«Пианисты тоже хотят объединяться!»

Вы слушаете беседу корреспондента радио «Ухо Москвы» с министром культуры Москвы И.И. Беленой.

— Уважаемый Илья Ильич, все уже слышали, что в Москве идет процесс объединения различных музыкальных оркестров. С чем это связано, скажите, пожалуйста.

— Вы знаете, это инициатива снизу. Музыканты, чувствующие вызовы времени, всё чаще начинают объединяться в большие, иногда громадные музыкальные коллективы, и все от этого только выигрывают — и сами музыканты, и слушатели, и руководство. Во-первых, какое получается звучание, когда они всем своим коллективом в 200 человек выходят на сцену и начинают!.. Во-вторых, получается немалая экономия: коллектив большой, а дирижер — один, бухгалтер — один, плановик — один. В-третьих, в большом коллективе более слабые музыканты учатся у более опытных: первое время играют потише, чтобы не портить, а потом, уже научившись, в полную мощь…

Сейчас многие говорят о насильственном слиянии некоторых оркестров, слышны протесты известных коллективов…

— Что Вы, что Вы! Ни о каком насильственном слиянии не может быть и речи. Когда к нам приходят два дирижера и говорят: мы хотим работать вместе, мы истосковались по большому, настоящему делу! Пора, пора нам сыграть девятую Брукнера в полном составе! — мы им говорим: хорошо, друзья, но нужно всё хорошо взвесить, продумать, обсудить, ведь кто-то из вас останется главным дирижером, он будет и репертуар выбирать, и принимать решения о гастролях, а кто-то останется на вторых ролях. И вы знаете, что удивительно? Оба говорят: да хоть третьего пришлите — хотим объединяться, и всё тут! Ну, бывает иногда, первые скрипки позавидуют, кляузу напишут, но в целом это наше всенародное дело, я бы так сказал.

Понятно. Но ведь бывают камерные оркестры, они играют особую, именно для них написанную музыку. Бывают специализированные оркестры, например оркестр балалаечников или ударных. Они тоже объединяются?

— Конечно! Им от этого еще больше пользы. Возьмем ансамбль балалаечников. Ну сколько можно играть «Во поле береза стояла»? Ну пять лет, десять, потом надоедает, хочется что-то новое, духоподъемное. И тогда они идут, например, к духовому оркестру Московского гарнизона, объединяются, играют вместе «Врагу не сдается наш гордый варяг…» — и весь партер в слезах.

И объективные показатели стали гораздо лучше! Раньше, когда играл малоизвестный оркестр, зал был полупустой. Сколько на одно электричество уходило зря! А теперь у нас малоизвестных оркестров нет (или почти нет). Все знаменитые — и залы битком набиты, хотя концерты стали пореже проводиться, конечно…

А как Вы видите продолжение этих процессов?

— Вы знаете, к нам стали уже обращаться пианисты. Они тоже хотят объединяться в оркестры по 5-6 человек, а то и больше. Ну, конечно, тогда придется переходить на синтезаторы, они небольшие, удобные, не требуют ежедневной настройки — так что за ними будущее!

3 комментария

  1. Вспоминается анекдот их эпохи «хрущевских укрупнений»: «Принято решение объединить Большой, Малый и Художественный театры и создать на их основе один Большой малохудожественный театр.»

  2. Да-с! Иван Экономов порадуется — не он один радеет о величии (чего бы там ни было). Скрепы, однако.
    :-)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Оценить: