Уважаемая редакция!
В последнее время много говорится о грантах и фондах, спускаются сверху руководящие указания на эту тему: нужно финансировать научные исследования за счет грантов, а федеральные целевые программы — негодный механизм для этих целей. Очень правильное решение! Все мы хорошо знаем, насколько эти федеральные программы были забюрократизированы, нужно, как во всем мире, исследования за счет грантов финансировать.
Правда, находятся недовольные и обиженные. Ну что за глупость, говорят они, зачем было объявлять конкурсы, зачем мы тратили силы на подготовку заявок, если потом всё отменили? Прямо скажем, это ровно то, что называется «кочкой зрения»: взгляд на происходящее со своей болотной кочки, а не с высот государственной политики. В том-то и свойство разумной государственной политики, что, улучшая состояние дел в какой-то сфере, нельзя не побеспокоить устоявшийся там мирок. Возьмем, для примера, борьбу с коррупцией. Разве коррупционерам она нравится?
Просто диву даешься, сколь велики требования наших граждан по отношению к власти. Можно подумать, что президент к ним лично приезжать должен, всё объяснять, да еще и песни петь. Ну, так и приезжает Владимир Владимирович в МИФИ, на вопросы отвечает, на рояле играет.
Вернемся, впрочем, к фондам. Не на пустом месте руководство страны говорит про гранты. Для улучшения состояния дел в этой сфере специальный фонд создан — Российский научный фонд. Туда уже передали деньги, которые ранее планировали пустить на финансирование 1 тыс. ведущих лабораторий и всякого такого прочего. Миллиарды и миллиарды.
Наивный управленец по простоте душевной взял бы, да и объявил на все эти деньги конкурсы. Но не таков управленец грамотный и рачительный. Он понимает, что темпы экономического роста России падают, что мировое сообщество, глядишь, да и решит как-нибудь сирийскую проблему, и цены на нефть могут упасть. Поэтому нельзя бестолково транжирить деньги на всякие там научные исследования, а нужно откладывать их часть в кубышку. Ровно как это делается в масштабах всего государства, в котором создан Резервный фонд, а также Фонд национального благосостояния. Ведь мы с вами, коллеги, способны проесть любой объем бюджетного финансирования, который нам выделят, и не позаботимся отложить средства на черный день.
Поэтому наше любимое правительство подготовило проект постановления «Об инвестировании временно свободных средств Российского научного фонда». В правилах инвестирования временно свободных средств подробно расписывается, в какие российские и иностранные ценные бумаги и акции Фонд может вкладывать деньги, на каких условиях может класть эти деньги в банки.
Нет, конечно, иные очернители и злопыхатели начинают рисовать картину в самых черных красках. Как отдельные начальники Фонда будут договариваться с банковскими служащими, на каких условиях они вкладывают временно не задействованный в проведении конкурсов миллиард рублей на год. Мол, в результате этого и на счету у самого должностного лица может появиться кругленькая сумма. Или, хуже того, как недобросовестные сотрудники Фонда в сговоре с банковскими служащими вкладывают деньги Фонда в банк, который потом лишается лицензии.
Но всё это, думаю, злобное очернительство. Российский научный фонд будет под присмотром с самого верха, лично Андрей Александрович Фурсенко возглавляет его попечительский совет. Поэтому гораздо более очевидной представляется мне другая, весьма вероятная, картина.
Через пару лет, в результате падения цен на нефть и кризиса, российский бюджет вынужден будет сокращать расходы по многим направлениям, направляя их на самое необходимое — поддержку пенсионеров, обездоленных, офицеров, сотрудников ФСБ и полиции. Российские ученые окажутся в условиях жесткого финансового голода. И тут из тени выйдет Российский научный фонд, не только сберегший, но и преумноживший вложенные в него бюджетные средства в результате мудрой инвестиционной политики. И все мы дружно крикнем: «Ура!»
Ваш Иван Экономов
Не на пустом месте руководство страны говорит про гранты да именно на пустом месте и говорит