У моего друга и отчасти коллеги, известного математика Александра Звонки-на вышла книга «Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников» (Москва, МЦНМО; МИОО, 2006. 240 с.) Я заранее рада за тех, кто прочитает эту книгу, тем более, что она отлично издана и вышла большим тиражом. И хотя в книге и в самом деле рассказывается о домашнем кружке для детей 3-7 лет, но то, чем дети в этом кружке занимались, мало похоже на «школьную» математику.
.Александр Калманович Звонкин и его семья уже четырнадцать лет живут во Франции. Он профессор математики Университета г. Бордо. Познакомились мы во второй половине 70-х, потому что математик Саша Звонкин женился на филологе Алле Ярхо, постоянной участнице моего домашнего семинара. Звонкин тоже стал бывать у нас на семинаре, и вскоре мы даже написали с ним вместе статью, важность которой для меня самой как исследователя я осознала много позже. Все, что писал и пишет Саша Звонкин, отличается лаконичностью изложения при абсолютной прозрачности мысли.
В доме у Аллы и Саши раз в две недели устраивались музыкальные вечера, так что дети Звонкиных — сын Дима и дочь Женя — росли, что называется, у меня на глазах. О них и написана эта книга. Разумеется, не о них одних, но и об их друзьях — других участниках математического кружка.
Как пишет автор, идея домашнего математического кружка для самых маленьких принадлежала Алле. Такой кружок был и остался уникальным в своем роде. Вообще-то в нашей стране много лет существовало целое «движение», которое мы между собой называли «детская математика». .Это была особого рода среда и даже культура — будучи сугубо советским феноменом, держалась на энтузиазме высокообразованных людей с широкими интеллектуальными интересами. В это сообщество, где увлеченно занимались и математикой как наукой, и методами преподавания математики (прежде всего — в школе), входили как математики с мировыми именами, так и студенты. Отмечу, что с детьми они работали бесплатно.
А с малышами лет четырех-пяти принято было заниматься музыкой, иностранными языками, пластикой, рисованием, причем всерьез этим занимались дома — в группе с преподавателем (исключение — индивидуальные занятия музыкой с особо одаренным ребенком). А заниматься с детьми математикой, когда старшему еще не исполнилось 5, а младшему и вовсе было 3 года 10 месяцев (это как раз Дима Звонкин) — об этом никто еще не слышал.
Чем же намеревался заниматься с детьми А.Звонкин? Как он пишет, он стремился к тому, чтобы «дети воспринимали мир с интересом». А наш общий друг, замечательный математик и педагог Андрей Тоом сказал ему: «Ты их учишь не математике, а образу жизни».
Замечу, что когда я впервые прочитала рукопись Сашиной книги, то написала ему письмо, где было сказано примерно то же, что сказал ему Андрей Тоом. Но автор даже наедине с собой не формулировал свои цели в столь возвышенных выражениях. Он хотел научить детей последовательно думать и рассуждать.
…По существу, книга Звонкина посвящена двум проблемам: Как учить ребенка — вообще учить, а не только математике? Можно ли разделить два процесса: учить и воспитывать? Нередко говорят, что математика — это гимнастика для ума. Это верно — и одновременно неверно. В быту, а, в особенности, когда речь заходит о детях, под «математикой» понимают умение считать. А следовало бы понимать умение думать. Звонкин уделил этой проблеме немало места.
А можно ли учить, не воспитывая? Из книги Звонкина достаточно ясно видно, что эти процессы переплетены, а когда речь идет о маленьких детях — то неразделимы. .Автор неоднократно подчеркивает, что свою педагогическую задачу он видел не в том, чтобы сообщать детям окончательно установленные истины, а в том, чтобы разбудить их любознательность.
…Я решила выписать названия книг, которые Звонкин так или иначе использовал на занятиях, — в одних книгах были замечательные иллюстрации, из других он вслух читал детям отдельные главы, из третьих — выбирал задачи. В книгах математиков и психологов Звонкин искал объяснения тем феноменам, которые он наблюдал в процессе общения с детьми. Получился огромный список, так что ниже я перечислю лишь некоторые названия (опустив для краткости указания на год и место издания):
Бонгард М.М. Проблема узнавания;
Пиаже Ж. Генезис числа у ребенка;
Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи; Системы перспективы в изобразительном искусстве;
Житомирский В.Г., Шев-рин Л.Н. Геометрия для малышей;
Сикорук Л.Л. Физика для малышей;
Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах;
Кордемский Б.А. Математическая смекалка;
Штейнгауз М. Математический калейдоскоп;
Бауэр Т. Психическое развитие младенца;
Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация;
Флейвелл Д. Генетическая психология Жана Пиаже;
Вейль Г. Симметрия; Искусство Древнего Египта;
ДепманИ.Я. Мир чисел.
…Как известно, в области психологии и морали доказательства практически невозможны, а наставления, по меньшей мере, бесполезны. Из рассказов Звонкина видно, что с детьми надо просто много разговаривать, общаться и задавать вопросы, не совсем детские.
В основу своей педагогики А.Звонкин положил следующий принцип: заставить приостановиться, заставить колебаться между взаимно конфликтующими стратегиями. Тогда, быть может, можно будет воспитать такую породу людей, которую можно было бы назвать человек задумывающийся.
По материалам «Полит.ру» (http://www.polit.ru/ science/2006/06/30/frum. html) и журнала «Семья и школа» (№5,2006)