Гормоны финансового успеха

Поиск гормональных и генетических основ поведения — одна из самых интригующих задач биологии человека. Мы знаем, что мозг функционирует благодаря сложным взаимодействиям нейромедиаторов, нейромодуляторов и других молекул. А раз так, то интересно было бы узнать, какие именно молекулярные взаимодействия отвечают за те формы поведения, с которыми мы регулярно сталкиваемся в повседневной жизни (и которые сами демонстрируем). Что делает одних людей более склонными к взаимопомощи, а других — эгоистичными? Чем обусловлена агрессивность? Почему члены определённых семей более предрасположены к психическим заболеваниям, таким, как шизофрения? Анализ наследуемости (например, сравнение пар монозиготных и дизиготных близнецов) показывает, что эти и многие другие формы поведения имеют отчасти генетическую природу и обусловлены не только воспитанием и влиянием среды. Гены в свою очередь могут влиять на особенности нейротрансмиссии, регулируя количество рецепторов, концентрации нейромедиаторов и другие факторы.

Относительно недавно внимание исследователей привлёк такой специфический фенотип, как уровень доходов. Почему одни зарабатывают больше, а другие — меньше? Попытка применить биологические методы для решения этой задачи может показаться наивной, но тем не менее — почему бы не сравнить различные биологические показатели среди более и менее успешных предпринимателей? Существуют ли биохимические факторы, связанные с прибыльностью? Могут ли такие факторы быть наследственными?

Известно, например, что успех спортсменов ассоциирован с уровнем тестостерона в крови: уровень тестостерона возрастает перед соревнованиями и ещё более возрастает у победителя, в то время как у проигравших падает. Это явление было названо «эффектом победителя». Именно эта закономерность послужили предпосылкой для исследования, проведённого Джоном Коатесом (John Coates), бывшим нью-йоркским трейдером, и Джо Гербертом (Joe Herbert) среди игроков на лондонской бирже. У 17 добровольцев измеряли уровень тестостерона в начале и в конце рабочего дня. Обнаружилось, что концентрация гормона коррелирует с полученными в течение дня доходами и, более того, корреляция наблюдается между уровнем тестостерона, измеренным утром, и доходом, который был получен в последующие часы (Wilcoxon signedrank test, W= 141, P = 0.001).

Был также исследован (в большей группе — из 44 трейдеров) такой показатель, как соотношение длин указательного и безымянного пальцев (2D:4D ratio): эта сравнительно просто измеряемая величина коррелирует, как считается, с пренатальным воздействием андрогенов на мозг эмбриона. Чем меньше это соотношение, тем более интенсивным было воздействие. Как предполагается, это связано с тем, что рост гениталий и конечностей регулируется одними и теми же генами семейств hoxa и hoxd. Активация андрогенами рецепторов в развивающемся мозге формирует последующую чувствительность к тестостерону уже у взрослого организма. Соотношение длин пальцев ранее измерялось при обследовании спортсменов: была показана ассоциация с успешностью в соревновательных видах спорта (футбол, регби, баскетбол). Обследование трейдеров дало похожий результат: чем меньше было соотношение (т.е. выше предполагаемое пренатальное влияние андрогенов), тем больше денег зарабатывал трейдер (r = -0.482, P = 0.0009). Кроме того, трейдеры с меньшим соотношением 2D:4D имели больший стаж работы на бирже.

Параллельно измерялся уровень кортизола — гормона, ответственного за стрессовые реакции. Длительное увеличение концентрации кортизола приводит к тревоге, склонности избегать рисков и потенциальных угроз. Ассоциации между уровнем кортизола и доходами не обнаружилось, но оказалось, что концентрация гормона существенно возрастает при повышении нестабильности рынка.

Размер выборки был небольшим, а изучаемый фенотип — весьма своеобразным, но результат исследования при этом выглядит вполне логично. Тестостерон повышает уверенность в себе, настойчивость, готовность идти на риск и улучшает скорость реакции. Очевидно, все эти качества должны способствовать успеху. Надо отметить, что трейдеры, которые принимали участие в эксперименте, работали в области, называемой «noise trading». Решения о покупке или продаже принимались на основании небольших колебаний цены, а сами ценные бумаги не задерживались у трейдера дольше нескольких минут. Такая деятельность действительно напоминает спорт. Брокеры, работающие с долгосрочными инвестициями, вынуждены уделять больше времени анализу своих проектов, и успех их работы, видимо, зависит скорее от точности расчётов, нежели от готовности к риску. Выпускники математических и естественнонаучных факультетов (именно они очень часто становятся работниками инвестиционных фондов) имеют в среднем высокое соотношение 2D:4D. Очевидно, что поиск гормональных и вообще биологических факторов, влияющих на разные формы поведения, должен учитывать многогранность самих форм поведения. Факторы, оказывающие большое влияние в одних условиях, могут не работать в других ситуациях. Однако попытка объяснить разницу в доходах действием гормонов выглядит очень заманчиво. Авторы исследования между тем предостерегают читателей: «Гормоны, введённые в организм извне, не помогут воспроизвести действие тонкого гомеостатического механизма эндокринной системы. Трейдер, принимающий стероиды, будет похож на гоночную машину без тормозов, но с акселератором, включённым на полную».

Михаил Монахов

Coates JM, Herbert J. Endogenous steroids and financial risk taking on a London trading floor Proc Natl Acad Sci USA. 2008 Apr 22;105(16):6167-72.
Coates JM, Gurnell M, Rustichini A. Second-to-fourth digit ratio predicts success among high-frequency financial traders. Proc Natl Acad Sci USA. 2009 Jan 13;106(2):623-8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: