День критика Отечества

Рис. В. Богорада
Рис. В. Богорада

Российская власть в очередной раз села в лужу, неуклюже пытаясь вмешаться в дела соседнего государства, а в результате смены режима получив неприязненно (мягко говоря) относящихся соседей. Странно думать, но с Украиной и Януковичем такое выходило уже по меньшей мере дважды, а до того был Ирак, Ливия, Сирия и тому подобные «страны-изгои», чьи лидеры в нелегкий час воспылали необыкновенной любовью к России, к ее кредитам, поставкам оружия, поддержке на международной арене и т.д. Безотносительно к спорам о том, какая из сторон конфликта «белая и пушистая», а какая недостойна симпатии, для внешней политики это явный провал, причем повторяющийся и вполне закономерный. Неспособность предсказать исход конфликта, стремление выдать желаемое за действительное (не только при игре на публику, но и за закрытыми дверями) говорит о самообмане и отсутствии вменяемой экспертизы. Вполне логично предположить, что и в вопросах внутренней политики у нынешних властей понимания на самом деле не больше, просто демпфером до поры до времени служат средства от продажи углеводородов. К сожалению, последствия принимаемых решений (в частности, в том, что касается науки, разгона Академии, реформы образования…) расхлебывать придется еще тем, кто придет на эти развалины…

Про то, что население четко поделилось на аудиторию Интернета и аудиторию телевидения, не говорит только ленивый. Пересечения в информационной картине дня у тех и других происходят всё реже. Если после Интернета попытаться честно отследить, что там вещает подмятое под госструктуры ТВ, то начинает ехать крыша. Вот только вчера показывали огненный ад, царящий на улицах Киева, заполненных «экстремистами» и «западными наймитами», грозящими дубинками ни в чем не повинному «Беркуту» и легитимно избранному президенту, а уже на следующий день бывший президент, безуспешно пытающийся покинуть страну с наворованным имуществом, называется не иначе как жлобом, трусом, а его власть — воровской. Со смаком демонстрируются позолоченные унитазы à la Садам Хусейн или Каддафи, и бойцы «Правого сектора», проводящие экскурсии в бывшей президентской резиденции, вызывают у телевизионщиков неподдельные симпатии. Отмечается и дурной вкус «пахана», и жадность, и глупость — вот, в последний час пытался вывести вещи на двух грузовиках и двух вертолетах (которые с трудом отрывались от земли). В общем, оказался очередной наш партнер полным бякою. Но кто же выбирал такого партнера? С непонятным злорадством комментатор отмечает, что депутаты из пропрезидентской «Партии регионов» срочно перекидываются куда-то еще, а лидеры этой фракции и вовсе не показываются в Раде («Партия регионов» — это украинский аналог «Единой России»). Теперь со всех спросят, «кто прислужничал, а кто болел душой».

В России же на фоне украинского траура по погибшим на Майдане сносящий крышу праздничный салют (ко Дню защитника Отечества, естественно) и праздничное же завершение Олимпиады в Сочи. И в понедельник, сразу после Олимпиады, тяжелое похмелье — то, о чем ТВ старается умолчать, — финал судебной расправы над попавшими под горячую руку активистами с Болотной и неизбежный «винтаж» случайных сочувствующих («дабы не допустить своего собственного Майдана»). В пятницу судья прервалась на полуслове (момент для репрессий показался еще неподходящим), а вот безумный «винтаж» уже происходил — и в автозак среди прочих двух сотен забрали мирно стоящего в толпе академика — математика Виктора Васильева — и шумного журналиста, разоблачителя диссергейта Сергея Пархоменко.

Здесь опять же можно порассуждать о том, что в нормальном государстве правитель не боится терять власть — жизнь продолжится, и он останется уважаемым человеком. Не нужно хватать никого на улице, контролировать СМИ, душить оппозицию и зажимать критику. Легко можно удовлетворить объективный запрос на обновление власти, пусть и в чисто декоративном ключе (по «медведевскому» или китайскому сценарию). Мирно уйти не может только диктатор или вор. Но с подлецом и тираном у власти подданные живут подолгу, не живут они только с глупцом, который не видит дальше собственного носа.

Что же нам показали, собственно, украинские события? Попытка устроить на Украине всё на российский авторитарный манер — пересажав основных политических конкурентов, поменяв конституцию, купив депутатов и пытаясь разгонять митинги оппозиции — явно не задалась, «младший брат» потерпел сокрушительное фиаско. «Старший брат» по этому поводу, естественно, более чем напрягся, ринувшись в досаде сажать в своей стране кого ни попадя. Кстати не знаю, надо спросить у коллег: не издала ли еще г-жа Яровая специальный закон, запрещающий называть наше правление авторитарным и сомневаться в легитимности «думы» и «президента»? Но речь даже не об этом. Речь даже не о том, хороши или плохи украинские «радикалы» и «нацики», и получится ли у них вообще хоть что-то путное или заварится еще худшая кровавая баня. (Кто там придет к власти, будут решать теперь уже не Путин с Януковичем, ведь бразды правления из их рук выпали.)

Речь идет о собственных ошибках, об отсутствии у нас вменяемой президентской команды, которая адекватно воспринимала бы окружающую картину мира и действовала в соответствии с этим. Речь об экспертах и той же — будь она неладна — конкуренции, которая в результате многих циклов относительно безболезненной смены власти выносит наконец наверх тех, кто лучше со всем этим справляется. Или хотя бы терпимо, отвечая на текущие запросы общества. Хотелось бы достаточно быстро и безболезненно снимать тех, у кого ну никак не получается… Ведь при этом сама оппозиция, высказывания в СМИ, настроения митингующих — это всё та самая бесценная информация, на основе которой аналитики и решают, как же править кораблем-государством. Ценные инструменты не ломают и не топят, если их показания чем-то не нравятся. Без компаса, секстанта и барометра в этом море делать нечего…

Где наши эксперты? Кого-то посадили за неправильную «экстремистскую» диссертацию о механизмах олимпийской коррупции, кого-то — за слова о том, что невозможно обеспечить ноль примесей в импортируемом маке, кого-то — за неверное искусствоведческое заключение, а кто-то замолчал сам от греха подальше, кто-то (наверняка самый догадливый и дельный) вовремя свалил за границу. Наконец, кто-то весьма удачно перекрасился под новые веяния — когда потребовалось уже не говорить правду (и не дай бог критиковать), а лишь угадывать пожелания хозяина — тот стал спецом по пропаганде. Один такой сверхуспешный пропагандист по имени Дмитрий Киселёв договорился до того, что Российская империя погибла, потому что царь-де разрешил критику…

Думается, если бы кто-то в 2000 году, в момент первых выборов Путина, принес бы достоверные вести из будущего, где ожидается правление того же ВВП до скончания веков, где ряженные казаки, выведенные патрулировать олимпийские улицы, будут избивать нагайками женщин в балаклавах, Россия изготовится к войне с Украиной, перессорившись со всеми прочими соседями и со всем миром из-за войн в Грузии и Чечне, РАН разгонят к черту, академиков станут возить в автозаках, выборы будут фальсифицировать, а ТВ запретят обо всём этом рассказывать (плюс бездарные реформы, посадки активистов, неустранимая коррупция и неизбежная всеобщая паранойя… кругом враги, даже в спорте… наших засуживают…) то «преемника» вряд ли бы кто захотел избрать. Но за прошедшие годы неустанные труды по вертикализации дали свои плоды, социум меняется, тон в видимом пространстве задают холуи. И критики прокляты…

Но время от времени всё же, как видим, наступает момент истины.

Максим Борисов

185 комментариев

  1. «Я ни слова не могу из себя выдавить, когда мои старые друзья в телефонном разговоре ждут, что я скажу им не «Привет!», а отвечу соответственно их «Слава Украине!».
    «Почему Крым ушел к России» («iHNed.cz», Чехия)
    http://inosmi.ru/sngbaltia/20140321/218835140.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: