23 апреля 2013 года Постановлением № 367 председатель правительства РФ утвердил «Правила получения международными организациями права на предоставление грантов на территории Российской Федерации на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями» [1]. Эти правила существенно затруднят деятельность иностранных организаций, финансирующих научные проекты в нашей стране, и могут привести к исключению российских ученых из многих важных сфер международного сотрудничества.
Чтобы получить право присудить грант российским ученым, международная организация должна теперь предоставить в МОН пакет документов, включающий не только нотариально заверенный перевод правоустанавливающих документов, включая, видимо, и Указ Карла II об учреждении Royal Society, но и «сведения об осуществляемых научных. проектах, проводимых научных исследованиях». Последнее означает, что организация не сможет зарегистрировать свою грантовую программу, пока ее победители и «проводимые научные исследования, по которым предоставляются гранты», не определены. Трудно представить себе уважающую себя международную организацию, которая решит присудить грант российским ученым, рискуя получить отказ уже после принятия решения о выделении гранта. Основанием для отказа может послужить не только «ненадлежащее оформление заявления и документов», но и «несоответствие заявленных программ и проектов. приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации». Поскольку одному МОН с такой сложной задачей не справиться, то принимать решения оно будет «во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами». Куда же без них?
Новые правила не распространяются на «организации, включенные в перечень международных и иностранных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. № 485 [2]». Однако, в отличие от 90-х годов, когда в такой перечень входили все основные международные грантодатели, сейчас в нем только 13 организаций, таких как ООН, Еврокомиссия и МАГАТЭ.
Новые правила не только поспособствуют изоляции российских ученых от мировой науки, но для многих из них, особенно молодых, могут, наоборот, стать убедительным стимулом для продолжения научной карьеры в более благоприятной для этого стране.
Комментарий новых «Правил» опубликован в свежем номере журнала Science [3].
1. www.government.ru/media/2013/4/27/56083/file/367.pdf
2. http://base.garant.ru/12161143/#block_1000
3. http://news.sciencemag.org/scienceinsider/2013/05/russian-scientists-decry-new-int.html
«Модернизатор» Медведев который в граните отливает, видимо тонко намекает ученым (=иностранным агентам), что нужно получать гранты в Сколково. Получил, отпилил, откатил и гуляй на все четыре стороны. Куда проще, чем биться за иностранное финансиролвание и потом страдать от местной бюрократии.
Вообще-то эти правила не распространяются ещё и на организации, которые «предоставляют гранты в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или являются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация и (или) с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.»
Вероятно РФ имеет договоры о сотрудничестве со многими такими организация, типа того же Королевского общества, ИНТАС, или НАТО. Возможно даже с частными фондами типа «Фонда Фольксваген». Или нет?
Со многими странами есть также соглашения о двустороннем научно-техническом сотрудничестве — это, возможно, сойдёт при работе по грантам от национальных научных фондов, поддерживающих совместные работы.
Михаил, в том то и проблема, что качество этого документа ниже всякой критики. Представьте, пришли Вы к проректору или директору с грантовым договором. Конечно же он Вас немедленно пошлет в Минобрнауки за разрешением. Ведь в «Правилах» явно указан только список 13 международный организаций, освобожденных от этой процедуры, других списков нет. И придется ВАМ собирать все эти бумажки, если сумеете, чтобы потом МОН ответил, что в Вашем случае разрешение не нужно. А упоминание «Приоритетных направлений» уже совсем за гранью: Заниматься безопасностью, борьбой с терроризмом и разрабатывать новейшие вооружения на деньги международных грантов — пожалуйста, это все приоритетные направления. А вот природохрана, экология, науки о человеке — не приоритетные направления, что является основанием для отказа.
PS. ИНТАС давно закрыт решением Еврокомиссии.
Я, конечно, далёк от мысли защищать это постановление, просто хотел указать на смягчающий заключительный пассаж. Если Ливанов хоть сколько-нибудь серьёзно относится к своим декларациям о снижении бюрократической нагрузки и вообще о создании благоприятных условий для занятий наукой, МОН своим постановлением должен обнародовать дополнительный список организаций, которым, на основании последнего пункта постановления правительства, не требуется получать разрешения.
Но вообще интересно узнать, что говорил Ливанов при обсуждении этого постановления в правительстве и как голосовал, и если голосовал за, то как он мог бы своё решение аргументировать. Вообще услышать хоть какой-то комментарий. На сайте МОН об этом постановлении вроде бы не упоминается вообще; я, по крайней мере, не нашёл.
Михаил, совершенно с Вами согласен. Только выпуск от имени МОН официального списка освобожденных от регистрации организаций мог бы как-то смягчить вред, нанесенный этим «Постановлением»