Публикуем заметку А. Горского, опубликованную 10 февраля 2014 года и обновленную 18 апреля.
Успех в науке достигается людьми, а не приборами.
П.Л. Капица
Мы обещали перед Новым годом попробовать оценить ситуацию в ИТЭФе. Сделать это, с одной стороны, будучи пессимистом, исключительно просто, всего одним словом. Выбор состоит только в использовании нормативной или ненормативной лексики.
Если попытаться быть оптимистом, что подразумевает готовность и, надеемся, способность искать решение в любой ситуации, то стоит понять ,что еще возможно сделать при нынешнем положении дел. Мы неспроста вспомнили цитату Капицы, прямо скажем, не самого неудачливого ученого. Сейчас, на примере ИТЭФа, предприняты экстраординарные усилия по опровержению его утверждения. Что из этого получается — а мы видим собственными глазами.
История ИТЭФа трех последних лет — это история борьбы со всем живым, что в нем было, хотя банальная логика подсказывала бы прямо противоположное действие. Борьбы со всем живым, до смешного, даже живых ящериц в лаборатории Ок-штейна попытались заморозить. Мы уже много раз пытались пояснить, почему это происходит, поэтому длинные комментарии уже ни к чему. Речь идет о простом профессионализме управленцев, которого, увы, нет. Про Курчатова лишний раз вспоминать не хочется. Когда принимают учителей в хорошие математические школы, проводят тест, смысл которого — понять, способен ли учитель работать в ситуации, когда ученик умнее его.
Точно такой же тест проводят в крупных компаниях при назначении высших руководителей. В противном случае,учитель или управленец автоматически будет работать на уничтожение того, чего он не понимает и, соответственно, не принимает. Именно это и произошло с ИТЭ-Фом. Захватывать новые территории и эффективно ими управлять — вообще говоря,две разные профессии. Что чувствуют люди, которые за три года довели институт, который создавался и поддерживался несколькими поколениями талантливых людей, до катастрофического состояния — нам неведомо. Но, как известно, в искусстве самооправдания люди достигают немыслимых высот.
Водораздел проходит по границе результат — блеф. ИТЭФ, «заточенный» еще со времен атомного проекта на получение результатов, имел некоторый иммунитет перед навязыванием блефа как нормы, но насколько хватит этого иммунитета — сказать трудно. Модель, которую нам предлагается принять в качестве базовой, можно оценить здесь (http://defense-network.livejournal.com/163827.html). Шутка, что «наличие ученых в ИТЭФе мешает нормальной работе администрации», уже давно перестала быть шуткой, а стала руководством к действию.
В сложившейся ситуации нужно препятствовать везде, где это возможно, проникновению «мертвечины» в научную работу. И попытаться добиться того, чтобы, после неизбежного окончания управленческого коллапса в институте, новому поколению молодых людей, увлеченных научной работой, было бы к кому подойти в ИТЭФе.
А. Горский savelTEP.org
Впервые опубликовано на https://sites.google.com/site/veitep/together/p_saveitep_blogl/2014
Дорогие друзья и коллеги!
Я хочу выразить искреннюю признательность вам за слова и письма поддержки. Рад,что мне выпало работать вместе с вами в нашем замечательном институте, который десятилетиями, по праву, считался национальным достоянием. Именно ответственность перед вами и ваше доверие поддерживали меня в трудные минуты. Эти чувства никуда не исчезли и сейчас.
Так исторически сложилось, что события в ИТЭФе разворачиваются чуть раньше, чем во всей стране. Почему — не знаю, может быть, место такое.Липкое безумие проникло в ИТЭФ уже 3 года назад.Теперь мое увольнение — один из первых случаев такого рода, поэтому все должны быть готовы к тому, что это повторится в других местах. Должны быть готовы правильно и адекватно на это реагировать.
История провокации и моего увольнения описана в моей служебной записке, и нет смысла ее повторять. Свое отношение к ситуации в ИТЭФе в целом я изложил в недавней заметке на сайте saveitep (см. слева. — Ред.). А обсуждать особенности ментального здоровья некоторых руководителей российской науки, наверное, здесь не место.
Все мы не лишены фантазии, а потому представим себе, как в некотором царстве, в некотором государстве жил-был институт, название которого история умалчивает. Однажды директор института пригласил к себе заведующего лабораторией, название которой трудно припомнить, и состоялся между ними такой разговор. «Здравствуйте»,- сказал директор. «Добрый день», — ответил ему ученый. «Давно нам стоило познакомиться», — сказал директор. «Наверное», — ответил ученый. «Сколько нужно вам платить, чтобы вы замолчали?» — сразу же спросил директор. В ответ ученый удивленно вскинул брови. «Назовите вашу сумму, но пусть она будет достаточно разумна», — сказал директор. Ответа не последовало, и разговор перешел на другую тему.
Тут и сказке конец, а каждый волен сам пофантазировать,естьли научное будущее в некотором царстве у институтов с подобными руководителями…
У меня давно уже не было иллюзий, но иногда безнадежное дело заканчивается успехом. Все три года я пытался быть максимально конструктивным.
В первый раз я оказался у нашей проходной и прошел в ИТЭФ будучи дипломником МИФИ в 1982 году, а в четверг, 17 апреля 2014 года, по приказу Горчакова, меня не пустили на территорию ИТЭФ, где я должен был прочитать лекцию студентам МФТИ. Не хочется, чтобы круг замкнулся таким причудливым образом перед воротами института.
Я надеюсь, что ИТЭФ найдет в себе силы, чтобы выжить, и я сделаю всё от меня зависящее. Не стоит унывать. Жизнь продолжается, и после черных полос обычно бывают белые.
Искренне ваш Александр Горский
19 апреля 2014 года
Заявление по поводу увольнении докт. физ.-мат. наук А.С. Горского из ИТЭФ
Члены Клуба 1 июля и Комиссия общественного контроля в сфере науки выражают возмущение увольнением из ИТЭФ доктора физико-математических наук, руководителя лаборатории теоретической физики Александра Сергеевича Горского.
А.С. Горский является всемирно признанным физиком-теоретиком, автором более 100 научных работ, с индексом Хирша 28. Под его руководством воспитаны замечательные молодые специалисты. Мы рассматриваем изгнание из ИТЭФ выдающегося активно работающего ученого, находящегося на пике своей научной карьеры, как продолжение общей линии Курчатовского НИЦ на планомерное уничтожение ИТЭФ в качестве одного из лучших научных и образовательных центров России.
Мы требуем от директора Курчатовского НИЦ члена РАН М.В. Ковальчука отменить решение дирекции ИТЭФ об увольнении А.С. Горского и обеспечить ему нормальные условия для дальнейшей работы в ИТЭФ.
У ковальчука индекс Хирша был, как тут в ТрВ писали около 14, и то с учетом множественных приписок к чужим статьям. У всех у кого больше будут проблемы. От них будут избавляться, чтобы доказать что Миша лучше всех. Такая эе мерзость происходит и в других институтах.
нда..у нас любой инструмент используется не во благо, а во зло..
В том числе и Хирш. Действительно в институте, чем он выше, тем его обладателю хуже. Это касается и всех других инструментов.
Однако, Хирш все-таки хорош тем, что его нельзя подделать. Невозможно его раздуть
быстренько, нельзя договориться с теми, кто его рассчитывает.
И именно поэтому в нашей стране он обречен. Вот уже 2-3 года шуму, визгу по поводу Хирша.
А хоть копейку добавил хиршеносцам? Ни ломаного гроша!
И не добавят. Уже понятно, что замусолят в тысячах бюрократических бумаг и опустят это дело.
Вот здесь в Томском Политехничексом набирают в постдокторантуру (слово то какое безумное, ибо «докторантура» уже была для подготовки докторских диссертаций!) и требуют показать свой h-индекс. Выглядит абсурдно. Еще бы при приеме в среднюю школу потребовали h-индекс.
http://tpu.ru/today/tpu-structure/struct-tpu/science/science-innovation-vice-rector/graduate-postgraduate-doctoral-management/postgraduate-doctoral-office/postdoc/
Отсечка маленькая стоит с 2 везде проходите. Т.е. если вы написали четыре статьи и в каждой процитировали все предыдущие вы уже проходите. А если вы что-то по делу опубликовали, то вообще несерьёзно. Хирш растёт на 1 в год очень легко, а в постдоки набирают даже через четыре года после защиты.
Мысли по поводу науко-платежной системы. Обычные платежные системы всем известны. Это visa, mastercard. Назовем науко-платежными системами индексные калькуляции, которые приняты в мире науки для оценки научных успехов ученых. По сути, это ведь и платежные системы для ученых, по крайней мере в России. Так почему платежи ученым определяет западный мир? Так ли он объективенЮ как думают люди? Ведь visa уже доказала свою необъективность. Я предлагаю создать российские науко-платежные системы. Сейчас реально в российскаой науке есть два заметных центра научного администрирования (пока). Условно, назовем их как центр Фертова (РАН) и центр Ковальчука (Путин). Им надо поручить выстроить свои науко-платежные системы, пусть конкурирующие.
Мысли по поводу науко-платежной системы. На мой взгляд, академический аспект оценки работы ученых вряд ли требует особой ревизии. Проблема в том, что академический аспект в российских условиях недостаточен. Он недостаточен не только по отношению к ученым, но и по отношению к стране. К примеру, несправедливо априорно негативное отношение к «домашним» публикациям. Да, часто уровень таких мест для публикации низок. Но почему не учитывать интерес читателей? Надо следить, сколько было у публикации читателей. Глядишь, авторитет издания возрастет. Что до ученых, результат может быть не фундаментальный, а практический. Сегодня этого никто не оценит, если судить «академически». Это несправедливо. Далее, есть масса спорных тем. Чаще всего такие темы престижные журналы избегают. Или печатают мнения «великих» и знаменитых. Но увы, великие и знаменитые тоже могут ошибаться.