Лазеры стали применяться в медицине относительно недавно, но области их применения уже многообразны. Это лазерная эпиляция – наиболее современный метод удаления волос, лазерные скальпели – применяемые в хирургии для бескровного рассечения тканей; разработаны лазеры, позволяющие лечить межпозвонковые грыжи, воздействовать на камни в почках, даже для лазерного лечения угрей. На сегодняшний день на рынке медтехники насчитывается свыше 20 000 различных аппаратов для лазерной медицины.
Весьма перспективным представляется интерстициальное применение диодных лазеров. Индуцированное лазером нагревание, происходящее внутри тканей (лазерная интерстициальная гипертермия — LIHT) выполняется при низком уровне мощности лазерного излучения с большим временем экспозиции. Ее цель заключается в нагреве до температуры 42-45°С четко определенного небольшого участка биоткани. В отличие от гипертермии интерстициальная лазерная коагуляция (ILC) или (лазерная) интерстициальная термотерапия (LITT/ITT) приводит к разрушению выбранного участка биоткани вследствие коагуляционного некроза. Для этой цели могут использоваться оголенные световоды или специальные LITT-аппликаторы.
Работа с низким уровнем мощности исключает риск разрушения световода. При небольшом диаметре оголенного световода возможно использование обычных пункционных комплектов без дилатации. Кроме того, четко определенный объем коагуляции от 5 до 15 мм в диаметре (зависит от времени экспозиции и свойств биоткани), что особенно важно, в труднодоступных участках, позволяет проводить целенаправленную терапию с повышенной точностью. Для получения некроза в большом объеме возможно выполнение нескольких пункций. Простота системы в работе приводит к тому, что общая продолжительность экспозиции при обработке больших объемов биоткани не больше времени, затрачиваемого при выполнении терапии с использованием специальных LITT-световодов или терапии с использованием нескольких световодов (мультисветоводных систем).
Для интерстициального лечения обширных участков используются специальные ITT-аппликаторы. Равномерное распределение фотонов позволяет получать коагуляцию в большом объеме биоткани без изменения положения аппликатора. ITT-аппликаторы используются, главным образом, в урологии при лечении доброкачественной гиперплазии предстательной железы (кольцевые аппликаторы) и в хирургии или инвазивной радиологии для лечения неоперабельных метастазов в печень (аппликаторы диффузного рассеяния). Использование аппликаторов диффузного рассеяния с охлаждением позволяет работать с повышенным уровнем мощности и увеличенным временем экспозиции и получать в результате коагуляцию в большем объеме.
В отличие от эндоскопических методов лазерной терапии, при которых возможен прямой визуальный контроль, во время выполнения чрескожных вмешательств такая возможность отсутствует, и возникает необходимость в косвенных методах контроля. Наиболее важной процедурой контроля процесса является клиническое исследование с использованием цифрового и визуального контроля. В случаях, когда поражение располагается не глубже 3 см, для контроля точного позиционирования световода можно использовать пальпацию и контролировать реакцию по потрескиванию, вызываемом выделением газов, растворенных в биоткани. Кроме того, для предотвращения перегревания и случайной коагуляции можно контролировать температуру расположенного выше слоя биоткани, который обычно является кожным покровом. Передача направляющего пучка с рабочего конца световода на поверхность зависит от свойств биоткани. Для выявления происходящих процессов можно наблюдать за состоянием сосудов и за структурными изменениями на поверхности. При проведении терапии глубоко расположенных поражений необходим мониторинг с использованием магнитно-резонансной визуализации (MRI — Magnetic Resonance Imaging) или цветного допплеровского УЗИ (CCDS — color-coded duplex sonography). MRI обеспечивает визуализацию точного положения аппликатора вместе с изменением температуры на участке, подвергающемся лазерному облучению, при этом также передается информация о структурных изменениях. MRI дает более точную информацию о фактической температуре, но в целом CCDS более выгоден, чем MRI. CCDS можно использовать для оперативного контроля пункции и визуализации положения световода во время излучения. Важную информацию дает мониторинг реакций ткани в ходе процесса коагуляции, например уменьшение перфузии. Кроме того, наличие металлических материалов не приводит к осложнению или ухудшению качества мониторинга, также следует указать, что CCDS более экономичен по сравнению с MRI.
Применение сосудистых лазеров для удаления поверхностных сосудов кожи, представляющих косметический дефект возможно в бесконтактном, дистанционном режиме – без контакта световода с кожей. Для внутрисосудистой коагуляции, используемой при лечении варикозного расширения вен и врожденной флебэктазии необходима мощность 10-15 Вт. Контроль процесса такой же, как и при интерстициальной лазерной коагуляции. Цель процедуры заключается не в инициировании тромбоза для немедленной окклюзии сосуда, а в обеспечении фиброза стенки сосуда и периваскулярной ткани, сопровождающегося окклюзией приблизительно через 4 недели.
Тот же самый принцип положен в основу лазерного лечения врожденных или приобретенных кист. В этом случае орошение во время облучения не используется. Лечение базируется на эффекте полного разрушения тела кисты. Отек приводит к окклюзии кисты, вследствие лазерного излучения происходит фиброз стенок и участка, прилегающего к кисте, сопровождающийся эффектом стягивания. Этот метод без сочетания с другими видами терапии и без использования вспомогательных средств обеспечивает лечение кист диаметром до 2 мм, для кист большего размера можно дополнительно использовать фибриновый клей.
Интерстициальная вапоризация для удаления биоткани также возможна с использованием предварительно зачерненного световода при задании мощности приблизительно 30 Вт и времени экспозиции 0.1-0.3 секунды. В отличие от интерстициальной коагуляции возможна антеградная или ретроградная процедура. Контроль процесса такой же, как и при интерстициальной лазерной коагуляции. Эта процедура используется, главным образом, для лечения гипертрофических рубцов и келоидов.
На сегодняшний день разработано большое количество методов минимально инвазивной хирургии, которые в комбинации с эндоскопическими лазерными методами представляют реальную альтернативу для значительного числа открытых хирургических процедур.