Владимирский эталон

86-0027Если приезжать во Владимир на поезде или автобусе, то первое, что вы увидите с привокзальной площади, — это величественное белокаменное здание с пятью главами, высящееся на холме. Перед нами — дважды уникальный памятник домонгольской архитектуры, объект культурного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор. Это, пожалуй, единственное сохранившееся здание той поры, которое было построено… дважды — и оба раза сохранилось. Но обо всем по порядку

Эпоха Боголюбского

Про постройки князя Андрея Боголюбского мы уже писали в ТрВ-Наука № 46. Этот деятель сбежал от своего отца Юрия Долгорукого, из княжеского дворца в Вышгороде (судя по всему, предварительно договорившись с владимиро-суздальской «политической элитой»), и отправился княжить во Владимир, выстроив по образцу Вышгорода резиденцию в Боголюбове с княжеским дворцом, храмом Рождества и сохранившейся до сих пор церковью Покрова на Нерли.

Но столицей Боголюбского был всё-таки Владимир. И новому князю для того, чтобы утвердиться в новых землях, нужно было построить новый кафедральный собор. Что и начала делать международная команда. Если верить Татищеву, прислал ее Андрею его друг, император Фридрих Барбаросса, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель». Впрочем, есть мнение, что мастера Фридриха лишь обустраивали храм — расписывали, золотили, делали драгоценные церковные сосуды.

Пробная реконструкция Н.Н. Воронина
Пробная реконструкция Н.Н. Воронина

Так или иначе, к 1161 г. храм был готов. Тогда он выглядел иначе: в нем не было галерей, а о количестве глав до сих пор спорят — то ли одна глава была, то ли пять. С реконструкцией первоначального облика церкви cвязана интересная путаница. Известный историк владимиро-суздальской архитектуры Николай Воронин поначалу предложил оригинальную схему реконструкции — трехглавую, с двумя отдельными лестничными башнями. Потом он сам от нее отказался, поскольку реконструкция не подтвердилась натурными наблюдениями. Но до сих пор по монографиям и учебникам кочует эта неправильная реконструкция — слишком уж красиво.

Эпоха Всеволода

Через четверть века, в 1185 г. , собор сильно пострадал при пожаре. Его строитель имел все шансы дожить до этого времени, но был убит собственными боярами. С 1176 г. во Владимире княжил единокровный брат Андрея — Всеволод (только мать Боголюбского была половецкой княжной, а Всеволода — византийка). Впоследствии этому князю за плодовитость дадут прозвище Большое Гнездо.

При Всеволоде Владимир стал больше, и кафедральный собор потребовался тоже крупнее. Но князь не стал сносить обгоревший старый собор и строить новый. Он восстановил постройку Андрея и обстроил собор галереями. В итоге получился очень большой собор, примерно 30х30 м, и выше Софийских храмов как в Киеве, так и в Новгороде.

Часть белокаменной резьбы со стен постройки Андрея перенесли на новые стены, но, поскольку площадь стен стала больше, сделали и новые рельефы.

Эпоха Рублева

Фрагмент фрески Андрея Рублева
Фрагмент фрески Андрея Рублева

Сейчас в храме еще можно найти фрески, относящиеся к XII веку. Но ходят смотреть на фрески, которым на два с лишним века больше. В 1406 г. его снова расписали два великих мастера, два друга — Даниил Черный и Андрей Рублев. И сейчас можно видеть сцены Страшного суда, написанные этими гениями. В советское время фрески были тщательно раскрыты и отреставрированы, однако с 1990-х храм перестал быть только музеем и снова стал действующим. Как результат — состояние фресок сильно ухудшается…

С XV века Успенский собор становится эталоном, классикой. Знаменитый Аристотель Фиораванти, который строил главный храм русского государства, Успенский собор в Москве, специально ездил во Владимир и изучал Успенский собор в качестве образца.

Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1964

Воронин Н. Н. Зодчество СевероВосточной Руси XII—XV вв. Т. 1. М., 1961.

Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982 (Свод археологических источников. Вып. Е I-47).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: