Александр Александрович Ярилин (21.08.1941 — 27.08.2013)
27 августа 2013 года от нас ушел выдающийся российский иммунолог и замечательный человек Александр Александрович Ярилин — доктор медицинских наук, заведующий лабораторией дифференцировки лимфоцитов Института иммунологии ФМБА, профессор кафедры иммунологии биологического факультета МГУ.
Александр Александрович происходил из Поволжья, из Нижегородской области, хотя документы свидетельствуют, что свет он увидел в г. Астрахани, в эвакуации, в первые месяцы страшной войны. Саша окончил школу в селе Кочкурово Починковского района, находящегося недалеко от границы с Мордовией и почти на одинаковом удалении от Сарова,Арзамаса и Саранска.
Его родители были сельскими учителями (в семье было четверо детей). После школы Саша поступил в Горьковский медицинский институт, который с блеском закончил в 1964 году. Еще студентом он увлекся экспериментальной наукой, поэтому и не стал врачом, а, поработав пару лет ассистентом на кафедре патофизиологии, при первой же возможности устроился в 1966 году в аспирантуру в Институт медицинской радиологии в г. Обнинске, к К.П. Кашкину, где постепенно вошел в близкий круг Н.В. Тимофеева-Ресовского.
Это обстоятельство оказало огромное влияние на молодого ученого, и в его воспоминаниях сохранились замечательные свидетельства того периода. Они дружили до самой кончины Николая Владимировича в 1981 году (Александр Александрович упомянут в книге Даниила Гранина «Зубр»), по сути это печальное событие и подвело черту под обнинским периодом его жизни.
Свою кандидатскую диссертацию по трансплантационной иммунологии он защитил в 1970 году. После 14 лет в Обнинске А.А. Ярилин переехал в Москву и стал сотрудником вновь созданного Института иммунологии, где и проработал всю оставшуюся жизнь руководителем лаборатории. В 1981 году защитил докторскую диссертацию по радиационной иммунологии — очевидно, по тем работам, которые были сделаны еще в Обнинске. Главные научные интересы Александра Александровича с того периода и до конца жизни — молекулярные и клеточные аспекты физиологии тимуса, центрального органа иммунной системы, регулирующего Т-клеточную ветвь адаптивного иммунитета.
Когда в начале 90-х годов створки наконец раскрылись и огромное число российских ученых самых разных возрастов ринулось за границу, Александру Александровичу было уже 50, но дело даже не в этом. Он был глубоко русским человеком, православным, великим патриотом своей Родины, и трудно себе представить, что он смог бы уехать и начать научную карьеру в иноязычной стране. Еще труднее представить Александра Александровича произносящим клятву верности на церемонии натурализации, про которую так не любят рассказывать те, кто через это прошел.
Наоборот, в эти годы сформировалась благородная идея его особой миссии в России: он путешествовал по всей стране, читал лекции по иммунологии в самых разных местах и для самых разных аудиторий, оппонировал бесчисленное множество диссертаций, писал книги и учебники. Его знали тысячи людей, он стал узнаваемым всеми и почитаемым при жизни классиком, учителем, наставником. А многочисленные ученики того периода разъехались по разным странам, и именно благодаря этому имя А.А. Ярилина достаточно хорошо известно и за рубежом.
Те, кому довелось слушать лекции А.А. Ярилина, надолго оставались под обаянием его неповторимого стиля и языка, ведь он был человеком энциклопедических знаний по многим разделам науки, литературы, музыки, искусства, религии, истории. Как настоящий патриот, он прекрасно знал историю Отечества, знал Русский Север, посетил большое число храмов, монастырей и других памятных мест.
Он мог увлекательно рассказывать о многом, не только об иммунологии. Надо отметить, что Александр Александрович был удивительно красивым человеком, с благородными, классическими чертами лица (его даже неоднократно «подозревали» в аристократическом происхождении, так что ему приходилось отшучиваться).
С конца 90-х годов началось сотрудничество Александра Александровича с Московским университетом. Сначала он читал несколько спецкурсов на двух кафедрах биологического факультета, а с начала 2000-х до 2012 года читал свой замечательный курс «Молекулярная иммунология», который сыграл и играет огромную роль в подготовке студентов-биологов.
Этот курс (так же, как и знаменитый курс Г. И. Абелева) читался по субботам, что способствовало посещению этих лекций студентами и сотрудниками других факультетов, вузов и институтов. Хотя А.А. Ярилин не был молекулярным биологом или биохимиком, его курс был наполнен молекулярными деталями и механизмами, что отличалось от большинства феноменологических курсов иммунологии. Несмотря на простоту изложения, курс был в действительности высокопрофессиональным и очень сложным, так что настоящие ценители посещали эти лекции два или даже три года подряд.
В 2009 году Александру Александровичу было предложено возглавить создаваемую в МГУ кафедру иммунологии, но он отклонил это предложение, оставшись основным профессором и главным идеологом новой кафедры. Его вообще отличали удивительная скромность, такт, доброта. Ни к каким должностям и званиям он никогда не стремился, хотя премии и награды его и не обошли.
Очевидно, у него была своя внутренняя шкала ценностей, которую он, впрочем, никому не навязывал. Имея острый и критический ум и свое мнение по всем актуальным вопросам, он никогда не занимал крайних позиций. Его честность и порядочность были общеизвестны, авторитет — беспрекословен.
Возможно, потребуется некоторое время, чтобы по-настоящему оценить масштаб личности Александра Александровича Ярилина, здесь нужна особая система мер и весов. Его уход из жизни — невосполнимая утрата, но он оставил всем нам так много доброго и светлого. Вечная память!
30 августа 2013 года А.А. Ярилин был похоронен на Домодедовском кладбище. Его мемориальная страница находится и будет обновляться по адресу:
www.molimmunology.ru/AA_Yarilin/
Сергей Недоспасов