Картину эту я обнаружила на экране своего компьютера случайно, в поисках работ совсем другого художника; она называлась «Дама в розовом» и принадлежала кисти Уильяма Меррита Чейза. Это имя я никогда не слышала; картина же мне показалась настолько ослепительной, что я решила узнать что-либо об авторе — не мог же он так мастерски написать одну-единственную картину!
Ну, разумеется: Уильям Меррит Чейз (1849–1916) — известный американский художник, а я американской живописью совсем не интересовалась. Интернет дает возможность увидеть более 300 работ Чейза в хорошем разрешении [1]. Конечно, экран не полотно, но кто из нас, не будучи профессионалом, может похвастаться тем, что он видел «всего» или даже «почти всего», ну, например, Крамского?..
Уильям Меррит Чейз родился в 1849 году в Виллиамсбурге (штат Индиана) в семье коммерсанта. Он брал уроки у местных художников, потом поступил в Национальную академию дизайна в Нью-Йорке. Он начал понемногу выставляться, и в 1870 году у Чейза уже были заказы на натюрморты и портреты. Одаренность его была замечена, и бизнесмены города Сент-Луиса, куда он переехал, чтобы помогать семье, предложили Чейзу субсидировать его дальнейшую учебу в Европе.
Чейз был счастлив и выбрал не Париж, а Мюнхен — как место, более пригодное для сосредоточенной работы. В дальнейшем он вернулся в Штаты и с годами стал своего рода старейшиной американской живописи.
Работал Чейз во всех жанрах, кроме разве что батального: он писал портреты, пейзажи, натюрморты, реже — жанровые сцены.
Чейза считают импрессионистом — по крайней мере, так о нем пишут в энциклопедиях и справочниках. Проще сказать, кем он не был: он не был академистом, — я бы сказала, что для академического художника он был слишком блестящ и своеобразен, а может быть, и своенравен.
Чейз был счастливо женат, у него было восемь детей, он вел жизнь светского человека — и при этом очень много работал, в том числе преподавал. Видимо, преподавание было для него страстью: в 1891 году Чейз открыл собственную летнюю школу в курортном городке Шиннекок (Shinnecock), где с 1891 по 1902 годы он проводил лето с семьей. Многочисленные пейзажи Шиннекока написаны Чейзом в чисто импрессионистской манере.
Он также основал Школу искусств в Манхэттене (Chase School of Art in Manhattan) и т.д. Чейз неоднократно возил своих учеников в музеи Европы, в частности в музеи Голландии. Несколько поколений американских художников считали его своим наставником.
Его знаменитая «Студия на 10-й улице» была одновременно салоном, студией художника и своего рода музеем — Чейз был страстным собирателем раритетов и просто красивых вещей.
Его не миновало и всеобщее увлечение всем японским — он многократно писал молодых женщин в кимоно, с японскими веерами и куклами и т.д.
Чейзу позировали многие знаменитые его современники. Чейз также оставил нам портреты своей жены и детей. Как мне представляется, именно Чейзу принадлежит лучший портрет Уистлера, — неудивительно, что денди и задира Уистлер, увидев этот портрет, был в ярости. Сам Чейз на автопортрете (да и на фото) более всего напоминает русского интеллигента 80–90-х годов XIX века.
1. William Merritt Chase — The complete works. www.william-merritt-chase.org.
Спасибо, уважаемая Ревекка! Благодаря Вам я познакомилась еще с одним замечательным художником. Действительно, в некоторых его работах явно виден импрессионизм.