Для человека советского Регистан — в первую очередь, конечно, часть фамилии одного из авторов советского гимна. Для чуть более образованного человека Регистан — это в первую очередь площадь и архитектурный ансамбль в Самарканде, древнем городе в Узбекистане.
Как ни странно, словосочетание «площадь Регистан» — в некотором роде тавтология. Ведь дословный перевод слова «регистан» — «песчаное место». Пустыня то бишь. Или, если в городе, то площадь. Регистан есть и в Ташкенте, есть Регистан и в Бухаре. Фактически — это главная площадь города. С главными заведениями в нем.
Вот и в Самарканде на главной площади стоит ансамбль из трех архитектурных шедевров. Буквой «П» — три медресе. Медресе — это своеобразный исламский вуз. Однако возник этот ансамбль не сразу.
Первым появилось медресе Улугбека, внука Тимура и правителя Самарканда в 20-е годы XV века, по совместительству — выдающегося астронома. Медресе построено в 1417-1420 годах,одновременно с ханакой — своеобразной гостиницей для странствующих монахов. Ханака стояла напротив медресе, будучи второй ножкой буквы «П». Но к началу XVII века ее разобрали на кирпич, и вместо нее выстроили красивейшее медресе Шир-Дор, фасад которого украшен удивительными «Солнцетиграми», ставшими символами Самарканда.
А третье медресе, перекладина буквы «П» имеет свою, очень интересную историю. Когда-то на месте медресе Тилля-Кари (дословно — «покрытое золотом») стоял караван-сарай. Но к середине XVII века соседняя мечеть, крупнейшая в Азии Биби-Ханым пришла, как это принято сейчас говорить, в аварийное состояние. И пришлось строить еще одно медресе с мечетью. Его характерная особенность — позолота в орнаменте и оформлении интерьеров, откуда и его название.
Надо сказать, что на начало XX века состояние Регистана было удручающим — это видно по первым цветным фотографиям в Средней Азии, сделанным нашим соотечественником Прокудиным-Горским. Надо отдать должное как Советской власти, так и нынешним узбекским — сейчас Регистан выглядит гораздо привлекательней.