ТрВ-Наука не могла не обратить внимание на то, что в коротком списке оказалось не четыре книги, а три. В чем дело? Проблема в «выборке» (длинном списке) или «генеральной совокупности» (книгах, поступивших на конкурс)? Не стоит ли изменить правила составления длинного списка? Об этом мы спросили членов жюри. Публикуем поступившие ответы.
Владимир Сурдин, канд. физ-мат. наук, доцент физического факультета МГУ, с.н.с. ГАИШ МГУ:
— Как бы Вы объяснили то, что жюри смогло выбрать только три книги, а не четыре, по естественным наукам?
— Мы решили, что эти три книги заметно лучше всех прочих, хотя это не было единодушным мнением членов жюри. Точки зрения на книги порой расходились кардинально. Одни говорили: «ужасно», а другие — «прекрасно» про одну и ту же книгу. Так что это дело вкуса и коллегиальное мнение, но отнюдь не единодушное.
— Исходя из результатов голосования, можно ли говорить о некотором падении уровня естественнонаучных книг?
— Мне кажется, что тенденция может проявиться только в течение нескольких лет, а один год ни о чем не говорит. Это может быть как флуктуация качества книг, так и настроений членов жюри, их завышенных или заниженных ожиданий и уровня тех книг, которые они накануне прочитали и с которыми сравнивали. И их возраста в конце концов. Год от года меняется возраст членов комиссии, накапливается опыт. Сравнение книг идет с лучшими образцами, прочитанными членами комиссии в течение всей жизни! А не только с предыдущим годом, это совершенно естественно.
Например, пока ты не попробовал изысканных блюд, то любое покажется тебе вкусным. А выйдя из дорогого ресторана раз-другой, начинаешь щепетильно относиться к еде и сравнивать ее с самыми лучшими образцами. Я не почувствовал, что в этом году как-то рухнуло качество, оно хорошее, на мой взгляд. Посмотрим, что будет дальше.
Вообще, я не думаю, что жюри из многоопытных и немолодых авторов-читателей в состоянии абсолютно точно оценить качество и будущее научно-популярной книги, в первую очередь предназначенной для любознательной молодежи. Разумеется, некоторые объективные критерии для оценки книг есть, но также есть и вкус читателя, который может не совпадать со вкусом членов жюри. Будущее покажет, насколько точен оказался наш выбор наилучших книг. Не удивлюсь, если мы не угадали. И не расстроюсь. Ведь главное в премии «Просветитель» — сам факт ее существования, ее цель и собравшиеся вокруг нее энтузиасты знания, а не конкретная награжденная книга.
— Вы бы изменили процедуру составления длинного списка или оставил бы ее неизменной?
— Я бы изменил. Я бы список всех поступивших на конкурс книг показывал всем членам жюри. Возможно, те, кто составляет длинный список, по неведомым причинам или по незнанию пропустили хорошую. Кто его знает…
Илья Колмановский, биолог, научный журналист, преподаватель:
— Были ли книги, присланные на конкурс «Просветителя» в 2013 году, по естественным наукам, чуть ниже по уровню, чем книги в предыдущих годах?
— Да, были ниже.
— Проблема в «выборке» или «генеральной совокупности»?
— В «генеральной совокупности».
— Считаете ли Вы необходимым рекомендовать как-то изменить экспертизу книг при включении в длинный список?
— Нет, отборщики делают свою работу хорошо. Ждем новых писателей!
Алексей Семихатов, докт. физ-мат. наук, ведущий научный сотрудник Отделения теоретической физики Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН):
— Были ли книги, присланные на конкурс «Просветителя» в 2013 года по естественным наукам чуть ниже по уровню, чем книги в предыдущих годах? Проблема в «выборке» или «генеральной совокупности»? Считаете ли Вы нужным как-то изменить экспертизу книг при включении в длинный список?
— Да, «генеральная совокупность» была в этом году ниже по уровню, чем раньше. Выборщики при всём желании не могли бы ее улучшить. По-видимому, мы имеем дело с флуктуацией в естественнонаучной области. Флуктуации вверх выглядят менее выразительными (для всех, кроме, наверное, авторов хороших книг, которые уступили еще лучшим), а флуктуации вниз, как видим, заслуживают даже специального разговора. (Кстати, флуктуация среднего уровня совершенно не означает, что нет книг прекрасных; просто не-прекрасных оказалось побольше.)
Если вы спрашиваете, а не начало ли это понижающей тенденции, которая затрагивает все стороны нашей жизни, то тут надо именно что отделить флуктуации. Ждем с нетерпением следующих сезонов! Таковы мои впечатления и впечатления тех членов жюри, которые просили меня их высказать.