другом.
…Почему-то мне 18-ти летнему студенту, прочитавшему «Материализм и эмпириокитицизм» было понятным, что это глупый человек (более энергичный чем возможности формирования адекватных реакций, идиот и тупица, не справляющийся, не контролирующий со смысл своих суждений).
«Редько был потрясен и заворожен «величьем дня», — и, как мы знаем, не он один…»
… Это эфект (и механизм) «слипания» особей с врожденной и приобретенной псих., эмоц., интеллектуальной недостаточностью, нравственных уродов. Солиданость заменяет им необходимость формирования адекватных реакций. Это изнасилованные люди, им больно думать, и они делегируют свою волю… Ясно, что так возникает стадо соц. паразитов. Амбиции глупости распостраняются актами насилия, множатся и очевиден результат — самоуничтожение…
Причем здесь художник, искусство… ? Этот кошмар можно изучать на др. ацтеках и др. динозаврах, по их экскрементам, уже менее смердящих…
Короче, не занимайтесь провокациями идиотизма. Это может быть культура или мультикультура, но далеко не цивилизация. И если говорите об этом страшном явлении, то только вместе с реальной его оценой. Ведь для чего-то Вы пишете, почему-то говорите. Ведь именно со стороны цели писателя формируется понимание его суждений… И раз это опубликовано, значит это уже пропаганда, пропаганда чего???… Такие вещи» нельзя не договаривать…