Всю жизнь я обходился без личного автомобиля. Путь от дома до университета проделывал на метро, а дачи у меня нет. Но сыну потребовалась машина: он молодой дизайнер, и его мастерская была в пригороде. Доходы мои весьма скромные (я же профессор и взяток не беру). У сына доходы были не больше. Но вдвоем мы смогли купить весьма подержанный «фольксваген», а потом сменить на подержанную «мазду». Вот уже много лет он пользуется ею без больших хлопот, иногда и меня подвозит. Комфортно и надежно. Если потребуется, сможет продать почти за ту же цену, за которую купил. Те коллеги, которые имели больше денег, но не намного (не на новые «мерседесы»), купили новые отечественные машины. Результат ясен: маются с ними и мечтают заменить подержанными иномарками.
Теперь вот ввели запретительные пошлины на подержанные иномарки. Чтобы все, у кого нет денег на новые иномарки, покупали отечественные машины – и маялись. Пострадают, конечно, несколько сотен тысяч «автоперегонщиков», сделавших своим бизнесом завоз в страну и перепродажу подержанных иномарок (из Японии, Германии и других стран). Но если не ввести эти пошлины, то придется закрыть Автопром и без работы окажутся миллионы, а их семьи – без средств к существованию. Обычная протекционистская политика – защита своей слабой промышленности от иностранной сильной. «Автоперегонщики» Владивостока и других городов вышли на улицы с протестами, эти волнения решено подавить любыми средствами, а средств хватит. Если выйдут на улицу четыре миллиона связанных с Автопромом, средств может не хватить. Подавление «автоперегонщиков» сочтено меньшим злом.
Но кроме этих двух есть еще третий фактор – неудовлетворенность массы водителей, не желающих пересаживаться на отечественные машины и возвращаться в советский быт. А их десятки миллионов! Ничего, эти потерпят, помаются еще. Утешатся тем, что встали с колен, что грозить мы можем шведу, что даже вот вооруженную до зубов грозную Грузию почти разбили! Что все нас опасаются – почти как Ирана. Вешали же шоферюги в кабинках портреты Сталина – вот пусть и почувствуют себя как при Сталине…
Путин предложил «обнулить» стоимость перевозки вазовских машин на Дальний Восток по железной дороге. Ну, это только называется «обнулить» – даром не повезут, заплатит государство. А деньги откуда? Да за наш с вами счет, за счет налогоплательщиков. В условиях кризиса самое время еще и эту нагрузку взвалить на наши плечи. А нас – сто сорок миллионов.
Мне представляется, что за сравнением и взвешиванием внутренних угроз (протесты «автоперегонщиков» и потенциальное брожение массы Авто-прома), за подсчетом потенциальных «несогласных», за предвидением ново-черкассков утерян научный анализ проблемы автомобиля. Ведь наш Автопром потому и стал таким безнадежным, что всегда опирался на протекционизм государства, был совершенно освобожден от конкуренции. Всей своей громоздкой структурой он приспособлен работать тяп-ляп и иначе работать не может. И дело не в русском характере, а именно в структуре. Работают же русские рабочие на заводах Форда, «Дженерал моторс» и «Мицубиси» в России и выпускают отличные машины. Значит, не годится именно советская по природе структура Автопрома. А она всеми корнями связана со всем доставшимся по наследству советским бытом: с привычно неспешным снабжением, с продажным контролем, с ненаказуемым невыполнением обязательств, с невыплатой зарплат вовремя, с раболепием профсоюзов, с рептильностью судов, с всевластием и мздоимством бесчисленных чиновников и т. д. – с вертикалью власти, направленной сверху, а не снизу. Превратить махину Автопрома в современное производство так же невозможно, как переделать «Жигули» в «Мазду». Чтобы получить другой Авто-пром, нужно менять всё в стране.
Продолжая традиционно советскую протекцию Автопрому, мы консервируем это всё. Можно ли оборвать эту протекцию в условиях кризиса, не знаю. Но за предшествующее десятилетие безусловно можно было и нужно было. Не сделано. Упущено. Словом, это проблема Дураков. Дураки и Дороги – старая российская тра… то ли традиция, то ли трагедия. Для одних – традиция, для других – трагедия.
Проблема автомобиля не ограничивается перспективой ввода или отмены протекционистских пошлин. Загвоздка еще в дорогах, в их качестве и количестве. В организации движения на дорогах. Даже лучшие автомобили ни к чему, если будут стоять в пробках или разбиваться в ДТП. Регулярные людские потери в ДТП у нас сравнимы с войной среднего масштаба (в сотни раз больше грузинской). Я преподавал в Германии. Зависть берет, когда видишь немецкие автобаны, построенные за короткий срок. И когда наблюдаешь соблюдение правил дорожного движения всеми – от министров до собак – там нет ВИП-маячков «слуг народа».
Наконец, проблема еще и в организации общественного транспорта, который мог бы уменьшить нагрузку на дороги, связанную с множеством личных автомобилей. Я преподавал год в США, обходясь без личной машины. Автобусы подкатывали точно по расписанию, вывешенному на столбах. Если на остановке оказывался инвалид, из автобуса мягко выдвигалась специальная площадка и забирала инвалидную коляску. А если велосипедист — его велосипед подхватывался специальным краном и отправлялся на заднюю стенку. В салоне бесплатно раздавали все смежные маршруты. Я никогда не опаздывал по вине транспорта. Словом, не такие уж тупые эти американцы, как они выглядят в юморесках Задорнова.
Проблема автомобиля — это прежде всего сложная научная проблема, и действиям правительства явно недостает широкого научного обсуждения всех ее аспектов и готовности анализировать и вводить в практику опыт других стран. А пока я подожду становиться в очередь за «жигулями». Впрочем, сами наши правители тоже не показывают патриотического примера…